Может это любовь...

                Может это любовь…

  Была ранняя весна. На открытых местностях села Тарского снег растаял, но в лесу, в предгорьях еще лежал снег. Как бы весеннее солнце не старалось быстрее растопить остатки снега, чтобы быстрее появилась зелень, да почки на деревьях, у него пока это слабо получалось. И только одно растение, не обращая внимание ни на что, подняло свою головку из-под прошлогодней листвы и даже из-под снега. Это растение – черемша.
  Биологи назовут вам, дорогие читатели, что черемша – это медвежий лук, дикий чеснок, многолетнее травянистое растение, растущего в Сибири, в некоторых регионах Европейской части России. Особенно обильно растет в предгорьях Кавказа. Ученые и медики подскажут вам, что черемша богата многими витаминами и такими веществами как: бор, цинк, железо, медь, марганец, фтор, калий, кальций, сера, селен, бор, аминокислоты.
    Мой отец Давид и моя мама Анна, вместе с нашим соседом Константином Васильевичем, которого в селе звали просто – Къоста, шли тяжелыми шагами домой. У каждого за плечами висел мешок, подобно рюкзаку, полный, откопанным и собранным у подножия горы Джарлам за весь день, черемшой.
   Константину в то время минуло 60 лет. Вместе с супругой Надеждой у них было пять сыновей и две красавицы-дочки. Непрошеные морщины у него давно обосновались на его лице, седина покрасила его редкие волосы на голове и щетину на щеках в красивый цвет. Несмотря на возраст, он был энергичным человеком. Он активно трудился на приусадебном участке, дом был полон домашней скотиной, за которыми он охотно ухаживал. Кроме того, только он держал дома большую пасеку.
Каждый раз Константин и Надежда дарили (не продавали!) каждому соседу его долю меда. Они были очень гостеприимны, хлебосольны, дружелюбны. Особенно крепко они дружили с моими родителями. Константин отлично знал, окружающий село Тарское, лес и прекрасно ориентировался в нем.
    Вот и на этот раз Константин пригласил моих родителей сходить с ним в лес у подножия горы Джарлам за черемшой. Пока идут тяжелыми ношами за спиной мои родители и Константин Васильевич, я еще добавлю одну черту в характеристике последнего.
  В округе, где мы жили, распространились слухи и злостные сплетни, некоторые соседи и знакомые говорили, что Константин, несмотря на возраст, поглядывает на красивых, молодых женщин. Чаще всего в этих сплетнях упоминалась молодая доярка Макка. Мне почему-то думается, что источником этих сплетен и слухов был сам Константин Васильевич!
   Недалеко от молочно-товарной фермы, находящейся на окраине села, мои родители и Константин остановились. Они сняли с плеч тяжелые мешки и присели отдохнуть перед заключительным этапом в их пути.
 Сидя на своем мешке Константин внимательно смотрел в стороны фермы, будто хотел кого-нибудь увидеть, потом повернулся в сторону моего отца и спросил его:
- Скажи, дорогой Дата, чем бы ты снял свою усталость?
- Скажем так,- отвечал мой отец,- принять теплую ванну или полежать  в своей мягкой кровати.
- Нет! Не угадал!- твердо сказал Константин.
- Тогда скажи, какое у тебя иное средство?
- Ах! Взять бы в свои объятия красавицу Макку, тогда бы моя усталость моментально улетучилась! – мечтательно произнес Константин Васильевич, отец семерых детей и муж красавицы жены Надежды.
     Эти слова Константина вывели из себя мою маму. В гневе она начала упрекать своего соседа:
- Что за объятия?! Кто такая Макка? – моя мама была намного младше Константина Васильевича.- Тебе не стыдно? Человек в твоем возрасте должен стыдится своих поступков и своих мыслей, и перед своей семьей, и перед односельчанами!
    - Ты всегда идешь против моего мнения! – Константин махнул рукой. – Ты не понимаешь мужчину!
        На второй день моя мама, не откладывая свои угрозы, сходила в гости к своей подруге Надежде и рассказала ей все, что она слышала от ее мужа.
На удивление моей мамы, Надежда спокойно выслушала рассказ моей матери и, также, спокойно, сообщила ей, что она давно слышала эти сплетни. Она попросила мою маму сходить с ней в молочно-товарную ферму к доярке Макка, так как у нее созрел чудесный план.
- Сходим! Сходим вместе и у этой женщины все волосы по выдергаем!- мама моя согласилась.
- Нет, дорогая подруга,- говорила Надежда,- не ругаться я к ней иду! У меня другие намерения...
   Подруги вынесли решение немедленно, в тот же день сходит на ферму к доярке Макка. И время позволяло поговорить с дояркой еще до вечерней дойки коров.
    Подруги решительно вышли со двора и только решили повернуть в сторону фермы, остановились.
 - На каком языке мы будем с ней общаться? – спросила Надежда,- я по русский не говорю, а она, судя по имени, не осетинка.
- Я тоже не владею русским языком как и ты,- сказала мама.- Надо найти нам кого-нибудь, кто бы переводил твои слова. Вот и наша переводчица! - воскликнула мама, увидев соседку Любу._
- Куда путь держишь, дорогая соседка?- спросила мама.
- Я хотела посмотреть, где пасутся мои гуси,- ответила Люба.
- Да и мы идем смотреть наших гусей! – воскликнула Надежда. Две женщины схватили свою переводчицу и направились на встречу с незнакомой им женщиной.
     На ферме трое соседок вызвали на беседу доярку Макку, довольно молодую, скромную, но симпатичную женщину.
     Истории неизвестно о чем доярке Макке говорила Надежда на своем языке. Слова ее переводила на русский язык Люба. Единственное обещание Надежды для доярки Макки, что если последняя выполнит ее условия, то она, Надежда, подарит ей хороший отрез ткани для пошива платья, сказала мне спустя многие годы моя мама.
      С момента беседы трех женщин с дояркой Макка прошел около месяца или чуть больше. Все трое внимательно следили за поведением Константина Васильевича. Они не обманулись в своих ожиданиях! В поведении и в делах Константина Васильевича происходили заметные для всех изменения:

     - Он попросил моего отца и он сделал ему красивую короткую прическу. Ни разу его небритым больше никто не увидел. Стал ходить в чистой опрятной одежде;

    - Он установил в сарае, примыкающий к дому, на длинных веревках качели для своих детей младшего возраста. Регулярно на этих, говоря словами поэта, «крылатых качелях», вместе с детьми Константина Васильевича качался и я, автор этих строк;
   
     - Пригласив своих друзей и соседей, подключив к работе своих старших сыновей, Константин Васильевич отремонтировал ограду вокруг своего приусадебного участка;
 - Для хранения кукурузы   он построил специальное сооружение на столбах, для того чтобы мыши и крысы не могли подняться на это сооружение. Для стен хранилища он использовал строганные доски, пришитые «елочкой», как паркет. Не было в то время в селе Тарское такого красивого хранилища для кукурузы;

- Вскоре были отремонтированы крыши сарая и помещения для коров;

- Во двор дома была завезена и отсыпана щебенка. Так, что в любую погоду во дворе не было грязи;

- Приготовив необходимые ресурсы и финансовые средства, решил рядом со старым домом построить новый дом. Моему отцу объяснил, что старшие сыновья вырастают. Наступит время и они женятся. Для них надо строить новый дом, чтобы не было тесно им. Он сам со своими помощниками заложил фундамент нового дома. Строительство же самого дома поручил настоящим мастерам и вскоре рядом со старым домом появился очень красивый кирпичный дом!

- Стал уделять своим младшим детям больше внимания, стал интересоваться их учебой в школе. Он впервые взял на руки дневник дочери Салимат.
    От такого внимания со стороны отца к ее учебе, моя одноклассница Салимат, итак учившаяся на «отлично», так взялась за учебу, что стала учиться на голову выше всех отличников и отличниц в школе и в районе, за что она была премирована направлением на отдых в Всесоюзный пионерский лагерь «Артек»!

        Много лет прожил Константин Васильевич в «мире, в любви и в согласии» со своей семьей. Сейчас трудно объяснить, причины и обстоятельства жизни, которые сделали Константина Васильевича отличным семьянином, примерным отцом, хорошим соседом.
   Возможно эта мудрость, которая приходит к мужчине после 60 лет и эта мудрость заметно изменила его деревенскую жизнь.
   Возможно эта была любовь, вспыхнувшаяся у старого главы семейства к молодой доярке. И эти все изменения произошли в его жизни, выполняя «наказ» женщины, в которую он влюбился на старости лет! А любовь творит чудеса!
     Мы, я и Салимат Константиновна, бабушка пяти внуков и внучек, думаем, что изменения в поведении ее отца произошли по обеим причинам, указанным выше.
     Только я один знаю, что мудрая Надежда, в свое время, передала доярке Макка отличный отрез ткани, для пошива платья. 
   


Рецензии