Человек и искусственный интеллект
С радостью узнал о том, что учёная в области нейронауки, изучающая мозг человека, Татьяна Владимировна. Черниговская будет читать лекцию на фестивале робототехники «Робофинист». Тема лекции обозначена, как мне помнится, как «Искусственный интеллект как конкурент человеку», другими словами — «сможет ли искусственный интеллект заменить человеческое мышление».
Не знаю, будет ли у меня такая возможность, но мне очень захотелось присутствовать на лекции и в конце взять слово, чтобы поделиться своими соображениями на эту тему через свою призму детского педагога.
Итак, представим, что мне удалось взять слово, и я в конце лекции вышел к залу и начал речь….
Вот что бы я рассказал Татьяне Владимировне Черниговской и собравшимся…
«Дорогие друзья, меня зовут Сквазников Николай Михайлович, я детский преподаватель робототехники и программирования. По образованию я учитель информатики и учитель биологии, поэтому периодически преподаю уроки бионики и веду кружок «Зелёная аптека». Мы с моей сестрой Екатериной написали детскую сказку «Витя в стране потерянного внимания», по ней был нарисован замечательный мультфильм, который можно свободно посмотреть в интернете. Я неспроста упомянул о данной сказке. Дело в том, что, на мой взгляд, главное отличие мышления ИИ от человеческого заключается в том, что человек обладает удивительной, чудесной, волшебной силой концентрации ВНИМАНИЯ. Уже одно только слово «внимать» перекликается со словом «познавать» — что дословно означает «приобретать знания». И способность к концентрации внимания будет доступна только человеку и всегда будет отличать его от искусственного интеллекта. И до тех пор пока у человека будет возможность обучиться владеть этой силой, силой концентрации внимания, и до тех пор пока человек сможет принимать решения в состоянии сконцентрированного внимания, искусственный интеллект не сможет его обойти или заменить.
Если Вы не против, расскажу подробнее. Не так давно я некоторое время работал в гимназии города Сестрорецка учителем информатики. И в некоторых классах я проводил следующий мастер-класс… В начале урока я сообщал детям, что их уже многому обучили в стенах этой школы и ещё многому обучат в дальнейшем в школе и вузе. Но одному очень важному их, скорее всего, не обучали и даже не намекали на существование этой темы. Это вопрос управления вниманием. «Кто из вас пробовал выжигать лупой?» — спрашивал я детей. Кто-то поднимал руку. Тогда я рисовал на доске обыкновенную лупу — примерно так: кружок, и от неё идёт палочка, а через неё линиями проходит солнечный свет. Так вот, говорил я, смотрите: солнечные лучи проходят сквозь увеличительное стекло в, так сказать, рассеянном порядке, и ничего интересного не происходит. Но стоит нам эти лучи сконцентрировать в одной точке — и я рисовал второй рисунок, где уже солнечные лучи не хаотично проходят сквозь лупу, а концентрируются в одной точке, — как в точке, где лучи сконцентрировались, появляется огонь. Также и с нашим вниманием: пока оно рассеяно, мы не видим ничего интересного, и нам скучно, но как только мы научимся концентрировать наше внимание на одной точке, зажжётся огонь познания. Вы начнете внимать — а это значит понимать то, о чём вам говорит учитель, и не только учитель, вы начнёте понимать то, о чём вам говорит вся окружающая Природа, и всё то, чему вас учит ваша Жизнь в каждое мгновение. Ведь ваша Жизнь и есть для вас главный учитель, и вы все в некотором роде находитесь в школе ЖИЗНИ. Возможно, вы поймёте мои слова позже, уже став взрослыми и набрав жизненного опыта. Дальше я спрашивал у детей, кто хочет научиться концентрировать внимание. Желающие поднимали руки, и я для них проводил небольшой мастер-класс по сосредоточению внимания. После чего я начинал урок.
Так вот, первое важное отличие человека от искусственного интеллекта и от робота — это умение управлять своим вниманием, способность концентрировать внимание до состояния, не побоюсь этого слова, сверхвозможностей. Но внимание — это одновременно и сильная сторона человека, и его слабость. Сама способность управлять вниманием связана с человеческим телом. Пока у человека есть возможность осознавать своё тело, он может управлять вниманием. Это очень важный момент, и его надо осознать. И каким бы совершенным ни было тело у робота, хоть полностью имитирующее человеческие сосуды, жидкости и так далее, робот никогда не сможет ощущать телесные ощущения так, как это ощущаем мы. А значит, у робота и встроенного в него искусственного интеллекта никогда не появится возможность ощущать, как говорил Есенин: «Чую радуницу Божью, не напрасно я живу, поклоняюсь придорожью, припадаю на траву». Слово «чуять» значит ощущать каждой клеточкой своего тела. Так вот, чуять навсегда останется возможностью, доступной только для живого человека, и его отличительной особенностью от самого совершенного робота с самым совершенным искусственным интеллектом, которых только сможет изобрести человечество в будущем. И пока человек не разучился или его искусственно не разучили чуять, его решения будут более совершенными, более благими, чем те, что сможет предложить ИИ. И как я благодарен великой силе русского языка за эти слова — ЧУЯТЬ, ВНИМАТЬ, БЛАГО! Как же был прав Константин Паустовский, который в своей «Повести о жизни» писал, что нет в мире такого явления, которое не мог бы описать великий русский язык.
Но вернемся к теме, о которой я говорю (пишу). Как я сказал немного ранее, внимание — это не только его сила, но это и его слабое место. Неумение управлять вниманием может стоить человеку жизни. На автомобильных дорогах можно часто прочитать простую надпись: «Внимание на дорогу! А не на телефон!». Стоит понимать, что за этой надписью стоят трагедии. И что, хоть роботы не обладают собственным вниманием, — а ведь смартфон современный уже превратился в робота, обладающего ИИ, — но они способны поглощать (обратите на это слово) внимание человеческое. Вплоть до самых грустных случаев. Самое ценное, чем мы обладаем, — это наше здоровье и наше время. И если человек не научится, причём желательно с детства, дисциплине, если не будет управлять своим вниманием с той же ловкостью, с какой опытный дрессировщик управляет своей собакой, то человека будут подстерегать серьёзные опасности от его соприкосновения с ИИ. Он может потерять сначала время жизни, а потом и саму жизнь.
В сказке, которую мы написали с сестрой, «Витя в стране потерянного внимания», как раз была поднята эта тема: ребёнок и его внимание, похищение детского внимания современными гаджетами. Думаю, многим и здесь собравшимся понятна эта тема. Если вы не против, расскажу краткое содержание сказки. А вообще, всем рекомендую её посмотреть, тем более что она талантливо нарисована и озвучена профессиональным актёром. Так вот, по сюжету сказки мальчик Витя, прямо скажем, залипает в своем мобильном телефоне. У него есть живые кошка и собака, но он не уделяет им внимания (обратите опять внимание на это чудесное словосочетание «уделять внимание», как много важного за ним кроется, поразмышляйте над этим, почуйте, наконец). Так вот, Витя не уделяет внимание своим питомцам, зато прилежно кормит виртуального дракончика в игре, ставит сердечки под фотографиями кривляющихся людей и пишет комментарии к маленьким дурацким видео, которые он листает на экране своего телефона. Однажды утром он до того засиделся в телефоне, что потерял контроль времени и, поняв, что уже сильно опаздывает на уроки, выскочил из дома, забыв шапку и перчатки. В результате простыл и заболел. Вернулся домой и уснул. И оказался в коробочке. В этой коробочке с ним случились метаморфозы, в результате которых дракон поглотил его внимание. Вите же казалось, что он оказался в мире своей мечты: вокруг него были стены-телевизоры, где он мог целыми днями кормить дракончиков, смотреть глупые видео и ставить сердечки, и так далее. А в это время в нашем мире Витя не приходил в себя, его отправили в больницу. Никто не мог помочь Вите: ни врачи, ни мама, ни прилетевший с работы папа. Но бабушка догадалась запустить в палату, где лежало Витино тело, его питомцев — собачку Лаю и кошечку Джули. Они уснули на его груди и оказались в том мире, где томилось похищенное драконом внимание. Тогда питомцы нашли в дебрях джунглей неподалёку от Мачу-Пикчу космический корабль и полетели на нём на чудесную планету Юпитер, где обитал волшебник Осознанность. Волшебник Осознанность согласился помочь мальчику Вите вернуть его внимание. Волшебник Осознанность полетел в логово дракона, туда, где в коробочках покоились внимания тех существ, у которых он их уже поглотил. Нашёл коробочку с Витиным вниманием и научил Витю технике концентрации внимания на дыхании. Он сказал Вите:
1. Держи глаза и рот закрытыми.
2. Сохраняй осознавание естественного дыхания, как ты вдыхаешь и выдыхаешь.
3. Не добавляй никаких слов и образов.
4. Когда ум отвлекается, мягко верни его к осознаванию своего дыхания.
5. Попробуй сохранять осознавание каждого входящего и каждого выходящего дыхания.
Возможно, ты сможешь ощутить, что вдыхаешь слегка прохладный воздух, а выдыхаешь тёплый.
Витя начал осознавать своё дыхание: вдох, выдох — и постепенно вернулся к своему телу и очнулся в больничной палате на радость всем родным и верным питомцам. С тех пор он записался на кружок увлекательной микробиологии, робототехники, а телефон использовал лишь чтобы слушать полезные подкасты и сообщать маме, когда он вернётся со школы. Также Витя начал стараться утром и вечером практиковать в течение 10 минут технику, которой научил его волшебник Осознанность. Для того чтобы детям управлять вниманием, им достаточно научиться этой простой технике. И надо сказать, что я помогал проводить курс обучения учеников Сверхновой школы, находящейся в Санкт-Петербурге, и была очень хорошая обратная связь от учеников и их родителей. Я не призываю оказать от ИИ. Я сам им успешно пользуюсь. Я призываю быть Осознанными, осознавать опасности и не допускать непоправимых ошибок. Наше спасение в наших двух сверх способностях: в способности концентрировать внимание и способности сострадать, любить, развивайте их и берегите.
Свидетельство о публикации №225102901800