Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Московский молодежный театр п/р В. Спесивцева
Режиссёр Вячеслав Спесивцев

«Мы рождены, чтобы летать, а не быть в тени».
(Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)

Книгу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» посоветовала мне прочесть подруга Наташка. Было это где-то в конце 90-х годов прошлого века, и, как потом оказалось, я сильно упала в глазах подруги, признавшись, что никогда и ничего об этой самой Чайке не слышала.
Я прочла эту книгу, как говорится, «запоем», от начала до конца, отложив в сторону все дела. А потом ещё и выписала в заветный свой блокнотик множество цитат, отражавших мысли автора, с которыми я была согласна.
С тех пор я, приобретя собственный экземпляр книги, перечитывала ее много раз: иногда целенаправленно, а иногда — просто наткнувшись на неё на полке. 

Маленькая, емкая, эта повесть-притча Ричарда Баха, несёт в себе огромное количество умных мыслей. Повествует она о необычной Чайке, которую не удовлетворяла серость существования, царившая в Стае.
Всем чайкам внушалось, что полёт — это лишь способ добраться до еды: остатков, выбрасываемых с рыболовецких судов. И они послушно кивали головками, подчиняясь этому неписаному закону…  Все, кроме молодого, сильного Джонатана: желание узнать о полёте как можно больше, усовершенствовать его, научиться делать в воздухе разные фигуры высшего  пилотажа — вот к чему он стремился.
Как вы думаете,  была ли в восторге Стая от такой «самодеятельности»? Вы угадали: она осудила Джонатана и решила срочно избавиться от него…

Спектакль Театра п/р Спесивцева про чайку Джонатана стал для меня настоящим подарком. Начался он традиционно: на сцене появился сам Вячеслав Спесивцев и рассказал, как с раннего детства мечтал стать артистом, но по окончании школы не был принят в театральное училище, ибо его чтение стихотворения не понравилось одной даме из приемной комиссии. В конце концов будущий худрук в училище поступил, и даже без сдачи экзаменов. Но тот случай стал в его биографии воистину судьбоносным: у него родилась мысль о создании детской театральной студии, куда будут приниматься ребята, просто мечтающие играть в театре.  Вне зависимости от настроения пресловутой «дамы с пучком» и толщины кошелька их родителей.  Главное — чтобы ребёнок этого очень хотел.

Мечта стала явью: в студию при театре сейчас приходят все новые и новые дети, не мыслящие своей жизни без этого прекрасного искусства. И сегодня мы получили возможность увидеть многих из них на сцене. Ибо Стая чаек — сообщество многочисленное, включающее в себя как совсем маленьких птенчиков, так и взрослых птиц. Ну и, конечно, пару-тройку непослушных юношей типа нашего главного героя, не боящихся ободрать перья на крыльях ради освоения воздушного пространства.

Заметьте, что никакой награды или особых почестей Джонатан за это не требует: он готов совершенно безвозмездно преподнести все им изученное и освоенное Стае, чтобы чайки стали умными, сильными и свободными птицами, не зависящими от погодных катаклизмов и милости людей, кидающих им чёрствые корки и рыбьи потороха.
В конце концов, для чего жить на свете, если не ради достижения совершенства?

Если честно, то я с трудом представляла, как сможет небольшой по продолжительности спектакль вместить и донести до зрителя все то вечное, доброе, глубокое, правдивое и свободное, что написано в книге Ричарда Баха. Нет, текст у автора не сложный, просто он требует вдумчивого прочтения и перечтения… А иногда и ночного бдения над книгой…

Но спектакль получился, и не каким-нибудь развлекательно-попсовым (чем иногда грешат сейчас действа для детей и подростков), а очень интересным и поучительным. И помогли в этом бессмертные композиции группы «Ария», хорошо знакомые как подросткам, так и их родителям и бабушкам-дедушкам.
Песни «Арии»: «Ангельская пыль», «Кровь за кровь», «Рабство иллюзий», «Без тебя» как нельзя лучше подошли к происходившему на сцене. Особенно понравилась мне сцена, проходившая под песню «Кровь за кровь»: Вожак Стаи предстаёт здесь не только заносчивой и пафосной Чайкой, твёрдо уверенной в своей правоте, но и… Понтием Пилатом, давшим приказ о распятии Христа. Который был виноват «лишь тем, что одинок» (то есть, не принят толпой).

Чудесные рок-баллады «Я свободен» и «Возьми моё сердце» пели не только все артисты на сцене, но и зрители, освещая зал экранами телефонов. И мне на минуту показалось, что я нахожусь на рок-концерте и «слышу утренний колокол», который разгоняет бесов. И тогда, освободившись от предрассудков, внушаемых им Вожаком, белоснежные чайки наконец воплощают в жизнь великую Мысль, управляющую их крыльями — от кончика одного до кончика другого. Мысль о Любви, Свободе и постоянном стремлении к Совершенству.

Красиво поставленный свет; необычайная «клетка» для чаек с отдельными «гнёздами» на сцене; громадная сеть, по которой летят к совершенству те чайки, которым надоело вести серое существование… Все это, вкупе с отличной рок-музыкой и яркой игрой артистов самого разного возраста, делает постановку сию уникальной.
Высказывания Ричарда Баха о свободе, совершенствовании, любви, принятии себя таким, каков ты есть и расширении своих горизонтов преподносятся здесь просто, так что они понятны и подросткам.

«Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих. Вот что я называю любовью», — эти слова Учителя Чианга были оставлены в наследство Джонатану. Он же передал их и Салливану, ставшему наставником чаек  на небесах, и молодому бунтарю Флетчер Лингу — чайке, изгнанной из Стаи за своё стремление познать новое и быть свободным.

Ох и нелегко же было Джонатану покинуть гостеприимные Небеса и вернуться туда, где его ненавидели, смеялись над ним и лишили пищи и крова!  Но он вернулся, чтобы навсегда «забыть, что значит страх»… Чтобы личным примером научить чаек быть свободными.
И победил. Ибо в каждой чайке, как и в любом человеке, всегда есть хоть что-то доброе, хорошее, милосердное. Все вместе это носит имя «Любовь». И она безгранична. И все, даже самое невероятное, ей под силу.


Рецензии