Часть первая. Большой праздник знаний...
Большой праздник знаний...
Описание:
Мы вот в школу с ребенком идём.
А там нам рад только один скелет...
========== Часть первая. Большой праздник знаний. Не для всех... ==========
БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: НЕ ДЛЯ ВСЕХ.
·.° .;
• ·.° . ·°
;°.
Двадцать девятого августа мы шли в школу. Здание типовое, трехэтажное, из блоков и кирпича, повсюду красилось. Каждая дверь оставалась закрытой.
Мне с дочерью приоткрылась дверь со двора.
Вошли. На стульях и креслах сидели маляры и технички. Смотрели на нас и пили чай.
- Вы никуда не пройдете! - Говорили злобным хором они. - У нас тут везде покрыты лаком полы! Директор к вам не придет!
Сказали потом и уборщицы:
- У нас нет мест! И запись в нашу школу окончена!
Потом дообъяснили то же самое, только матом, маляры.
Старалась понять и прояснить: Мы шли записывать мою шестилетнюю дочь в школу. И та, в которую мы только что вошли, была к нашему дому самой близкой.
- Вы напишите на заявлении, что нас не принимаете, - старалась и говорила я. - Поищем тогда другую школу.
И пропустила тот момент, когда в проемах дверей из глубины коридора, среди разгневанных выкриков и сплоченного женского коллектива, вдруг появилась ещё одна, тоже женская фигура. И сообщила:
- Директор школы - это я! Сейчас вызову полицию!
Августовский солнечный день запомнился мне и дочери небольшим скелетом. Шли среди черных, глубоко ободранных, но залитых лаком, поэтому блестящих полов коридора. Стояли внутри кабинета директора, просторного, с высокими окнами, шторами, и полосами солнечного света на полу и большом директорском столе.
Один лишь бледно - желтый скелет смотрел черными глазницами в глаза моему ребенку, молчал, внимательно выслушивал обеих нас.
Скелету и дочери было легко. Они играли вместе. Правая рука учебного пособия вдруг отцепилась, упала на пол с лаконичным костяным треском.
Дочь взвизгнула и бросилась поднимать. Но я успела первой. Сухая ручка с костяной и гладкой послушностью легла в мою ладонь и оказалась муляжом.
Я и теперь не думаю, что только поэтому, он, единственный, был с нами так терпелив и выдержан - скелет.
Пособие по школьной программе с мою дочь ростом. А возраста его я не знаю. Мы больше не встречались с ним.
Сейчас я думаю о том, что всю свою жизнь наш единственный вежливый и внимательный собеседник провел наглядным школьным пособием. Скелет в шкафу был ценен для образования. И, может быть, поэтому ценил любую доверенную ему детскую жизнь...
Мне приходилось сложно. Настолько, что если бы хоть немного и в чем - нибудь, могла бы я себя почувствовать виновной или уязвимой...
...А также боялась бы пересечения с полицией, то схватывая ребенка в охапку, бежала бы со всех ног, выпрыгивала в окно, отыскивая первый этаж и мягкий газон. Или с боями среди маляров и школьных техничек, прорывалась бы на выход, к двери, что выводила из недружественной школы...
...Ни разу и никто. За все время моей собственной учебы в школе. Не вызывал еще против меня полицейского, только лишь потому что мать с шестилетним ребенком пришли поступать на обучение в их драгоценную и неприкосновенную школу.
Мы выходили рядом, поодиночке, не вместе: Дочь, я и директор школы.
Вновь шли по лаковым полам, сначала ободранным, затем восстановленным: то светлыми разводами, то черным лаком блистающими, то полосами и царапинами темнеющими.
Мы проходили мимо компании маляров – женщин и техничек, все еще пьющих чай, спускались по высокому в пять ступенек бетонно - цементному крыльцу.
Я до сих пор не знаю, и даже себе сейчас сказать не могу, что нужно мне было сделать в тот момент, когда я выходила из школы - бежать без оглядки подальше от того места, где дама – директор школы начинает разговор с будущим школьником с того, что угрожает вызвать полицию. Или начать мне надо бы было понимать сразу, что это новая политика образования для всех школьников?...
И благодарна только ему одному: Старенькому, светло - жёлтому скелету, который развлекал ребенка и не ругался, как директор школы, а молча слушал его детские, немного восхищённые, немного испуганные вздохи, во весь зубастый рот улыбался. И молча руку будущему школьнику подавал...
;
;;;;;;;;;;;;; ;°•
. ·.° ;;•.;;•;;;.·
• ·.°;.•. . ·°
;°.
========== Часть вторая. Чтобы понять смысл... Из цикла "Большой праздник знаний"... ==========
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СМЫСЛ…
...Комплект школьных учебников состоял из восьми книг. Был взят и выдан завучем школы под расписку, предназначался для учеников четвертого класса программы очередного, нового поколения со всеми дополнительными обозначениями: Платформы, ступеньки, ступени продвинутого начального образования...
В общем всего того, о чем моя старшая дочь, являясь заслуженной учительницей второго года обучения всех остальных детей, так обожает вести беседы со мной, объясняя «стандарты нового поколения». И пользуется, бессовестно пользуется тем, что с третьего предложения добросовестных педагогических объяснений, я обязательно "выезжаю" всем разумом из темы. И перестаю понимать смысл "учёной" беседы...
...Неистребима моя привычка, как каждого, думаю, читающего человека смотреть в книгу, которая пришла в дом надолго и постарается научить ребенка читать, писать и считать.
На пятьдесят шестой странице первой части учебника русского языка я прочитала слово «серебрянный» с двумя «н» и стала в панике вспоминать слова - исключения для суффиксов «- енн» и «- ян». Слов исключений оставалось в русском языке три: деревянный, оловянный, стеклянный.
Глаз переваривал информацию, рассеянно скользил вверх по строчкам, двумя абзацами, тремя строчками выше на той же странице того же учебника нашел слово «серебряный» с суффиксом « - ян» и одним «н».
Откладывая учебник, звонила дочери старшей ( учительница она, все - таки, должна же знать).
... Мне только вчера муж сказал, обсуждая обычным ежевечерним разговором программу телевидения, что телевизор недавно обсуждал проблемы ошибок школьных учебников.
Не обратила на слова мужа внимания. Торопливо собирала ужин на стол.
Но что же мне делать теперь?
Дочь старшая тоже не знала. Она молчала в телефонную трубку. Моя посекундная тарификация связи такой долгий звонок оплатить не смогла. Оставила телефон в покое...
Продолжила просматривать учебники.
Через два дня младшая дочь долго билась с русским языком, с тем же учебником, а в нём упражнением по русскому языку. И несколько раз призывала на помощь меня.
Сначала я не могла понять, в чем затрудняется мой ребенок. И вдруг поняла! Обыкновенное упражнение вставления «мягкого знака» вместо нескольких точек превращалось для неопытного в русском языке ребенка в неразрешимую шараду в словах «реч … ь ... ной», «камуш … ь ...ки», «зареч …ь ... ный».
Ошибки учебника, хоть и были выделены двойными многоточиями, хоть и предлагали выбор ребенку, вставлять "мягкий знак" или не вставлять, все же несли избыточную информацию, сбивали с толка ученика и не учили "правильнописанию" сложнейшего русского языка...
Ошибка составителей учебника, - успокаивала дочь я. И понимала, что это правда.
- С какой стороны ксерокопию будем делать? – спросила молодая девушка в салоне распечаток и ксерокопий.
- Мне нужно, чтобы ошибка учебника была на ксерокопии видна;, - ответила я. - Не может быть. Чтобы слово «облужить», вот здесь, на сто шестьдесят второй странице учебника русского языка было литературным словом, могло преподаваться в начальной школе детям, как литературный пример для подражания и для создания новых слов.
...И неожиданно оказалась внутри стихийной рабочей дискуссии среди всех, кто стоял в очереди.
Как сложно в определенном возрасте и с грузом наработанных временем понятий, установок, общаться с незнакомыми людьми!...
Всегда не понимала мужа, который вместе с массой прозвищ и «Ников» чувствует себя призванным общаться со всем миром. И так легко переписывается с разными людьми в интернете. Он остроумен и умен. К нему тянутся люди, его понимают.
...Вне зоны короткого рассказа, что можно рассказать незнакомому человеку, кроме как в форме небольшой заметки о погоде, обсуждая природу, погоду, гололед, ветер, сосульки с крыш.
Но неожиданно и вне формы короткой заметки мое оправдательное замечание:
- Не может в русском языке существовать литературная форма: «Мама, меня облужили!»
Кроме как в колонке газетно - журнальной статьи « Говорят дети».
Нельзя приводить примером такое высказывание в учебнике для учеников четвертого класса без объяснения фразеологии, лексики и правил русского словообразования!
Я все - таки старалась оправдаться, но ведь меня окружающие деликатно поддерживали!
Оказывается, тема ошибок в школьных учебниках близка большинству людей, потому что многие из них - родители!
Мы тоже один раз столкнулись - рассказывает молодая женщина в очереди.
Учебник по математике для второго класса начал задачу с расчетами огурцами и помидорами, а закончил ее вопросом: посчитать сколько яблок и груш сложили в корзину.
...Сказать Вам, что я удивлена? Только вчера муж вновь говорил мне о программе телевидения, где собирались выловить ошибки в учебниках по математике для младших школьников, как смысловые: - Пошло пять охотников в лес, вернулось ...
Вопрос задачи учебника математики: Сколько охотников погибло на охоте? ...
Или еще пример: В первый день охотники убили пять зайцев, во второй - шесть лис. Вопрос: Сколько всего зверей было убито за два дня тремя охотниками?
Так и грамматические (?!)
- А можно я учебники сфотографирую? – Отвлекал меня от посторонних размышлений и спрашивал молодой человек из очереди в салоне распечаток и ксерокопий.
И я понимала, что сделала правильный поступок.
...Быть может, старшая дочь, заслуженная учительница второго года обучения младших школьных детей права;: Ступени и платформы нового поколения становятся все сложнее и недоступнее для понимания отдельных малообразованных педагогически родителей.
А школьные учебники создаются все проще. И как же далеко им до качества учебников старинного Советского Союза, где глаз не спотыкался каждую минуту, выхватывая ошибку, описку, компьютерную неточность распечатки. Где каждый учебник выверялся дотошными корректорами.
Я выходила из салона распечаток с новым и гордым ощущением: Проделанная мною работа по выявлению ошибок в школьных учебниках, оказывается, важна для многих людей, которые готовы были меня поддержать.
Но окончание любой вещи всегда дописывает жизнь.
Совсем недавно мне позвонили из школы, предложили забрать для ребенка новый учебник русского языка, ошибки в котором полностью отсутствуют...
========== Часть третья. Подготовка. Из цикла "Большой праздник знаний"... ==========
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПОДГОТОВКА. Из цикла "Большой праздник знаний"...
...Как оживляется городская жизнь и наполняется новым смыслом в торжественные моменты воспитания и обучения детей!
Первое сентября, Последний звонок, Выпускной вечер и другие праздники выплескивают на улицы города самых разных людей.
Сегодня рядом со мной в трамвае ехала моложавая и очень гордая бабушка.
Вместе с внучкой - будущей первоклассницей, барышней рослой, упитанной и всесторонне развитой.
В провинциальном городе так быстро вспыхивают мимолетные контакты, которые продолжаются до первой нужной остановки и не обязывают никого из собеседников к дальнейшему развитию отношений, а только к вежливости, поддерживающей собеседника, которому есть, что рассказать другому: попутчику или слушателю...
- Ходили мы на подготовку, всю зиму ходили, - рассказывает бабушка. - И научили нас всему: Мы пишем, читаем, считаем до ста.
Чуть свысока ее питомица и внучка оглядывает пространство трамвая и его окрестности. Она готова немедленно начинать сообщать о знаниях, что выдали ей в подготовительной группе.
- Как интересно! - И в самом деле заинтересовываюсь я. В то время не интересовалась еще программами подготовки детей к школе или обучения их в школе.
Но собирала, привычно, информацию, копила знания на черный день.
Мне многое сообщают, достаточно интересно рассказывают. Я понимаю, программа первого класса школы пройдена почти вся.
Девушка - будущая первоклассница уверенно горда своими знаниями.
И демонстрировала их, рассказывая подробно и громко, на весь трамвай, чему научилась за целый год в подготовительной школе...
В самом начале обучения в первом классе полученные в подготовительной группе знания за способности ученика к обучению вполне сойдут.
Не раз потом встречала я уверенных выпускников подготовительно - развивающих школ. Наполненные знаниями, они достойно считали, сообщали, что умеют читать и писать.
Но «Анну Каренину" Льва Толстого, Достоевского или Лескова, как и других классиков, пока еще не читали. Не знали ничего о классической литературе, нимало не смущались, по этому поводу...
...Подготовительных знаний, уложенных плотно в их головенки, детишкам было достаточно.
А также они не знали: Таблицу логарифмов. И не умели брать производные! Не знали первообразной, как математической сущности...
Не понимали вычисления квадратных корней! И не всегда могли сложить числа шесть и семь!
Но ведь какое великое дело ведут нынче платные развивающие школы дошкольного или дополнительного образования детей!
Не только дают первоначальные знания, но и приучают детей публично и с удовольствием демонстрировать полученные знания...
...Чему же остается обучать учителю начальной школы, когда класс конкурентоспособных, обученных школьников, приходит каждый раз в первый класс?!
Не зря, наверное, появился в последнее время "школьный" анекдот, о том, что раньше школа учила детишек читать, писать и считать. А теперь только проверяет, как могут дети читать, писать и считать...
Свидетельство о публикации №225102902115
