Часть шестая. Котёнок для битья...

========== Часть шестая. Котенок для битья. Тема: Семейная педагогика и семейное образование. Из цикла: Большой праздник знаний.... ==========



КОТЕНОК ДЛЯ БИТЬЯ. ТЕМА: СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Из цикла: Большой праздник знаний...



- Ты, конечно же, помнишь меня, Милорд? Я твой мальчик для порки...

Марк Твен. «Принц и нищий».

Вместо эпиграфа...



...Котенок плакал и кричал. От половины квартала и до угла я шла и слышала его мяучение: То горестные просьбы, то слабый писк.



...И у меня на душе было пусто и горько, поэтому я сказала:

- Кис - кис.



Ко мне он подкатился шариком, полутора - двухмесячный котенок, несчастный, измученный и голодный.

От самого школьного крыльца я шла с такими же чувствами, И, поэтому, кошачьего ребенка на руки взяла...



Вокруг стояли дома, укрытые полутора и двухметровыми заборами из разноцветного и профильного листа, закрытые на высокие железные двери.



- Будем искать твою семью, малыш, - решала я, поглаживая зверя по мягкой спинке.



Котенок то пищал, то мурлыкал. Ближайшая дверь отворилась. Навстречу вышел большой сердитый бульдог.



Спасались мы вместе. Длина цепи оказалась чуть - чуть маловата для прыжка собаки. Бульдог нас не догнал...



Чуть позже из двери вышел человек.

- Скажите, пожалуйста, - спросила я, - случайно, это не Ваш потерянный котенок?...



Мужчина нас не услышал. Он не ответил и даже не обернулся.



Я снова почувствовала, как растерянность охватывает меня. Так, будто я опять оказалась в школе. И вновь почувствовала, что не знаю, не понимаю и не могу представить когда и как сумею все эти вещи и школьные премудрости, собственной дочери объяснить.



- А в нашем доме уже живет один большой и рыжий домашний кот. Ты будешь лишним, маленький серый малыш, - думала я и поглаживала одним пальцем по спинке крохотного серого кота.



Котенок сидел, умещался внутри ладони, жмурился и мурлыкал. И точно так же сидела я внутри школьного кабинета, потом внутри кабинета завуча, пыталась не зажмуриться от ужаса: Опять не успели, не поняли, не доучили. Старалась мурлыкать:



- Уж очень мало времени оставили Вы нам для обучения. Еще в третьем классе на форме индивидуального обучения, ребенок дислексичил: Не читал буквы, не писал слов, не считал цифрами...



Котенок не собирался убегать, и я, оглядываясь, надеялась и старалась найти его дом, хозяев, родителей...



Чуть дальше работали бригадой строители. Месили цемент и складывали стены. Серьезные люди выращивали будущий просторный дом. И к ним подошла я, спросила - не их ли это котенок...



Обрадованные возможностью перекурить, как передохну;ть, строители немного весело, немного насмешливо разрешили мне забрать неизвестного им серого и тощего котенка с собой.



- Да он и мне, в общем - то, не нужен, - еще возражала я и вспоминала себя, примерно полчаса назад, такую же лишнюю и никчемную для всего школьного обучения...



Рассматриваю сейчас накормленного или откормленного серого кота с двойными черными полосками от каждого глаза до уха. Котенок то ли жмурится, то ли мурлычет или даже шипит...



Растет самостоятельный кот и защищает свою территорию от разных вторжений и взрослых котов, не обращает внимание, что каждый захватчик и чужой кот будет побольше нашего, (который откликается теперь на кличку «Швондер»), в два или в два с половиной раза.



Я думаю теперь о пользе смущения...



Ведь если бы меня так сильно не перепугали бы в школе, таинственной недоступностью знаний, контрольных работ: системных, профильных или методологических о грамотной варке куриного яйца или о богах Древнего Египта...



Особенно я была перепугана богом - крокодилом Древнего Египта, Себеком, активно встроенным в тесты и кроссворд, совсем недоступный моему ученику четвертого класса, как ребенку, не умеющему читать и дислексику...



...Навстречу бездомному котенку шла бы не та же самая, совсем в себе неуверенная я, которая не понимала ради чего из перечня интереснейших событий, загадочного искусства и хмурых египетских богов, для школьной "египетской" контрольной выбрали абсолютно второстепенного бога - крокодила. Ведь были же и другие боги: Богиня - корова. Ее так легко было объяснить. Она была подательницей жизни и свежего молока... Бог солнца - Ра, тоже объяснялся легко. Он отдавал свет и тепло каждому колоску древнеегипетской пшенички...



И понимаю теперь, что абсолютно нерастерянная я, нашла бы в себе силы и, проходя мимо плачущего малыша, смотрела бы в другую сторону и думала о чем - то другом, старательно обходила бы изголодавшегося маленького детеныша.



О, Боже, а как он ел! Мелкий бездомник, он умещался на моей ладони. Бугрился из - под весенней куртки мелкой комковатостью лап, головы и тощенького хребтика.

Через весь двор шел, недоверчиво оглядываясь, на подгибающихся лапках к остаткам еды в чашке, как всегда недоеденной Васькой, домашним и рыжим нашим котом...



Весной, на улицах города показывается намного больше бездомных котят и кошек. Они живут в скверах, сидят на ступеньках магазинов и исчезают вместе с холодами и наступающей зимой.



Наверное, переохлаждаются, простужаются, болеют и гибнут. Расходный материал, примерно такой же, как и мы с ребенком в нашем новаторском и вынужденном, альтернативно - семейном обучении.



Ведь так же, как и мы с ребенком - ни школе, ни местному образованию, оказавшись за бортом привычных представлений администрации об учебе или педагогической "компетентности" и компетенции, оставленные без человеческой заботы и тепла, ни мы, ни они, бездомные и пропадучие котята и коты, совсем никому, особенно - то, и не нужны...





========== Часть седьмая. Котенок для битья. Продолжение. Мы вместе. Как мы спасали Машку... ==========



МЫ ВМЕСТЕ. КАК МЫ СПАСАЛИ МАШКУ.

или "Котенок для битья"... Часть вторая. Из цикла рассказов: Большой праздник знаний"...



• ;;;;; ; . ; °.; .° ;;; °.; ;.° . ; ; ;; ; ;

·.° ; •.;. •;.·

• ·.°.•. . ·°

;°.

; ; ;;; ;*:;;



После своей встречи с Дубровским Мария Троекурова должна была притвориться, что согласна выйти замуж за князя Верейского. И тогда бы она сама положила кольцо в дупло. И Дубровский не опоздал бы со спасением и успел бы вызволить Машку от свадьбы со стариком - князем.

Из школьного сочинения по литературе. ''Дубровский''. Вместо эпиграфа...



Мальчик встал и стоял в непринуждённой позе, но на лице его было заметно смущение.

- Государь, ты должен меня помнить. - Сказал он. - Я - мальчик, которого секут.

М. Твен. "Принц и нищий".

Вместо второго эпиграфа...



...Я никогда не хотела быть педагогом. Ни тогда, когда стояла вместе с подругой в просторном холле здания педагогического вуза, опоры и главного образовательного учреждения всей области.



Подруга, туда она после школы пришла подавать документы, чтобы стать потом учительницей, стояла рядом, вместе со мной.



Она подала документы и в ВУЗ педагогический поступила. Я воздержалась.



Ни позже, когда стояли вместе с дочерью и выбирали факультет. Дочь старшая в шестнадцать лет вдруг танцевать захотела. Стать профессиональным хореографом. И зарабатывать потом преподаванием танца всю жизнь...



Боялась я, что из нашей провинции редко выдаются знаменитые балерины или хореографы, подобные Улановой или Плисецкой, поэтому попросила:



- Дочь, ты повнимательнее к местному педагогическому присмотрись...

Ты можешь, наверное, стать знаменитой балериной, потом уйти на пенсию, лет в тридцать пять, и зарабатывать потом на жизнь, рассказывая в садике или в младшем школьном возрасте, методику танца и разучивая то два прихлопа, то три притопа простейших танцевальных движений.



А можешь выучиться на педагога любого профиля и пройти потом курсы обучения хореографии...



Надеюсь, результаты не сильно будут различаться. И ты сумеешь обучить простейшей методике танца с прихлопами и притопами любого детсадовца...



Ребенок подумал и согласился. Потом я помогала подавать документы. Потом помогала то писать рефераты, то готовиться к экзаменам, то вязать розочки на уроках рукоделия в ВУЗе крючком.



И ни разу в жизни я не жалела, что не педагог.

Возможно потому, что по свойствам характера, не умею методично заставлять и планово наставлять мелких человеческих детишек.



Так почему же, почему, моя коварная судьба, всегда выносит меня на этот стрежень [ из – за какого пожизненного острова на стрежень, на простор речной волны, как бедного Стенку Разина] и спотыкает всегда на те же самые грабли ...



Сначала, со старшей дочерью, где не являясь ни минуты, и ни грамма, ни педагогом ни даже учителем - уникумом, а только лишь профильным экономистом сельского хозяйства, вела у нее в десятом - одиннадцатом классе все пятнадцать школьных предметов по договору семейного обучения.



И регулярно отчитывалась, вместе с нею, сначала по четвертям, затем по полугодиям, среди не самого доброжелательного или добродушного коллектива педагогов школы, о нашей полной успеваемости.



И улыбалась, иногда, потому что лишь к концу одиннадцатого класса школы, не сами учителя, но завуч школы, узнал, либо догадалась о том, что федеральные субвенции, отпускаемые школе на каждого ученика, довольно таки немаленькой суммой, ежегодно, уходят вместе с учеником семейного обучения из школьного дохода или бюджета...



Только к концу одиннадцатого класса сумела наша завуч сообразить. И сильно на нас с ребенком обиделась...



И школьной библиотекой мы с ученицей - дочерью еще пользовались.



Но жизнь меняется. Прогресс развивается. Проблемы остаются прежними.



Потому, что в школу идет младшая дочь. И, доверяя полностью учителям школы, поглядывая на них снизу, как на неведомых, обладающих таинственной властью богов, не вмешивалась в обучение собственного ребенка.



Вдруг обнаруживая к концу третьего года обучения и третьего класса - ребенок не умеет читать, писать, считать...



Со мной дочь сначала работала. Я получила дочь, как собственного единственного ученика в конце марта месяца. Программы обучения утвердили в начале апреля после расширенного заседания в Министерстве областного образования. Там были все. И Замминистра образования там тоже был, сидел в кресле тоже.



К началу сентября, то есть, через неполные полгода, должна была предъявить школе ребенка, умеющего читать, писать и считать, на уровне третьего класса. И перейти вместе с ребенком в класс четвертый...



Ребенку было увлекательно и ново писать со мною вместе палочки и крючки, учить буквы и складывать на пальцах цифры, изучая счёт до десяти. Итак, в конце августа, занимаясь всё лето, мы перешли в четвертый класс.



Я никогда не завидовала школе. В ее распоряжении находился не только грандиозный административный аппарат подавления, принуждения, угнетения [ К. Маркс, цитата о государстве, из его труда ‘’Капитал’’], но и необходимость разделять по разным категориям успеваемости всех детей.



Кого - то школа определяет отличником, кого - то лучшим в классе, а некоторых помещает в неудачники и в обыкновенные плохие или неуспевающие ученики...



А у меня была только моя собственная дочь.



Но наше семейное обучение вдруг пошло трудно. Необходимо было постоянно наверстывать недостающие знания трех предыдущих школьных лет.



И, значит, идти вперед. Всегда только вперёд. И поглощать знания очень большими объемами...



Ребенок понимал, что мама пожалеет его всегда. И я оказывалась беспомощной, потому что невозможно объяснить девятилетнему ребенку, почему надо не играть, а сидеть на стуле, что нужно правило учить.



Правила для будущей взрослой жизни, не могут работать так же грамотно, как для взрослых, и для восьмилеток.



...Решение подсказал Ной. Забавный львенок из мультика ‘Ковчег Ноя', что мы смотрели вместе с дочерью на испанском языке в интернете и так учили свой первый иностранный язык.



Подпольно. Потому что иностранный испанский нам третий год не признавала и не засчитывала официальным иностранным языком администрация школы, завуч школы и вся остальная школа тоже...



Ребенок оставался дислексиком. А я выучила со старшей дочерью английский язык в объеме, достаточном, чтобы читать, понимать и переводить тексты без словарей...



И знала, что сложнее английского с его тонкостями произношения: "nothing", слово, что означает "ничего", а произносится "нафинг", да ещё с носовым дифтонгом... Я знала, что сложнее английского, может быть только русский язык, с его омонимами, где коса - это орудие для кошения травы, тонкая полоска песчаного берега рядом с рекой или волосы, уложенные в плетёную причёску...



Итак, мы смотрели мультфильм на испанском языке в интернете, пытались понимать, о чем же говорят герои, и за простое и ясное произношение звуков, вдвоем с ребёнком, любили львёнка Ноя,

его распахнутые лапки и вечное '‘abrazarme’' ( "обними меня" или "давайте обниматься").



...Среди томительных и нудных выяснений, заминок и запинок ребенка, о том сколько же было Дубровских в семье Дубровских и как кого зовут. И кто же есть в повести Пушкина главный действующий персонаж?...



Я сначала точно следовала списку вопросов под каждым параграфом учебника, потом нечаянно довела ребенка до расстройства и до злых, от общего непонимания предмета, слез, затем, стесняясь и смущаясь, сказала:



- Давай обниматься … - Разгоряченный спором и непониманием ребенок, думал

секунды, затем пришел и обнялся со мной...



Слова вдруг нашлись сами. Я их сказала, прижимая к себе теплое, чуть влажное от возмущения, незнания и неповиновения детское слабенькое тело:



- Я не могу быть твоей учительницей. Я ею никогда и не была. Тем более, я не могу быть твоей строгой учительницей. Я - мама. Всегда только мама.



Но нам все равно нужно заниматься. И если ты думаешь, что я не права, неправильно объясняю или много заданий тебе задала, то ты приходи сначала обниматься.



И только потом, в чем я неправа была, давай будем выяснять.



- Ладно, - отвечал мне ребенок, чуть погодя, довольный и успокоенный

поглаживаниями, обниманиями, похлопываниями, - я переслушаю аудиокнигу с Дубровским.



Дочь так сказала и ушла. Включила компьютер. Нашла в папке аудиокнигу. Слушала.



Я засыпала, измученная прикладной к ребенку педагогикой, необходимостью всегда лавировать между обучением и его строгими, непонятными правилами.



И думала о том, что жизнь непредсказуема, зависит, часто, от мелочей. И Маша Троекурова могла бы выйти замуж за Дубровского, если бы не стала перечить отцу и настаивать на своих брачных планах в разговоре с деспотом - отцом...



Моя дочь пришла ко мне позже. Обниматься. Урчала, как большой ласковый кот. Потом сказала:



- Я написала, как Машка могла бы спастись. Я поняла, что она не должна была пререкаться с отцом. Тогда бы ее в комнате не закрыли. И она сама бы положила кольцо в дупло старого дуба, чтобы кольцо нашёл Дубровский, а Машку спас от старика - князя.

Я написала об этом...



Очарованная самим фактом, что дочь в ее неполные одиннадцать лет вдруг научилась сама писать литературные сочинения, я подтвердила:

- Ребенок, ты – Гений!…



• ;;; ; . ;;;; ;. ; ;; ; ;.

; ° ;

; ; ° ;° ;

; ° ; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;°;

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;°;

; ° ; ;;;;

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;



;


Рецензии