Во власти неведомой силы. Глава 25. Ивдель
http://proza.ru/2025/10/03/262
***************
В Ивдель группа Игоря прибыла 24 января 1959 года в 23.42 по местному времени.
Поход группы Игоря планировался как поход по Северному Уралу. Северный Урал - это часть Уральских гор между 59° и 64° северной широты. Он простирается от Косьвинского и Конжаковского камней на юге до берега реки Щугер, огибающей горный массив Тельпосиз на севере.
К Северному Уралу относились города Серов, Карпинск, Североуральск, Ивдель Свердловской области, Красновишерск и Кунгур Пермской области, Воркута, Печора и Вуктыл Коми АССР.
Ивдель был самым северным городом Свердловской области. Далее на север была в основном малонаселённая местность с редкими некрупными посёлками. Это создавало идеальные условия для совершения походов III категории трудности. До Ивделя было несложно добраться на поезде, поэтому большинство туристских групп прокладывали маршруты своих походов через Ивдель.
Была в Ивделе зимой 1957 года и группа Игоря, из этого состава участников вместе с ним были Зина и Николай. В отличие от этого похода, туристы начинали маршрут с Полуночного, далее ехали на Вижай, а в Ивдель прибыли только в конце лыжного этапа маршрута, чтобы уехать домой на поезде.
Времени было мало, и из впечатлений о городе осталось только то, что Ивдель - довольно большой город с преобладанием одноэтажных домов и что вокзал оказался на противоположной стороне города. Тем не менее, Ивдель вызывал интерес участников похода и при подготовке к походу краеведам Владиславу и Зине удалось собрать неплохой материал по истории и современной жизни этого города.
Город Ивдель был расположен на восточном склоне Северного Урала по обоим берегам реки Ивдель в 525 километрах от Свердловска. Поселение было основано в 1831 году как посёлок при золотопромывальной фабрике. В 1943 году посёлок получил статус города.
В окрестностях города были открыты месторождения марганцевой и железной руды, золота, меди, бокситов, была развита лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Туристы были также наслышаны от участников предыдущих походов, которым удавалось задержаться в Ивделе на сутки, об историко-этнографическом музее города Ивделя. Музей состоял из семи отдельных залов, посвящённых животному и растительному миру Ивдельского края, Ивделю до Октябрьской революции, истории Ивделя с 1917 по 1945 год, промышленности, народному образованию и здравоохранению, коренным жителям Ивдельского района - манси, русской избе и Уралу как кладовой минералов.
Не менее легендарным, чем сам музей, был его директор Иван Евлампиевич, который в 1929 году по собственной инициативе открыл данный музей на общественных началах в одной из комнат Ивдельского клуба им Ленина.
Туристам очень хотелось посетить этот музей, но по времени пребывания в Ивделе у них это опять не получалось. Задерживаться в Ивделе на сутки из-за посещения музея не представлялось возможным, надо было ехать дальше. Игорь пообещал ребятам побывать в музее на обратном пути, если позволит время, то есть если поход пройдёт по плану и не придётся задействовать резервные дни.
Поезд N 81 "Надеждинский Завод - Полуночное" от Серова до Ивделя шёл пять с небольшим часов и прибывал на станцию Ивдель-1 в 23.42 по местному времени.
Большинство пассажиров почти сразу после посадки улеглись спать, но туристам в 18.30 спать не хотелось. Дискуссия на тему любви, начатая Зиной, которая свелась к обсуждению темы любовных поцелуев, продлилась долго, и туристам, едва успевшим сомкнуть глаза, пришлось пробуждаться в самый разгар сна.
В районе станции Лангур проводница прошла в конец вагона, чтобы закрыть туалет, и разбудила Игоря:
- Молодой человек, просыпайтесь, через полчаса прибудем в Ивдель.
Игорь поднялся и начал потихоньку будить других участников дружной компании. В Ивделе перед убытием в Полуночное поезд делал длительную остановку, спешить с покиданием вагона было не нужно, но и суетиться в темноте, при свете тусклой лампочки дежурного освещения, тоже не хотелось. Ребята не спеша стали упаковывать свои рюкзаки, стащили лыжи и габаритные вещи к двери рабочего тамбура.
Поезд прибыл к перрону станции и остановился. Ребята выгрузили вещи и вышли сами. На улице был лёгкий морозец. Время близилось к полуночи. Перрон вокзала ярко освещался множеством фонарей. Сам вокзал тоже празднично светился высокими окнами.
Вокзал был построен в 1940 году по оригинальному проекту и отличался интересными необычными врхитектурными элементами. По традиции, туристы направились в помещение вокзала.
Несмотря на то, что Ивдель был в пять раз меньше Серова, встретил туристов он во сто крат приветливей. Никто не мешал им войти в зал ожидания с вещами и лыжами, никто не давал им указаний, что надо, а что не надо делать.
В Ивделе группе предстояло быть в течение нескольких ночных и самых ранних утренних часов. Зал ожидания был большим, пассажиров было мало, и главное - была полная свобода действий туристов, это было здорово.
Больше всего ребятам хотелось спать. Они расстелили на полу в углу зала палатку и завалились спать, оставив дежурного охранять вещи и их богатырский сон.
Дежурили по очереди. Первой вызвалась дежурить Люда. Она сшила себе бахилы и занялась переписыванием песен.
Женька из группы Юрия, явно неравнодушный к ней, пошутил:
- Что, Люда, решила не спать, принца ждать? Надо было ботинок потерять на перроне как Золушка.
- Мой принц и без ботинка меня найдёт.
- Для этого и бахилы шьёшь? Тогда ты не Золушка, а Бахилушка. А принц твой - Бахилец? Вместо белого коня - на санках?
- Ты думаешь, я такая дурочка, что никому не нужна?
- Ну почему же, спроси у Васи-дворника, ему такая дурочка как раз и нужна.
- Сам дурак, и Вася твой дурак, и кот твой дурак, а я умная и хорошая, ты ещё не знаешь.
Люда продержалась до 3 часов ночи, потом её сменил Юрка. В группе Юрия тоже все спали, только Боря бодрствовал на пару с Людой и тоже что-то шил.
В пять утра в Ивделе начинали ходить городские автобусы. Встали в половине шестого, быстро умылись в умывальной комнате вокзала, быстро собрали вещи. Тяжелей всех пришлось Люде, которая дежурила ночью.
Рустем, уже умывшийся и бодрый, увидел, как она с трудом протирает сонные глаза ладошками, засмеялся и сказал:
- А не умыться ли тебе, девица-красавица? Не окропить ли тебе личико белое живой водой из ивдельского водопровода?
Люда ответила:
- Не буду умываться, здесь условий нет.
- Ну хорошо, девица-красавица, вези свои сонные глазки в Вижай, там условия лучше, придётся белым снегом умываться.
Ребята быстро собрали вещи, вышли на улицу. Тут же подошёл городской автобус. Железнодорожный вокзал был на окраине Ивделя и теперь надо было быстро перебраться в центр города, откуда уходил автобус на Вижай.
До центра города было примерно 6 километров, автобус шёл 10 минут. Выгрузились у городской площади вблизи гостиницы. Автобус на Вижай отправлялся через час.
Игорь нашёл почтовое отделение, которое работало круглосуточно, там ему сделали отметку о прибытии в Ивдель в маршрутной книжке и заверили её почтовым штемпелем.
У Рустема тоже было особое дело в Ивделе. Руководитель НИИ, где работал Рустем, получив запрос Льва Семёновича с просьбой предоставить Рустему отпуск в связи с участием в походе, просьбу удовлетворил.
Однако он вызвал Рустема и дал ему специальное поручение. Для научно-исследовательской работы институту необходимы были кристаллы кварца. Кварц в те годы являлся стратегическим сырьём. Искусственные кристаллы кварца только начали появляться, и вся промышленность работала на естественных кристаллах, добытых на кварцевых месторождениях.
Самое крупное месторождение кварца в стране было как раз на Северном Урале. В 1937 году в Наркомате обороны СССР был образован трест N 13, в состав которого вошла Полярно-Уральская экспедиция по разведке и добыче пьезокварца на территории Ханты-Мансийского национального округа.
Промышленные запасы кварца были обнаружены в Саранпауле. В Саранпауль была направлена "рабочая колонна" в количестве 600-700 человек из состава трудармии - неблагонадёжных граждан, сосланных по политическим мотивам. В 1943 году было добыто около трёх тонн кварца стоимостью порядка миллиона рублей, это позволило отказаться от закупок кварца за рубежом. Добытый кварц вывозился на лошадях через Тюмень и на оленях через Ивдель.
С развитием малой авиации кварц стал вывозиться самолётами через Ивдель. В 1939 году в Ивделе открылся аэропорт. Перед местными авиаторами стояла задача быстрой доставки людей и грузов в труднодоступные места, снабжения экспедиций, контроля состояния лесов. В 1950-е годы постоянно летали самолеты в Понил, Саранпауль и Няксимволь.
Руководителя НИИ интересовало, можно ли перевезти самолётами гражданской авиации Ивдельского авиаотряда закупленный или полученный по разнарядке для института кварц из Саранпауля в Ивдель.
Узнать это Рустему можно было либо по пути туда, либо по пути обратно.
От городской площади до аэропорта было 3,5 км. Рустем решил не откладывать выполнение поручения на обратный путь. Он был спортивным парнем и собирался за час до прибытия автобуса на Вижай сбегать в аэропорт и всё узнать.
Игорь остановил его и посоветовал позвонить в аэропорт из горисполкома. Здание горисполкома было недалеко от городской площади. Рустем вошел в здание, предъявил дежурному администратору своё удостоверение сотрудника НИИ и попросил соединить с аэропортом.
Дежурный вызвал аэропорт через городской коммутатор, на том конце провода дежурный диспетчер был готов ответить на вопросы Рустема.
Рустем узнал, что полёт представителя НИИ в Саранпауль возможен, билет на самолёт Ивдель-Саранпауль стоит 250 рублей, а груз перевозится бесплатно. Рустем записал информацию в блокнот, поблагодарил дежурного диспетчера и дежурного администратора и вернулся к месту ожидания автобуса.
Автобус на Вижай подошёл в 7 часов утра, автобус капотного типа с деревянным каркасом кузова ГАЗ-651.
Водитель конечно удивился, что пассажиров-туристов было 20 человек, с набитыми до отказа рюкзаками и лыжами. Но потом прагматизм победил эмоции - как-никак, а 500 рублей с рейса - неплохая выручка. Водитель махнул рукой и сказал:
- Запихивайтесь, как сумеете.
Запихнуться сумели неплохо. Правда, автобус оказался загруженным до потолка. Ехали в три этажа. Нижние сидели на сиденьях, на куче лыж, на рюкзаках, пассажиры второго этажа - на спинках сидений, находя места для ног на плечах товарищей. Николай и ещё несколько человек из группы Юрия упирались спинами в потолок.
Удивительно, но в автобус смогло поместиться и ещё пять обычных пассажиров, автобус ходил раз в сутки, и водитель брал всех.
Конечно, было тесно, но не настолько, чтобы не петь. И туристы пели. На этот раз решили петь застольные песни. Их знали все, и поэтому дружный хор молодых голосов сотрясал стёкла автобуса.
Ребята знали эти песни с детства. В праздники взрослые собирались с друзьями и соседями за столом, разливали "беленькую", и потом вегда пели. Пели по всей стране одни и те же песни. Иногда ещё и плясали. И дети с пелёнок знали эти песни наизусть.
Как только автобус отъехал, сразу зазвучала:песня:
"Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле".
Одну песню сменяла вторая:
"Окрасился месяц багрянцем,
Где волны шумели у скал,
Поедем, красотка, кататься,
Давно я тебя поджидал."
Как только закончилась эта песня, затянули следующую:
"Шумел камыш, деревья гнулись,
А ночка тёмная была.
Одна возлюбленная пара
Всю ночь гуляла до утра."
Потом парни хором запели:
"Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня,
Не морозь меня,
Моего коня."
Девушки в ответ громко запели:
"Виновата ли я,
Виновата ли я,
Виновата ли я, что люблю,
Виновата ли я,
Что мой голос дрожал,
Когда пела я песню ему."
Люда пела так громко, что сорвала голос до хрипоты. Женька из группы Юрия опять съязвил:
- Люда, не можешь петь - не мучай связки. У тебя голос, как у Волка из "Красной Шапочки".
- Женька, ты ехида, так ехида. Хоть и добродушный на вид.
- Добродушный, душный, душный. А ты скрипишь, как несмазанная телега, да ещё у прохожих на виду. Я слышал, с таким скрипом дурь из головы выходит.
- Хоть бы она к тебе в башку зашла. Ты ухо одно заткни, а то у тебя в одно ухо влетает, из другого вылетает.
А Женька с Зиной запели, как бы специально для Люды:
"Если б были глаза не такие синие,
А над ними бровей не такие линии,
Всё равно б полюбил без конца и края,
А за что, а за что, а за что... не знаю."
Автобус остановился на развилке. Он был единственным цивилизованным пассажирским транспортным средством на севере этого района, поэтому заходил во все промежуточные населённые пункты. Это Полуночное, Северный, Шипичный.
Дорога от развилки вела в Шипичный, где была колония строгого режима. Водитель решил, что ораве туристов там делать нечего, да и размять затёкшие в тесноте ноги неплохо, и предложил прогуляться, сказав, что вернётся через час.
Туристы с удовольствием вышли из автобуса размяться и прогуляться. Чтобы не ждать, ребята пошли по дороге пешком. Идти по хорошей дороге при такой погоде было приятно. Немного побесились, повалялись в снегу.
Увидели, что застряла шедшая навстречу машина с лесом. Парни кинулись на помощь водителю и общими усилиями с грехом пополам машину вытащили..
Тем временем четвёрка наиболее шустрых во главе с Александром ушла далеко вперёд и в посёлке Талица зашла посмотреть электростанцию.
Подошел автобус, и туристы, кроме четвёрки шустрых, взгромоздились в него. Водитель пассажиров не считал и, подумав, что сели все, продолжил движение.
Когда кто-то из четвёрки шустрых заметил автобус и крикнул остальным, ребята выбежали на дорогу, но было уже поздно. Ребята кинулись вслед за автобусом во всю прыть, пытаясь догнать его. Однако 50 лошадей под капотом оказались сильней, и уже через 100 метров ребята сильно отстали.
Нарисовалась реальная перспектива шагать по шоссе 30 км без завтрака. Помог ребятам счастливый случай. По дороге в направлении Вижая шла какая-то девушка, она подняла руку, остановила автобус, и через минуту четвёрка шустрых уже сидела на втором этаже сидений и ехала в Вижай.
Снова завязалась дискуссия, на этот раз о счастье.
Ребята наперебой стали предлагать свои варианты понимания счастья:
- Счастье - наивысшая удовлетворённость условиями своего существования. Человек счастлив, когда у него в жизни всё получается, всё благополучно.
- Счастье - это состояние, при котором человек ощущает благодарность за то, что имеет. Когда ожидания человека совпадают с тем, что он имеет в жизни.
- Счастье - это подъём настроения, положительные эмоции, радость.
- Счастье - это внутреннее удовлетворение человека, которое возникает от достижения поставленных целей.
- Счастье - это когда человек находится в центре жизни, направлен всем сердцем на хорошее и прекрасное.
Люда сказала:
- Я думаю, счастье - это когда ты живёшь для других, а не для себя.
Зина добавила:
- Когда каждый день делаешь добрые дела, приносишь пользу, даришь добро.
Георгий сказал:
- Счастье - когда у тебя есть верные друзья, когда ты вместе с ними в радости и печали.
А Игорь сказал:
- Счастье - быть полезным своей стране, активно участвовать во всех наших свершениях.
У каждого своё понимание счастья. Спорить было не о чем. Туристы и не спорили. Сошлись на том, что счастье - это хорошо, его надо ценить и беречь, им надо щедро делиться и стараться его преумножать.
Счастливые, но голодные, через 6 часов пути туристы приехали в Вижай.
***************
Продолжение повести в главе 26. Вижай.:
http://proza.ru/2025/10/30/306
Свидетельство о публикации №225102900245
