Когда так краток путь земной...
***
Для меня золотая осень – любимое время. Осенью легко дышится и легко пишется. Очарование огненной палитры осени восхищает, и этот восторг отражается в строчках:
Уехал август со двора,
И по природному устою
Оделись снова дерева
В багряное и золотое.
И эти жаркие цвета
Милее мне, чем краски лета:
В них – пыл горящего костра,
В них – страсть любви,в них – свет сонета.
Почти всегда стихи «пишутся» на ходу, в голове, сразу большими кусками. Кажется, строки уже существовали, надо было только их услышать.
Давно поэзией готовой
Полна вселенская тетрадь,
А наше дело – слово в слово,
Услышав песню, записать.
Но звук гуляет по пределам:
То звонок он, то слаб и глух.
Чтоб мимо нот душа не спела,
Пошли мне, Боже, чуткий слух…
Главное в творческом процессе – это вдохновение, состояние особенной восприимчивости души, когда поводом, зацепкой для стихотворения может стать всё что угодно: жизненное событие, телевизионный сюжет, прочитанная книга или идущий за окном дождь, который предстает символом круговорота жизни.
В земном океане мы – капли с тобой:
Нас движет теченье людское
То в пене, что носит на гребне прибой,
То в толще придонного слоя.
Мы связаны с прочими тысячью уз –
Нас вместе кружит и качает,
И наш нерушимый незримый союз
Лишь чёрная смерть развенчает.
И если на небо воздушный порыв
Меня увлечет за собою –
Я в облаке Вечности буду парить
И думать про время былое.
Года и столетья пройдут – а потом,
Раздвинув небесные шторы,
Паду я на землю с весенним дождём,
Вернувшись в родные просторы.
И снова, отринув закон тишины,
Блюсти буду эти устои –
Со всеми качаться на гребне волны
И падать к придонному слою…
Когда душа поёт, «прорасти» стихами могут любые происшествия – и хорошие и плохие:
И то, и это – ценный матерьял:
Когда бы я врагов в судьбе не знала,
Был вдвое б меньше книжный капитал
И я б такою сильною не стала.
Хвала врагам! Они ценней друзей:
Друзья не скажут горестных вестей,
А враг изложит их без проволочек.
Его хула – точнейший камертон,
Следи за ним – тебе подскажет он,
Как угадать судьбу рожденных строчек.
От жизненных невзгод я спасаюсь там, где мне всегда уютно и спокойно. Это мой дом.
Я у тебя – ты слышишь? –
Вроде домашней мыши:
Мышки, всегда спешившей
Снова в свою нору.
Только под этой крышей
Было светло от вспышек,
Было тепло от книжек,
Было легко перу.
Вечер тоскою вышит.
Дух мой до капли выжат.
Есть только Голос свыше –
Тот, что зовет к добру.
Солнце всё ниже, ниже.
Темень всё ближе, ближе.
Я не была в Париже,
Значит, я не умру?
Литературоведов волнует, что книги выпускаются маленькими тиражами, поэты перестали выступать на стадионах, как это было в 60-х годах прошлого столетия, а люди стали меньше читать. Однако теперь небольшие тиражи книг компенсируются их наличием в Интернете. Пусть не видим поэтов на стадионах, но можем посмотреть их выступления в YouTube. А читаем мы больше с экрана, чем с листа.
Меня больше тревожит другое: обилие фильмов и телепередач, где героями являются плохие мальчики и девочки. Очень хочется, чтобы в моду вошли образованность и духовность. Это возможно! Сейчас, к примеру, модно быть красивым и здоровым: проснулся интерес к спорту, курение не в почете. Это замечательная тенденция! Настало время подумать и о духовном здоровье. Один из путей к этому здоровью – приобщение к чтению. У меня о книгах, кстати, немало стихов.
* * *
Есть книги, что в пути со мной всегда:
Они – приют, когда бушует вьюга.
Изменит друг, но книга – никогда.
Она порой в сто крат надежней друга.
* * *
Мы покупаем книги за рубли,
Но платим слишком маленькую плату –
Они ценней сокровищ всей земли,
Поскольку душу делают богатой.
Кстати, между литературой и спортом есть много общего: так как вся жизнь – это соревнование между индивидуумами, выяснение - кто сильнее, умнее, талантливее. Литература не исключение. Я как-то прочитала статью в «Литературной газете», где автор (В. Очеретный) предлагает выработать критерии творчества писателей наподобие тех, что применяются для оценки спортсменов на Олимпиаде: один литературный прием – 1 очко, два приема – 2 очка и так далее. Чем больше очков – тем сильнее писатель. Рациональное зерно в таком подходе есть, потому что сейчас лучшие произведения на различных конкурсах выбираются зачастую по принципу принадлежности автора к той или иной писательской группе и по личным симпатиям членов жюри. Олимпийский подход в какой-то степени снизил бы субъективизм.
Если говорить о творческих принципах, то я почти не пишу стихов о природе, потому что меня гораздо больше интересуют внутренняя жизнь человека, его духовные поиски, то есть то, чего нельзя увидеть, но можно почувствовать. Я абсолютно уверена, что светлые мысли (или стихи), насыщенные любовью, несут энергию и способны согреть душу другого человека:
Душа томится взаперти
Среди мирских преград,
Но мысли легкие мои
Летят куда хотят;
Их не удержишь на цепи,
Им не знаком запрет:
Для них открыты все пути
И целый белый свет.
Летят раздумья, как ветра,
Барьерам всем назло –
Послами счастья и добра
От сердца моего.
Пусть в суматохе шумных дней
Не слышен голос их,
Но вам становится теплей –
От тёплых дум моих…
Именно такой – доброй – энергией наполнена, например, молитва. Если ты молишься за другого человека, ему помогает твой светлый посыл.
Еще древнеримский философ Сенека заметил:
Всё можно посеять на поле природы:
И сорные травы,и добрые всходы.
Старайся жить так, чтобы все начинанья
Пошли целиком на благие деянья…
По сути - это формула правильной жизни любого человека. И я уверена, что развитие и укрепление России тесно связано с духовным расцветом общества, с ростом числа гармоничных, знающих, неравнодушных личностей, которые созидают, а не разрушают.
(Из беседы с корреспондентом газеты "Звезда Алтая" Татьяной РУССКИХ)
Свидетельство о публикации №225102900249
