Прикосновение к истории

 
     (Глава из повести об отце)               

  Рассказывая о том послевоенном времени, когда страна ещё не оправилась от ран и разрушений, нельзя не сказать про обстановку на дальневосточных рубежах, где Михаилу с семьёй предстояло провести долгих шесть лет. Как всегда, ему было интересно узнать о месте, где предстояло жить и работать не месяц и не два. Особо внимательно он изучал историю Тихоокеанского Флота, который обеспечивал военную безопасность страны.
  Флот был основан в январе 1935 года, но начало морских плаваний русских на Тихом океане относится к началу 18-го века, когда в Охотске был построен военный порт, который в течение полутора веков оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.
В августе 1939 года в составе флота была сформирована Северная Тихоокеанская военная флотилия с главной базой в Советской Гавани. 

  В Великую Отечественную войну часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Север, где участвовала в боях на Баренцевом и других морях. На фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей сражались свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев.
  В 1947 году Тихоокеанский флот был разделён на 5-й и 7-й военно-морские флоты.
7-м Тихоокеанским флотом командовали Байков Иван Иванович (1947-1951г) и Холостяков Георгий Никитич (1951-1953). В 1953 году флоты были вновь объединены.
  С окончанием Второй мировой и Советско-японской войн требовалось в сжатые сроки предпринять все меры по демобилизации большого числа военнослужащих, по поддержанию боевой готовности войск, их размещению и обустройству. Вместо фронтовых объединений здесь были созданы три военных округа: Забайкальско-Амурский, Дальневосточный и Приморский, в составе которых действовали стрелковые, танковые, механизированные и воздушные дивизии. Первые годы после войны корабли дальневосточной флотилии очищали прибрежные воды от минных полей и плавающих мин.
 Кроме войск военных округов на Дальнем Востоке дислоцировался Тихоокеанский флот (ТОФ), Амурская военная флотилия и 3-я воздушная армия дальней авиации. 
Штаб Тихоокеанского флота располагался во Владивостоке.
  О сокращении вооружённых сил СССР более чем на один миллион человек было объявлено в мае 1956 года. 
 
***
  Когда в начале 49-го Михаил приступил к службе, командующим 7-м военно-морским флотом был Байков Иван Иванович. Это была поистине легендарная личность.
Его имя было известно в нашей стране. Выпускник Военно-морского училища имени М.В.Фрунзе он в тридцатые годы был минёром, позднее помощником командира подводной лодки «Пролетарий», а с сентября 1933-го по март 1936-го командиром подводной лодки «М-16».
 Послужной список Байкова И.И. большой.
До войны он командовал дивизионом подводных лодок, был начальником штаба, в годы Великой Отечественной – комбригом подводных лодок, позднее помощником начальника штаба Тихоокеанского флота.
 В январе 1947 года был назначен командующим 7-м Военно-морским флотом с главной базой в Советской Гавани, где служил до октября 1951-го.
Затем был переведён на службу в Ленинград,  досрочно окончил военно-морской факультет Высшей военной академии и был направлен в город Кронштадт, где до 1961 года командовал Ленинградским военно-морским районом, служил комендантом Кронштадтской военно-морской крепости.
 В отставку вышел в 1972 году. Скончался в марте 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Серафимовском кладбище.

За свою безупречную службу адмирал Байков И.И. имел многочисленные правительственные награды. Он четырежды кавалер орденов Ленина, трижды кавалер Ордена Красного Знамени и Ордена Отечественной войны I степени, кавалер ордена Октябрьской Революции. Его ратный труд отмечен многочисленными медалями.
После его отъезда из Совгавани руководство 7-м Тихоокеанским Флотом принял вице-адмирал Холостяков Георгий Никитич.
***
  Говорят, мир тесен. Часто люди так или иначе соприкасаются друг с другом прямо или косвенно.
 Лично общаться с вице-адмиралом Байковым Михаилу не приходилось, хотя на разных совещаниях видел и слышал его не раз. У семьи была квартира в Совгавани, но жили они в соседней части Желдорбат, где находился военный аэродром и железная дорога.   Там же была средняя школа. Военный городок небольшой, все хорошо знали друг друга. Как-то жене Байкова понадобилась портниха и ей дали адрес Нюры Ёлышевой. Два километра – невелико расстояние. Заказ был принят, женщины познакомились, а потом Нюра не раз шила платья и костюмы этой милой и скромной женщине – жене адмирала Байкова.

  Летом 51-го в окрестностях воинской части начался сильный пожар. В тайге пожары бывали и раньше, но такой сильный, угрожающий и жителям, и складам вызвал большое опасение у командования. 
 Семьи были срочно эвакуированы в соседнюю часть, женщин и детей расселяли по квартирам и общежитиям. Ёлышевых приютила семья Байкова. Возможно, его жена прониклась к судьбе многодетной матери. Не последнюю роль сыграло и личное знакомство женщин.
 Пожар благополучно локализировали и потушили, а через пару дней все вернулись в свои квартиры. Но то памятное «переселение» семье запомнилось.
***
 Сложной и трагичной оказалась судьба адмирала Холостякова Георгия Никитича. Родился в Белоруссии в 1902 году, юношей принял участие в Гражданской войне, попал в плен, спустя годы закончил Военно-морское училище и успешно поднимался по службе: от штурмана подводной лодки до командира дивизиона подводных лодок. 
 В 1935 году Холостяков был назначен командиром бригады подводных лодок Тихоокеанского флота, успешно руководил подчинёнными, но в 1938-м его арестовали, припомнив польский плен. Командира разжаловали, лишили наград – Ордена Ленина и медали «ХХ лет РККА». Моряка обвинили в шпионаже в пользу Польши, а заодно Англии и Японии и приговорили к пятнадцати годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на пять лет.
 Каторгу Холостяков отбывал в тюремных казематах бухты Ольга. Далеко не повезли, и так край земли.

 Его жена Прасковья Ивановна добровольцем ушла на советско-финскую войну и служила на передовом эвакопункте действующей армии.
 По ходатайству старых друзей перед Председателем Президиума Верховного Совета СССР Калининым, который не забыл бравого моряка, которому когда-то вручал орден, Холостяков в мае 1940-го был освобождён из-под стражи и восстановлен в кадрах ВМФ. Вернули ему и звание, и награды, но годы заключения и подорванное здоровье вернуть не могли.
 
 С началом войны Холостякова назначают начальником штаба Новороссийской военно-морской базы, и начинается его военная эпопея на Чёрном море, где боевые корабли осуществляли морские перевозки, обеспечивали эвакуацию раненых, гражданского населения и материальных ценностей из Одессы, Севастополя, Феодосии и Керчи.
 Как вспоминали сослуживцы, в критические моменты – а под Новороссийском их было много – он нередко брал в руки автомат и сам водил матросов в бой. 
13 декабря 1943 г. Холостякову присваивают звание контр-адмирала, а в мае 1945 года за боевые заслуги – звание вице-адмирала. 

 Это был энергичный, решительный, дисциплинированный, способный и авторитетный адмирал, требовательный к себе и подчинённым. Хороший организатор и руководитель. 
Долгие годы Георгий Никитич разыскивал свою супругу, с которой разлучила его сначала финская война, а потом – Великая Отечественная. Нашёл её, будучи командующим флотилией. Здоровье Прасковьи Ивановны было подорвано военным лихолетьем, и она вскоре скончалась. 
 
 В 1950 году Холостяков с золотой медалью закончил военно-морской факультет Высшей военной академии имени К.Е.Ворошилова и получил назначение сначала командующим Каспийской флотилией, а затем ТОФ, с которым было связано много и хорошего, и тяжёлого.
 Второй брак адмирала с Натальей Васильевной Куниковой – вдовой новороссийского героя Цезаря Куникова, сложился удачно. У них родился и вырос сын – Георгий Георгиевич, у него была крепкая семья. Но и своего пасынка Юрия Цезаревича Холостяков любил не меньше, обожал и баловал внука и внучку. Жили супруги долго и счастливо и умерли в один день. К сожалению, смерть оказалась очень трагической.
 
 Полвека, отданные верной службе, были ознаменованы множеством блестящих побед.
Георгий Никитич Холостяков был награждён тремя орденами Ленина (1935, 1946, 1965), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1951), орденами Суворова 1 степени, двумя орденами Ушакова 1 степени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями, как отечественными, так и иностранными.
 
 Но именно этот блеск орденов и медалей однажды принёс в дом адмирала беду…
Действовала в те годы в стране банда, которая занималась кражами орденов у ветеранов войны. В ней насчитывалось до двадцати человек, и сфера их деятельности распространялась чуть ли не на весь Советский Союза.  «Трудилась» в банде молодая чета – Геннадий и Инна Калинины из города Иванова. Работали, надо сказать, грамотно и без проколов. Приезжая в какой-нибудь город, они, представившись журналистами, получали списки всех ветеранов, в горсправке находили адреса нужных им людей, а затем появлялись в квартирах жертв. Как журналисты просили дать им интервью, а дальше действовали по обстоятельствам.
 
  За три года ими было совершено около сорока преступлений в разных городах СССР, было украдено более пятидесяти Орденов Ленина, несколько Золотых Звёзд, десятки других орденов и медалей.
 Орден Ленина преступники-гастролёры продавали по 750 рублей. Если учесть, что приличный обед тогда стоил один рубль – это были хорошие деньги.

 В квартире Холостяковых преступники действовали по отработанной схеме. 13 июля 1983 года, прибыв в Москву, они получили его адрес, представились хозяевам студентами-заочниками журфака МГУ.
 Георгий Никитич был общительным человеком и впустил визитёров, ничуть не подозревая их в каком-то злом умысле. Чета Калининых внимательно слушала рассказы адмирала в отставке, восторгалась его наградами, ведь парадный китель Холостякова украшали не только ордена и медали СССР, он был награждён высшими иностранными наградами, некоторые из них были с бриллиантами.   
  Блеск орденов отставного адмирала затмил их взор так, что молодые люди были готовы взять на себя ещё одно убийство, если что-то пойдёт не по плану.
Во время второго визита им помешал осуществить задуманное пришедший друг семьи. Но отступать они не намеревались.
 
  Удивившись третьему визиту «журналистов» Холостяковы всё же пропустили их в квартиру. Наталья Васильевна сразу почувствовала неладное, но было поздно. На голову ни в чём неповинной женщины обрушился удар монтировкой. На шум вышел сам Георгий Никитич. Ослеплённый яростью убийца и ему нанёс смертельный удар. Вице-адмирал тут же скончался. Через два дня ему исполнилось бы 81 год.
Внучку Наташу, которая была в квартире, спасло то, что она спала в дальней комнате и на шум не отреагировала. 
 Чтобы забрать китель с наградами, прихватить орденские книжки и другие ценные вещи адмирала, грабителям много времени не понадобилось.

  Наташа проснулась от стука закрытой двери. Увидев произошедшее пришла в ужас.
Первоначально никакого ажиотажа от убийства вице-адмирала не было, но, когда информации дошла до Ю.Андропова, дело получило классификацию особо важного.
 Дело в том, что во время Отечественной войны Г. Холостяков командовал Новороссийским оборонительным районом и одним этим уже попадал в категорию фронтовых соратников Леонида Брежнева. Кроме этого, Георгий Никитич состоял в браке с бывшей женой новороссийского героя Цезаря Куникова, имя которого было увековечено в книге Л. Брежнева "Малая Земля".   
 И вот теперь чья-то безжалостная рука посягнула на жизнь двух заслуженных фронтовиков. И тут же «сверху» была дана команда: убийц найти во что бы то ни стало и как можно скорее.

  Версий было много и все они отрабатывались следователями, пока не вышли на след главаря банды. Он-то и признался, что знает чету Калининых. В октябре это же года они были арестованы в Ташкенте. За три месяца после убийства Холостяковых преступная пара совершила целый ряд краж наград фронтовиков.
 Из Золотой звезды Героя Советского Союза, принадлежавшей адмиралу, убийца заказал себе перстень с печаткой и инициалами. Некоторые награды пропали бесследно, в том числе и английский орден «Британской империи», который, по оценке военных историков стоил в те годы около 100 тысяч долларов.
 Ряд орденов и медалей удалось вернуть родственникам. 
    
  Почти год длилось следствие. Наконец состоялся суд, который вынес приговор: Г. Калинин приговаривался к высшей мере наказания – расстрелу. И. Калинина получила 15 лет тюрьмы.
         
  В Барановичах стараниями родственников создан дом-музей Холостякова. В 1984 г. со стапелей сошел сухогруз, которому присвоено его имя. На Кунцевском кладбище на черной полированной плите две фотографии, боевого адмирала и его любимой супруги. Рядом массивный якорь.
 


Рецензии
Здравствуйте, Валентина Михайловна!
Впечатлили и историей жизни, и трагической гибелью Холостяковых от "охотников за орденами".
Доброго дня!
С уважением,
Сергей

Кандидыч   30.10.2025 14:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Когда начала писать о своём отце, о том далёком времени, старшая сестра напомнила некоторые моменты. Она училась в одном классе с приёмным сыном Холостякова. Помнит и те два дня, что семья жила у Байковых, когда в тайге бушевал пожар.
Много интересного происходит в жизни каждого из нас.
Хорошего Вам дня.



Валентина Колбина   30.10.2025 14:37   Заявить о нарушении