Поход Черемисинова в Дагестан в 1560 год

Поход Черемисинова в Дагестан: битва за контроль Северного Кавказа

В первой половине XVI века отношения Русского царства с регионами Северного Кавказа, особенно с таким государством, как Тарковское шамхальство, определялись сложной геополитической ситуацией. Войска Русского царства регулярно сталкивались с угрозами со стороны Крымского ханства и Иранского государства, стремившихся расширить свое влияние на Кавказе. Одним из ярких эпизодов борьбы за доминирование в регионе стал поход, проведённый в 1560 году астраханским воеводой Иваном Семеновичем Черемисиновым-Карауловым.

Причины и цели похода

Правительство Ивана Грозного приняло решение отправить военную экспедицию в Дагестан в ответ на многочисленные жалобы союзников Русского царства — кабардинских князей и ногайского бия Исмаила. Причиной недовольства Москвы являлось покровительство, которое шамхалы давали беглым сыновьям бывшего ногайского правителя Юсуфа, настроенного против русской власти. Кроме того, усиливающееся влияние крымско-турецко-иранского альянса на регион вызвало беспокойство у русского правительства, стремящегося утвердить своё присутствие на северных рубежах Кавказа.

Целью военной операции, организованной весной 1560 года, было подавление влияния тарковского шамхала Будая I и демонстрация силы российскому населению и внешним силам. Правительство Ивана IV послало Черемисинова с приказом действовать решительно против врага: «Отпустил царь по челобитью Кабардинских князеи и по неправдам шевкаловым воеводу Ивана Семеновича Черемисинова с товарищи на шевкала и на Тюмень».

Ход событий

Экспедиция началась летом 1560 года. Войско двигалось из Астрахани по водам Каспийского моря («Хвалинского моря») на лодках-стругах. Русские солдаты и офицеры достигли берегов Северного Дагестана, откуда осуществляли морские и сухопутные рейдеры на территорию шамхальства. Их целью был город Тарки — центр политического и экономического влияния тарковских шамхалов.

В итоге русские войска, возглавляемые лично Черемисиновым, захватили Тарки. Город был захвачен и сожжен. За короткий срок русские одержали полную победу, взяв богатую добычу и пленив жителей Тарков. Затем, опасаясь значительных потерь и зная, что местное население сможет восстановить оборону, Черемисинов решил вернуться в Астрахань. Он сообщил, что миссия выполнена: «полону Руссково и Шавкалского поимал много и отошел со всеми людьми здорово»[1]. Таким образом, задача демонстрации мощи и предупреждения шамхала была выполнена.

Значение события

Этот поход имел важное значение для укрепления позиций Русского царства на Северном Кавказе. Москва показала своё желание защитить свои интересы и поддерживать стабильность в регионе. Помимо чисто политических целей, экспедиция послужила своеобразным предупреждением другим возможным соперникам, включая Турцию и Иран, демонстрировав способность Москвы вести активные боевые действия далеко от центральных территорий.

Подвиг Черемисинова подтвердил эффективность русской стратегии на дальних театрах боевых действий, используя сочетание военно-дипломатического давления и быстрых тактических решений. Эти меры оказали долгосрочное воздействие на формирование системы обороны и взаимодействия с местными племенами, заложив основу для последующих шагов по расширению Российского государства на восток и юго-восток.
Источники
Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. — М.: Издательство АН СССР, 1963. — С. 237—238.
Книга 5-я. 1557—1661 гг. // Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine. Публикация текста. — Каз.: Татар. кн. изд-во, 2006. — С. 313, 316.
Пенской В. В. «Центурионы» Ивана Грозного. Ч. 2: Иван Семенов сын Черемисинов // История военного дела: исследования и источники. — СПб., 2012. — Т. 3. — С. 266.
Пенской В. В. Указ. соч. — С. 266—267.
Кушева Е. Н. Указ. соч. — С. 238.
Текст из «Лебедевской летописи» — л. 211 об. (ПСРЛ. — Т. 29. — С. 284). Тот же текст, но с другой орфографией, в «Никоновской летописи» (ПСРЛ. — Т. 13, 2-я пол. — С. 324).
Кушева Е. Н. Указ. соч. — С. 237.
Текст из «Лебедевской летописи» — лл. 229 об., 230 (ПСРЛ. — Т. 29. — С. 289). Тот же текст, но с другой орфографией, в «Никоновской летописи» (ПСРЛ. — Т. 13, 2-я пол. — С. 330).
Пенской В. В. Указ. соч. — С. 267.
Крымские дела. — С. 324, 330.
Белокуров, 1889, с. 404.
Лавров Л. И. Из эпиграфических находок Дагестанской экспедиции // Сборник Музея антропологии и этнографии. — Л., 1957. — Т. 17. — С. 379.
Литература
Белокуров, С. А. Сношения России с Кавказом : Выпуск 1-й. 1578—1613 гг :  [рус. дореф.] = Сношенія Россіи съ Кавказомъ. — М. : Университетская тип., 1889. — CLX, 584 с.


Рецензии