Тайга, что море...

        Октябрь.  Наш внедорожник, ломая широкими колесами   лед, и будоража  заполненные грунтовой водой ямы, уверенно  продвигался вперед. Случайно глянул в окно и увидел  слева от старой  дороги, по которой  ехали,  два деревянных жилых дома.  «Это все что осталось от моей  бывшей деревни Зимовье, - услышал я голос моего знакомого, Владимира Потапова. -  Когда-то здесь находился  поселок, а теперь сам видишь, что от него осталось», -  добавил он. 
Наконец, преодолев более двадцати километров, мы остановились в нужном водителю месте и стали выгружать  рюкзаки и рыболовные снасти. «Сейчас пройдем немного на Юг», - объяснил мне, Владимир.  – Там находится богатая рыбой     - Урунда. Надо лишь перейти  этот    болотистый участок и мы почти на месте.  Кстати,  справа, в нескольких километрах  от нас, - продолжал он, - расположена огромная марь богатая ягодниками. Летом добираемся туда за голубицей, а  осенью  собираем бруснику и клюкву.   Но несмотря на хороший урожай, можно  и без дикоросов остаться.  Потому как, если  во время массового перелета гусей закрывается   перевал, птицы разворачиваются   и садятся на болота.    Тогда в ожидании благоприятной погоды прожорливые пернатые поедают весь  урожай.     И если вовремя не  подсуетиться то зимой можно остаться без целительного для здоровья продукта, - рассказал он.
Миновав заросшую кустарником придорожную канаву, мы вышли на открытый участок, и я тут же почувствовал резкий запах багульника.  Пробираясь между кочками и мелким кустарником, мы   отыскали тропу и вскоре оказались на берегу небольшой речушки. В том месте, где в нее впадала узкая проточка, уже образовался заберег, связав  два разделенных  берега Урунды. Зайдя в воду, рыбаки  шумно разбили  палками  непрочный  лед,  сплавив его по течению.  Затем распалили костер и присели перекурить.
- Да вы здесь ничего не поймаете: смотрите, речка маленькая к тому же  неглубокая, - высказал я свое мнение предвкушавшим хороший улов   мужикам.
- Не переживай!  рыбы здесь достаточно ответил мне за всех шестидесятилетний  Владимир Андреевич.  Сам увидишь, когда   подойдут  не пуганые еще стайки.   Так что бери   мою запасную удочку, и цепляй эту мормышку, - предложил  он, вручая мне искусственную  приманку.
Хариуса я никогда не ловил, поэтому пока возился со снастью три рыбака уже заняли свободный от травы и кустарника бережок.  Первым выловил хариуса, а следом хорошего ленка  молодой человек по имени - Руслан.  Удачливыми оказались и другие его товарищи.  Но когда разнокалиберные поплавки замирали на месте,  все  шли к костру, чтобы погреть руки и покурить  в ожидании очередного подхода   рыбных стай.
  Воспользовавшись моментом, когда команда сельчан принялась за чай,  взял удочку и сам решил  изловить радужную «царскую» рыбку.  Забросил несколько раз снасть,  но  поплавок  на воде так и «не заиграл». Поэтому вернул снасть и отправился вверх по реке  - понаблюдать за   окрестностями.  Так как  соблазнился приехать сюда  не за хариусом, а запечатлеть для себя  диких животных.  Андреич утверждал, что вблизи этих  богатых ягодой марей охотно держаться изюбри,  сохатые и косули. …Но я кроме  летящей в небе вороны, вовремя обозрения местности, ничего не заметил.
Поздно вечером, когда мы возвращались в поселок, Потапов,  решив приободрить меня, коль  оказался  неудачником, хлопнув  по плечу,  обнадежил:   
- Не переживай! - завтра с утра пойдем   на ближайшую от станции  речку  там и порыбачим. - У меня дома целый набор разных приманок.  В случае, если ничего не поймаем, то ленков, что имеются в моей «побирушке»  хватит и для тебя. 
На следующий день,  помня свою главную задачу, я сложил  в рюкзак   фотографические принадлежности, ручку и записную книжку.  И, когда товарищ зашел за мной,   с готовностью последовал за ним. Оказавшись  на берегу быстрой  реки,  он присел на камень и  перед началом рыбалки закурил. Я же достал  фотоаппарат и приготовился к предстоящей съемке. И, как оказалось, не зря.  …Неожиданно рядом с ним завилял хвостом его верный четвероногий друг, Дик. Положив передние лапы на плечи Потапова, пес облизнулся и преданно посмотрел в глаза человека, сотворив с ним,  удачный кадр.
Затушив о камень сигарету,  рыбак поднялся, поправил  комбинезон и направился к реке.  «Сейчас перейду на ту сторону, а ты если нет желания идти со мной разведи  костер и грейся, - посоветовал он.  - Сейчас дует северный ветер и, скорее всего, вот- вот пойдет снег.
Опираясь на крепкую палку, он перешел вброд по скользким камням  перекат и оказался на противоположном берегу. Там уже удил хариуса один  из  сельчан. Решив подойти ближе к воде, Владимир ступил на заберег и, сделав пару шагов, тут же провалился по грудь в холодную воду.   Не ожидая этого, я поднял фотоаппарат  лишь в тот момент, когда «купальщик»  шустро карабкался    на спасительный  берег, под запоздавшие инструкции приятеля.  Изрядно вымокший Владимир быстрее, чем ранее,пересек бурный поток  и поспешил к видневшемуся зданию водокачки.  …Когда же часа через два я появился там, он уже  согрелся, высушился и  сидел у стола с кружкой горячего чая в руке.
  - Здесь мое  рабочее место. Я - машинист насосных установок, увидев мое удивление, отчеканил он. – Знаешь, я за свою жизнь  много поменял  профессий: трудился помощником машиниста тепловоза, путейцем, составителем поездов…
  - Владимир Андреевич, перебил я его. Мне рассказывали, что после завершения «оптимизации» местных производств, вы остались не удел. Поэтому решили взять в аренду таежный участок и превратились в  охотника-промысловика. Расскажите, что-нибудь интересное из этой вашей трудовой деятельности.
  - Занимался я тогда добычей пушных зверьков. Ставил капканы на соболя, норку и колонков. Участок у меня был большой – за день не обойдешь.  Однажды, во время очередного  обхода  территории, передо мной выскочил из кустов белогрудый медведь. Встал на задние лапы и так страшно заревел, что я ни в зад ни вперед.  А  придя в себя, когда  смог «оторвать» ноги от земли, стал медленно  отступать  вправо.   Но зверь, размахивая лапами и рыча, начал медленно приближаться ко мне.   Попробовал вернуться назад – таже история.  И тогда догадался, что косолапому понадобилась моя помощь.  Долго не раздумывая, направился в ту сторону откуда  появился зверь.  Мишка сразу перестал нервничать и молча поплелся следом.   Когда вышел к тому месту, где раньше проходила линия связи, увидел лежащего на земле медвежонка запутавшегося в крепких проводах. Потребовалось не менее часа, чтобы освободить детеныша, не причинив ему боли. Ведь медведица стояла рядом и крик малыша  мог  привести ее  в  ярость.  Бесспорно,  материнский инстинкт мог толкнуть ее на защиту детеныша…  Наконец освобожденный малыш поднялся на ноги и, хромая, направился к матери. Та его тщательно облизала, чтобы смыть запах человека,  и увела за собой.  По словам сельчан  она несколько раз подходила к  деревне и, немного постояв, вновь скрывалась в тайге.  …Сначала  переживал, - признался, Владимир.  - Думал, что травмированный малыш все же погиб, и она осталась одна. Но однажды, проверяя расставленные по лесу капканы, вновь увидел знакомую парочку. Рядом с мамашей хромал и ее повзрослевший медвежонок.  …В другой раз  я стал  свидетелем жестокой схватки из-за  самок  двух изюбрей. Чуть в стороне от них стояли две матки и спокойно ожидали   победителя. А те так разошлись в бою, что не заметили  как из леса вышел третий красавец, который  без единой царапины, увел "подруг"  из-под носа у них. …И здесь, как видно, существуют «прощелыги», - пошутил бывший охотник. - Но самой омерзительной оказалась   встреча…  с ядовитой змеей. Потревоженная мной у каменной гряды гадюка  мгновенно обвила правую ногу и в ярости, ударяя хвостом по сапогу, пытаясь прокусить  голенище. С тех пор стараюсь с ними не встречаться и обходить их среду обитания, - завершил лишь небольшую часть своих историй, Владимир Андреевич и  с удовольствием потянулся за очередной  сигаретой…
   …Незаметно стемнело. Мне нужно было поспешить, чтобы собраться и  успеть на проходящий ночной поезд.  Прощаясь у двери с этим приятным, общительным человеком, я как бывший фотокорреспондент военной газеты, глубоко вздохнув, все же спросил:
-Владимир Андреевич, вижу на вас тельняшку. Обычно ее носят те кто служил в ВМФ.  …Извините, если вопрос неуместный.
- Виктор, ты угадал... я бывший сигнальщик-радиометрист  малого противолодочного корабля Тихоокеанского флота! - с гордостью ответил он.
  А еще я узнал что команда боевого корабля, на котором служил старший матрос Потапов, не раз оказывала интернациональную помощь вьетнамскому и эфиопскому народам - в борьбе за независимость их родины.
В. Тарасов







-





Рецензии