Огурцы в шляпе
Режиссёр Анна Поташова
«Ночью из дома я поспешу,
в кассе вокзала билет попрошу…
Может, впервые за тысячу лет:
«Дайте до детства плацкартный билет!»
Тихо кассирша ответит:
«Билетов нет…»»
(Р. Рождественский. «Билет в детство»)
В последнее время я все чаще совершаю «путешествие в детство». Листаю альбомы со старыми черно-белыми фото; достаю с верхних полок стеллажей книжки с чудесными детскими иллюстрациями, нарисованными настоящими художниками, вложившими в них частичку своей души…
И конечно, с огромным удовольствием посещаю театральные спектакли, поставленные по книгам, которые я читала в детстве…
А ведь они до сих пор ставятся — эти спектакли! Значит, «это кому-нибудь нужно»? Вот, кстати, в полюбившемся мне театре «Циники», играют комедию «Огурцы в шляпе» по рассказам Николая Носова. И современные дети шести лет и старше воспринимают ее с восторгом, чутко реагируя на каждое взаимодействие артистов с ними, любимыми.
А о бабушках и дедушках и говорить не стоит! Для них спектакль сей — это «плацкартный билет» на поезд до детства, о котором когда-то так грустно пела Эдита Пьеха.
На сцене — трое замечательных молодых артистов: Егор Кожевников, Даниил Болотин и Соня Шкиря. Они-то и переносят нас в то веселое время, когда можно было радоваться очень простым вещам. Например, поездке к другу на дачу; демонстрации простеньких фокусов; сочинению разных невероятных историй — кто кого перефантазирует!
Энергии и драйву артистов можно только по-белому позавидовать. Они так задорно танцуют, так здорово перевоплощаются в детишек, что через несколько минут после начала спектакля мы видим во вневременных дачных интерьерах просто двух веселых мальчишек, Пашку и Вовку, и девчонку Соню. Мальчишки эти — и огурцы у колхозного сторожа стянуть могут, и обратно их вернуть. Потому что не желают быть ворами. Они могут врать и даже завираться, но в конце концов понимают разницу между фантазией и обманом.
Егор Кожевников в этот день, я думаю, восхитил всех зрителей без исключения. Он сыграл не только мальчика Пашку, но и его же во взрослой ипостаси. И роль сердитой бабки а-ля Авдотья Никитична получилась у него отлично! Принципиальная мама Вовки, не желающая терпеть в доме вора, специализирующегося на краже огурцов — это тоже переодетый Егор. И наконец, он сыграл ещё одного Егора — двоюродного брата Вовки, от которого напрямую зависело, станет ли тот великим стрелком из игрушечного нагана, или навсегда останется просто Вовкой.
Как вы думаете, какая из сцен спектакля запомнилась мне больше всех? Конечно, та, в которой утомленные отдыхом у реки друзья начинают готовить себе ужин… Современных детей, я думаю, очень удивило, что Вовкина мама так вот запросто оставила двух мальчишек одних на даче, да ещё и об еде для них как следует не позаботилась… Что я могу на это сказать? Другое тогда было время. И ключи от квартир мы на шее на веревочках носили; и старушек заботливо через дорогу переводили… Летом смолу жевали, зимой сосульки на вкус и холод дегустировали. А это — гораздо круче, чем кашу варить да пескарей в печке жарить!
Как бы то ни было, над этими сценами, происходившими в дыму и в тревожных красных тонах, дружно хохотал весь зал. А после спектакля я услышала, как зритель лет шести вполне логично заявил своей бабушке: «Ещё бы чуть-чуть — и дом бы сожгли. Могли бы маме позвонить и спросить рецепт каши, и сколько туда воды лить надо…»
Ага, звякнуть из дачного домика по мобиле в 60-х годах прошлого века — это было бы прекрасным выходом! Я очень надеюсь, что бабушка теперь найдёт время, чтобы рассказать внуку и о старом дисковом телефоне, бывшем тогда далеко не в каждой квартире; и о городских автоматах, безбожно «глотавших» двухкопеечные монетки, так что приходилось скрепя сердце жертвовать «десяточками»…
В Москве, кстати, есть отличный Музей телефонов. Была сама и горячо рекомендую. Детей оттуда не вытащишь!
Хорошую, добрую и очень смешную комедию поставила режиссер Анна Поташова. Спектакль сей даёт повод предкам поведать потомкам много интересного о своём детстве. Когда осколок стеклышка, засушенные цветы и «золотце» от конфетной обертки превращались в «секретики», которые каждый из нас старался закопать втайне от других. Когда мы дружно прыгали через веревочку и по расчерченным мелом «классикам»; рисовали на асфальте и играли в «вышибалы», «казаки-разбойники», «море волнуется, раз»… Боролись за первое место по сбору металлолома и макулатуры и охотно становились «тимуровцами», опекая местных старичков и старушек. Когда…
Что-то я совсем по-старчески разворчалась… А между тем, у каждого времени есть свои преимущества и недостатки. Да и извечную проблему «отцов и детей» никто пока не отменял. Нашим родителям не нравилось, что мы слушаем хард-рок, а спустя пару десятков лет мы сами бесились от надоедливого рэпа, круглые сутки бормочущего из колонок в комнате сына…
Но есть и нечто незыблемое, неизменное во все времена. Это крепкая дружба, искренняя любовь, доброта, верность, доверие, справедливость… Все это было и есть у нас, и того же мы желаем нашим детям и внукам. Так давайте передадим им это сокровище, которое не купишь ни за какие деньги.
И пусть будет больше таких спектаклей, которые объединяют вместе все три поколения семьи.
… Выходя из зала, я увидела, как один дедушка вдохновенно катает по краю сцены детский самосвал и рассказывает внукам, как весело было возить такую машину в песочнице — от места погрузки песка до «стройки». И я подумала, что сегодняшнее посещение спектакля «Огурцы в шляпе» может подвигнуть некоторых бабушек и дедушек к разбору «семейных сундуков» — недаром же один такой стоял на сцене! И поверьте, что их содержимое и рассказы «предков» так понравятся внукам, что они надолго забудут о любимых гаджетах!
Свидетельство о публикации №225102900761
