мариам

Мариам.

Полевая дорога уходила куда-то в даль, где виднелся осенний, золотой лес.
Вот туда-то мы и направлялись.
Там было большое клюквенное болото. Болото, как болото. Ровное, как стол. За несколько километров видно, если идет кто-то по болоту. С виду то-веселый, приветливый-будто полянка лесная. Мох, осока, карликовые березки и ивы, глубокие бочаги, которые надо обходить стороной. Попадешь в бочаг-  только на Бога надейся…засосет. Зато клюква на этом болоте была крупная, величиной с вишню…  Мы облазили прибрежные леса, вдоль и поперек. Знали и все тропиночки и гиблые места в Морькином болоте. Так  его называли старожилы. Я знала эту Морьку- старую, страшную бабку, которая живет в разваливающейся древней бане. Люди стараются обходить ее жилище стороной. Ладное жилище…В чем же провинилось болото?  Однажды я задала этот вопрос бабушке. Моя бабушка была старожилом села, и все знала. Надо сказать, что и память у нее была отменная. Но мне рассказать о Морьке-никак не хотела! Я же очень хотела узнать все об этом человеке…Почему такое странное у нее имя, почему болото названо ее именем, и что за ореол таинственности над этой бабушкой Морькой…
И моя бабушка сдалась! Поворчала немного, посетовала на мою неугомонную и любопытную натуру, вздохнула, перекрестилась и сказала-
Ну, слушай! Ты же знаешь, что все мы-ссыльные. Со всей страны свезли людей сюда. И русских, и калмыков, и гагаузов, и молдаван, и немцев.
Привезли и Морьку Какой она национальности, никто не знал. И имя у нее было другое- Мариам. Тоненькая, красивая. Брови -дугой. У нас-Маши, Маруси,а эта-вишь как…Мариам! Непривычно как то! Вот и сократили до –Морьки.А ей все равно, как величают…Красота ,она и в лохмотьях, красота.
Хоть и бедно жили, а любовь то, никто отменить не мог! Влюбился в нее молдаванин Павел. Такая любовь! Время было горькое-надзор был…Нельзя никуда без разрешения идти. Где же влюбленным встречаться? Вот как-то Павел на болоте мох для строительства заготовлял.  И придумал он, сделать на болоте шалаш… Сложил из жердей и веток крышу, а мхом укрыл. Будто кочка моховая болотная!  Стали они там встречаться. А на Мариам, комендант заглядывался. Такой охальник был! Он и так ни одной юбки не пропускал, а тут-такая красавица! А люди всякие были…Нашелся подлый человек, шепнул коменданту, где встречаются влюбленные.
Вот как-то Павел с Мариам встретились в шалаше. Туман над болотом поднялся, но все равно видно-человек идет! Догадались-комендант это. Сидят, затаились. Авось не найдет….
Уже слышно, как под ногами чавкает болотная жижа. Вдруг-громкий мат…
Попал комендант в глубокий бочаг…Слышна его возня, чавканье грязи и маты… Видно, крепко бочаг прихватил-не может вырваться! Стал он Павла умолять, спасти его…Вытащить из бочага. Обещал работу хорошую, полегче дать. Не нужны были Павлу, ни легкая работа, ни квартира…Просто, не мог он слушать, как тонет человек. Не душегуб же он!
Пошел Павел спасать коменданта. Помог ему вылезти…
Через три дня -приехали два   человека из района. Забрали Павла, и Мариам.
Комендант с улыбкой смотрел, как увозили влюбленных. Мариам взглянула на коменданта и сказала:
-Висеть тебе, иуда, на осине…
И плюнула в его сторону.
Недолго прожил и комендант. Во время заготовки леса, свалилось на него дерево. По какой-то случайности, это была осина. Один сучок пробил насквозь грудную клетку. Люди считали это проклятьем Мариам.
Долгое время ничего не известно было о них.
Перед самой войной вернулась Морька ,Да не одна- с маленькой дочкой.
Только это была не та веселая красавица Мариам, а злая ведьма, как определили люди. Часто ходила она на болото. Варила там разные зелья.
Умела привораживать мужчину, делала рассорки…. Могла извести в хозяйстве всех кур, сглазить корову…
Поползла дурная слава о ней. Стали бояться ее люди. Своей дочери выбрала в мужья работящего, спокойного мужика. Только не захотел он жить под одной крышей с колдуньей.
-Я крест ношу. Мне с колдуньями да ведьмами за один стол садиться, не пристало!
Вот и стала Морька в бане жить. Не зарастала бабья дорожка к ней. И ребеночка вытравить, и мужика присушить.
Так и жила Морька, бывшая красавица Мариам, в тесной бане. Состарилась. Надо передавать свои умения, а дочка категорически отказывается! Внукам к бабушке ходить, запрещает.
-Не хочу, чтобы люди от меня шарахались! У меня дети все крещеные…
Заболела Морька.Никакие врачи ее болезнь определить не могут.
-Старость… Девяносто три, уже… Врачи уйдут, а она стонет кричит на непонятном языке какие-то заклятья.
Старые то люди и стали Кузьме говорить-она свой дар не передала, от того ее и не забирает смерть…А ей все тяжелее и тяжелее. Взял тогда зять топор, а перерубил в потолке бани матку-балку, на которой потолок держится… Издала она страшный вой, застонала, и умерла.
Вот такая судьба Морькиного болота и самой красавицы Мариам.


Рецензии