Радужная птица
Задавшись целью добыть фазана, я спустя несколько дней взял карабин и пошёл на так называемую охоту. Воинская часть обустраивалась вдали от населённых пунктов, оружие находилось у каждого на руках, патроны никто не учитывал, а поэтому пострелять за пределами части считалось делом обычным.
Окружающая местность представляла из себя открытую холмистую поверхность с участками маньчжурского дуба. В сухой пожелтевшей траве найти фазана оказалось непросто. Истоптав приличную площадь, удалось поднять несколько птиц, но выстрелить по ним я не успел. Очередной фазан взлетел на подходе к одиноко стоящему дереву. Вскидываю карабин и раз за разом выпускаю в него почти всю обойму, но – мимо! Стрелял я трассирующими пулями, и мне было видно, как «трассеры» проходят совсем близко от птицы. В этот день я много раз стрелял по фазанам, но напрасно – не попал. Да и отлично! Пуля из нарезного оружия разбила бы птицу, что вряд ли меня порадовало.
Поохотиться на фазанов по всем правилам с гладкоствольным оружием с той поры стало моей заветной мечтой, осуществить которую удалось спустя несколько лет.
Первые числа ноября. Прилетев в Приморье, еду в Пограничный район, где поселяюсь в одной из придорожных гостиниц на окраине небольшого посёлка. Туда же приезжает местный охотник Рустам, с кем я буду охотиться.
Утром следующего дня отправляемся в дорогу. После получасовой езды выезжаем на скошенные поля, средь которых видны неразработанные участки с сухой травой и серо-жёлтые островки тростниковых зарослей.
– Фазаны! – слышу голос Рустама.
Смотрю, куда он показывает, и, действительно, на вспаханной земле замечаю несколько фазанов. Намереваюсь пойти к ним, но напарник уверяет, что на открытом месте птицы не подпустят.
Двигаемся по краю поля дальше. На дороге сидят ещё фазаны. Увидев нас, насторожились, а когда мы подъехали ближе, убежали в траву. Выхожу из машины. На пыльной поверхности видны следы птиц. Делаю несколько шагов от дороги в поле и замечаю бегущего в траве самца фазана. Желая поднять его на крыло, устремляюсь в ту сторону и добиваюсь желаемого результата: фазан взлетает! Вскидываю ружьё, стреляю. Выбросив в воздух облачко перьев, он падает в траву. Только бы не потерять. Но всё хорошо. В моих в руках птица в блестящем ярком оперении с преобладанием золотых красок – мой первый фазан! Длинный клинообразный хвост раскрашен жёлто-бурым цветом с чередой тёмных поперечных полос, спина покрыта оранжевыми перьями, обрамлёнными чёрными каёмками, часть головы и шея до белого воротничка с чёрно-фиолетовым отливом, на ногах – острые шпоры, вокруг глаз – красное бесперьевое кольцо. Сказочно красивая птица!
Охота продолжается. По ходу движения взлетает очередной фазан. Выстрел! Удачно! В стороне поднимаются ещё фазаны. Стреляю с другого ствола, и вторая птица, кувыркаясь, падает на поле. Два выстрела – два фазана. Одна из них петух, другая – курица. В отличие от петуха, курица выглядит гораздо скромнее: у неё невзрачная серо-пёстрая окраска с тёмными пятнышками и чёрточками по телу, по размеру она меньше самца. Сезонная путёвка позволяет добыть в день десять птиц, включая самок, но я решаю впредь стрелять только самцов.
Отношу фазанов к машине и вновь на охоту! Заставляя сердце замирать, по сторонам то и дело взлетают фазаны, но либо за пределами выстрела, либо я не успеваю вовремя среагировать. Во всяком случае, исходив приличную территорию, мне удалось взять ещё трёх птиц. Настроение омрачила потеря двух фазанов, которые упали в густую траву, и, несмотря на все мои старания, найти их не удалось. Впоследствии я не раз убеждался: из всех птиц найти раненого фазана труднее всего – он так умело прячется, что даже на скошенном поле стоит немалого труда, чтобы его отыскать. Особенно хорошо маскируется курица, покровительственная окраска которой делает её почти невидимой.
Намереваюсь дойти до кромки леса, куда перелетали вспуганные мною фазаны. Однако пламень огня, гонимый ветром по степи, заставил вернуться к машине. Пожар подошёл к островку тростниковых зарослей, где я только что пытался найти фазанов, и, превратившись в огненный смерч, в мгновение ока уничтожил растительность. При приближении огня фазаны перелетали на другое место и даже садились на выгоревшие поля, где, по-видимому, лакомились поджаренными семенами сои. Со слов Рустама, кто-то каждую осень поджигает в этих местах траву, и только скошенные поля и мелиоративные каналы не дают пожару распространиться на дальние расстояния.
Во время обеда подъехал инспектор охотнадзора. Проверив документы, сотрудник охранного ведомства спросил, зачем мы поджигаем степь и, не удовлетворившись ответом, добавил, что наблюдает за нами уже второй день. Пришлось показать проверяющему лицу авиабилеты, согласно которым вчера в это время я находился в аэропорту другого города.
До окончания охоты обследую небольшой клинообразный участок нескошенной сои, где добываю ещё одного петуха. Что ж, первый день охоты прошёл успешно – я осуществил свою мечту и поохотился на фазана – невероятно красивую птицу в многоцветном радужном оперении.
В последующие годы мне не раз доводилось охотиться на фазанов, в том числе на юге России, а также видеть этих птиц в других странах, и, на мой взгляд, маньчжурский фазан - самая яркая и красивая птица из всех своих сородичей.
Довелось мне охотиться в Приморье на фазана и на другой год. В компании местных охотников мы на протяжении трёх дней пытались добыть самца косули, а когда поняли, что не получается, решили поехать в район села Фадеевка Октябрьского района, чтобы поохотиться на фазанов.
Выехали в сумерках, но, как оказалось, никто дорогу толком не знал. Поездка заняла много времени, а точнее, мы заблудились. Изрядно попетляв по лесным дорогам, замечаем в стороне полоску света – какой-то населённый пункт. Мчимся в ту сторону, но вскоре утыкаемся в шлагбаум пограничной заставы. Из одноэтажного здания выходит пограничник, требует предъявить документы. На вопрос, куда мы направляемся, показываем в направлении света и отвечаем, что туда. Пограничник говорит, что «туда» не получится, так как мы подъехали к государственной границе, а там, куда мы показываем, светится китайское село с мудрёным названием, которое я не запомнил. В конечном счёте военнослужащий объясняет, где находится нужное нам село, и благодаря полученной информации мы добрались до места.
На охоту выехали ближе к обеду. Руководитель соевого хозяйства показал поля, на которых можно охотиться. В этом районе, с его слов, много фазанов и здесь на них охотится сам губернатор Дарькин. Что ж, губернатор края знает, где можно хорошо пострелять фазанов, попытаем и мы удачу.
День тёплый. Расстелив на поле брезент, напарники остались отдыхать – я же ухожу на охоту.
Фазанов в этих местах действительно оказалось много. Не успел я перейти мелиоративную канаву, поросшую по берегам деревьями и кустарником, как тут же поднял нескольких птиц. Первым выстрелом сбиваю одного петуха, а при выходе на открытое место добываю второго – начало есть! После двухчасового хождения по полям взял ещё шесть фазанов и, изрядно утомившись, возвращаюсь к машинам.
Чтобы выйти на поле, мне вновь пришлось зайти в лесополосу. Только я это сделал, как услышал со стороны товарищей какие-то крики. Желая узнать, что происходит, быстро выхожу на открытое место и вижу, как по скошенному полю в каких-то пяти десятках метров от машин неторопливо бежит самец косули с большими красивыми рогами. Охотники заметили оленя и, толкая друг друга, лезут в машины за оружием. Пока они его доставали, животное благополучно преодолело открытое место и скрылось в близлежащем подлеске. По всей видимости, самец косули после ночной кормёжки устроился в лесополосе на отдых, а когда услышал мои шаги, вынужден был выйти на поле. Удивляет одно: как, находясь на относительно недалёком расстоянии от отдыхающих охотников, он оставался в кустах до моего подхода? Возможное объяснение тому – постоянное присутствие на полях сельскохозяйственной техники и рабочих, что приучило его не бояться людей.
Увлекательна охота на фазанов и по снегу. Михайловский район Амурской области. Последние числа ноября. В моих руках ружьё – иду охотиться на фазанов. С одной стороны жёлтая стерня скошенного соевого поля, слегка присыпанная снегом, слева – мелкий подлесок, где должны отсиживаться фазаны. В светлое время суток, особенно утром и незадолго до наступления сумерек, они выходят на соевые поля, чтобы покормиться, и оставляют на снегу следы своего пребывания. Поиск животных по следам увлекательное занятие. В этой части у меня есть опыт. Другое дело, что тропить фазанов по снегу ещё не приходилось, но не думаю, что сделать это будет труднее, чем распутывать наброды белых куропаток или хитросплетения заячьих следов.
По краю поля накатанная дорога. Местами встречаются фазаньи следы, но не сегодняшние; судя по ним, птицы выходили на скошенные поля и, разгребая снег, отыскивали опавшие зёрна сои. А вот и свежие следы! Побродив по полю, фазаны зашли в заросли сухой травы с колючим кустарником. Следы в траве просматриваются с трудом. Определив направление движения птиц, иду на их поиски. И – вот! Знакомое с характерным поскрипыванием хлопанье крыльев взлетающих фазанов. Стреляю. Один петух закрутился в воздухе и, теряя высоту, упал в траву.
Добытый фазан воодушевил – такая охота мне нравится. Если осенью в поисках птицы сетуешь на отсутствие легавой собаки, без которой, на мой взгляд, не полно раскрывается вся красота и великолепие фазаньей охоты, то сейчас охота по снегу понятна и азартна с начала до конца.
Набегался я в тот день до полного изнеможения, но взял только пять петухов – половину установленной нормы. Да и достаточно, я доволен! В ожидании машины раскладываю птиц на снегу – какие же они красивые! И, действительно, радужные! Как и тот фазан, взлетевший солнечным днём в ярких брызгах прошедшего дождя!
Свидетельство о публикации №225103001043
