Кого же любил А. С. Пушкин?
Больше всех, конечно, поэт любил свою супругу и их четверых детей. К Наталье Николаевне Гончаровой он начал свататься в 1829 году, когда ей исполнилось 16 лет. Но согласие на брак получил от ее матери лишь через два года – в 1830 году. А женился через полгода после этого – в феврале 1831 года, имея в своем архиве список из 113 покоренных им женщин.
Всем известна неприятная версия о том, что юную Натали полюбил Николай Первый и сделал своей тайной любовницей, а потом уж выдал замуж, обрекая Пушкина на вечную ревность и погибель. Но эта сплетня никак не вяжется с действительностью – Наталья Николаевна была бесприданницей. Таким же бедняком был и Пушкин, и свадьба состоялась только благодаря помощи Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, который отписал ему часть деревни Кистеневки, и она была тут же заложена за 34 тысячи рублей (34 миллиона на «наши» деньги). Но и их поэт сразу же раздал в долг, который ему не вернули.
С любовницами царей и особами приближенными к императору так не бывало. Вспомним историю матери Натали – Натальи Ивановны Гончаровой-Загряжской, восемнадцатилетней фрейлины матушки Николая Первого. Она увела у жены Александра Первого любовника Алексея Охотникова (что наверняка было спецзаданием для юной шпионки во дворце) и тут же получила роскошное приданое в виде несметного богатства семьи предпринимателя-олигарха Гончарова. Его красавца-сына Николая женили на Наталье Ивановне в императорском дворце, на свадьбе была вся царская семья. Знать было бы счастливице, внебрачной дочери Ивана Загряжского, обласканной самой Екатериной Второй, что жених ее – сумасшедший алкоголик, который через несколько лет окажется банкротом. Судьба настигла разлучницу русской императрицы и ее любимого, а затем тень ее легла и на детей Натальи Ивановны. За свои заслуги перед царской семьей она, возможно, рассчитывала на помощь из дворца. Но ее не последовало. А сватовство мятежного и нищего поэта было словно гром среди ясного неба. Решительно отказав ему в первый раз, почему же она все-таки согласилась на эту свадьбу? Не имея завидных женихов, Гончаровы могли бы выдать красивую девушку за кого-то поскромнее, но надежнее…
Однако после двух лет маяты брак Пушкина и Гончаровой все-таки состоялся. Возникает мысль, что решение приняла сама Наталья Николаевна. Эти два года она взрослела, размышляла и сделала свой выбор в пользу гения, который был первым среди литераторов, успешен и знаменит в своем творчестве. Его признавал царь, обожали женщины и любил народ. К восемнадцати годам умная Наталья Николаевна понимала, что это дорогого стоит, с этим она поднимется наверх без больших денег, и это даст ей и ее семье новые возможности. То, что свое будущее Натали взяла в собственные руки, говорит ее письмо, которое она послала поэту и которое окрылило его и погнало снова свататься.
Как видим, несмотря на строгое воспитание, Наталья Николаевна не была опутана домостроевскими цепями и могла делать свой выбор. Матери оставалось лишь следовать по пути, на который шагнула ее многомудрая дочь, хотя она и не могла скрыть своего раздражения во взаимоотношениях с будущим зятем. И они сильно отличались от отношений Натальи Ивановны со вторым мужем дочери – Петром Ланским. Почему? Потому что он был явным «подарком» царя ее дочери и противиться второму браку не приходилось. Тем более, он нес хорошие выгоды, поскольку Николай Первый открыл Ланскому после свадьбы путь к карьере и деньгам.
Удивительно, но вечные сплетники во все времена, рассуждая о близости царя и жены поэта, абсолютно не принимают во внимание полное отсутствие такого пути у Пушкина до и после свадьбы. Говорят о том, что поэт был снова принят на службу в Министерство иностранных дел с годовой зарплатой в пять тысяч рублей (пять миллионов на «наши» деньги). Но только за оплату съемной квартиры в Петербурге Пушкин за год выкладывал 4 тысячи рублей. Или что, считать особой милостью императора принятие поэта в академию в 1833 году? Но это звание не давало ему никаких дополнительных средств.
Давайте посмотрим на судьбу другой красивой девушки при дворе Николая Первого. Это Аврора Шернваль. Она была старше Натальи Николаевны на пять лет. Но если первая вступила в брак в 18 лет, то Аврора вышла замуж лишь в 1836 году – в 28 лет. Ее называли «черной вдовой», потому что два ее жениха неожиданно умерли перед свадьбой. Эта финская шведка блистала при дворе Николая Первого, считаясь первой красавицей, сначала в Финляндии, потом в Москве и Петербурге, куда она прибывала по приказу Николая Первого. В 1836 году по убедительному увещеванию императрицы Аврора вышла замуж за больного русского олигарха Павла Демидова, который, как и она, не горел желанием вступать в этот брак. Но женился, и Аврора получила в наследство после его смерти в 1840 году громадное состояние, которое, благодаря ей, осталось в России, в отличие от состояния Герцена.
В июле 1849 года Николай I арестовал всё имущество Герцена и его матери как революционеров. После этого арестованное имущество было заложено банкиру Джеймсу Майеру Ротшильду, но тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия императорского запрещения для Герцена. На эти деньги Герцен в Лондоне активно боролся против России. А Россия получала из Англии кредиты и оборудование, необходимые для создания промышленных предприятий. И хотя Ленин впоследствии писал об истории революции в России, что «декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию», сделка между Николаем Первым и Ротшильдом оказалась хотя и вынужденной, но выгодной.
Но Аврора Шернваль тоже заключила сделку, только уже с императором Александром Вторым, благодаря которой Финляндия получила Конституцию. Историки считают, что Аврора Карловна оказала значительное влияние на решение Александра II провозгласить Финляндию конституционной страной. Об этом решении император сообщил на открытии Сейма в Гельсинфорсе 18 сентября 1863 года.
Как видим, отношения между Николаем Первым и его фавориткой Авророй Шернваль зашли так далеко, что открыли ей широкий путь не только к огромным деньгам, но и к политике высшего уровня. Благодаря этой женщине целая страна поменяла государственный строй, перестав быть монархией.
А как ей удалось уговорить русского государя дать свободу Финляндии? Возможно, тут дело не в дружеских отношениях, а в деньгах, которых у Авроры было с избытком? Александр мог пойти на какую-то выгодную сделку и сделать свой политический шаг. Что ни говори, но есть подозрение, что Аврора купила у русского царя финскую конституцию 1863 года. До конца своих дней, потеряв всех родных, она жила в Хельсинки, обожаемая своим народом.
Разве в отношениях Натальи Николаевны Гончаровой и Николая Первого мы видим хоть что-то подобное? Да, после смерти Пушкина царь потратил сто тысяч на погашение его долгов. Но сколько страна начала получать (и получает до сих пор) за издания произведений поэта? Разве эти расходы и доходы сравнимы? Но и из этого осиротевшей семье Пушкина досталось лишь 50 тысяч за издание первого полного сочинения его произведений.
Таким образом, якобы близкие отношения между женой Пушкина и царем – выдумка сплетников, которые не хотят вникнуть в случившиеся события 1831-1837 годов в семье поэта.
Однако можно предположить, что семья Гончаровых два года перед свадьбой ожидала благосклонности императора, но напрасно. Почему он остановился? Две причины. Первая - как черт из табакерки перед ним выскочил Пушкин, который Николаю Первому был важнее красивой девочки из разорившихся Полотняных заводов. Вторая – темная придворная история с Охотниковым и императрицей Елизаветой в биографии Натальи Ивановны Гончаровой-Загряжской. В семье царило безумие, которое могло привести к скандалу. Поэтому Николай спокойно разрешил поэту жениться.
Поняв, что милостей от императора ожидать не стоит, Натали решила пойти замуж за знаменитого поэта и идти своим путем к утраченному успеху семьи. Юная девушка, воспитанная на олигархической гордости своих предков, но утратившая по их же вине высокое положение и средства даже к существованию (ее сестры, проживая в калужской глуши, носили латанные платья), взвалила на свои плечи непосильный груз возрождения семьи. Конечно, это было фантастическое, сказочное решение ребенка. Но оно пробуждало в Натали позывы к таким действиям, к которым побуждает азартная игра за карточным столом авантюриста с крапленой картой в рукаве.
Понимал ли это Пушкин? Разумеется, возможно, потому и тосковал перед свадьбой о грядущей гибельной судьбе. Но ринулся в этот омут. Со всей очевидностью эти действия Натали открылись летом 1836 года, когда в задуманные авантюры супруги Пушкина вмешался другой авантюрист – француз Дантес. Который пошел на самые низкие поступки, став приемным сыном высокопоставленного гомосексуалиста, ради карьеры и денег. Возможно, Наталья Николаевна и была готова к связи с императором, но рядом был внимательный и ревнивый муж. И тогда она решила использовать сестру Екатерину и привлекла к брачной афере своего поэта. Глупый и аморальный Дантес очень подходил для нее. И Пушкин вступил в эту игру, которая, может быть, возбуждала его чувства к жене. Он еще больше влюблялся в свою прекрасную авантюристку, воспитанную в царской роскоши и оказавшуюся вместе с семьей на обочине роскошной жизни олигархата 19 века.
Эта авантюра еще больше могла скрепить отношения супругов. И все-таки, какие они были разные. И по возрасту, и по авантюрному складу характеров Натали и Дантес, возможно, были более близки друг к другу, чем Натали и Пушкин. Поэтому в глубине души этой женщины могло загореться чувство в ответ на ухаживания Дантеса. Вот такие пары и сбегают куда-нибудь подальше ото всех, бросая все. Наталья Николаевна сбежала в одиночество, отвергая светскую жизнь после смерти поэта. И не выходила замуж семь лет вместо двух, завещанных мужем. А летом 1843 года впервые уехала на аристократический курорт в Ревель.
В это время оставались считанные месяцы до последних родов ее сестре в Сульце. Натали вернулась в Петербург, заметно поправив здоровье. А ее сестра осенью умерла от родовой горячки. Весной Наталья Николаевна снова собралась в Ревель, но теперь уже вместе со всеми детьми…
Уместно ли тут задать вопрос: а не виделась ли в Ревеле вдова с Дантесом или не получала ли от него писем? И не собралась ли в 1844 году в побег в Европу из России, где ей очень трудно жилось? Кажется, это невероятно, но как знать… Хотя, конечно, двое вдовых и с восемью сиротами, четверо из которых стали ими по вине Дантеса. Мог ли состояться этот союз? Но всякое бывает.
Такой вопрос невольно приходит в голову потому, что именно в 1844 году Николай Первый забеспокоился о вдовьей судьбе своей подопечной? Да, случились события, о которых говорить трудно, но приходится…
Эти события как бы ломают версию невиновности Натали Гончаровой в ее связи с Дантесом. Возможно, даже самые настойчивые злопыхатели по поводу неверности Натали Пушкину не могли подумать о том, что могло там произойти, если бы состоялась встреча вдовствующих Натали и Дантеса. Думали ли они об этом? Нам неизвестно, но обо всем подумал царь и явился к Пушкиной. Он не мог допустить ни встречи этих людей, ни вселенского скандала, который снова привлек бы внимание уже международной общественности к гибели русского гения, а, значит, и к самому Николаю Первому! Вывихнутая нога вдовы и ее скоропалительный брак исправили все. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но так развивались события. А что в них правда и что домысел, мы не можем судить, поскольку не было расследования. Заметим только, что царь выдал Гончарову-Пушкину замуж за человека, который был свидетелем ее встречи с Дантесом в доме у Полетики, когда, возможно, у них шла речь о постылой женитьбе приемного сына посла Нидерландов на сестре Натали и одновременно состоялись объяснения о завершении собственных отношений, если они были.
Если Аврора Шернваль взяла фантастический куш благодаря своей красоте и связи с императором, то Наталья Гончарова проиграла? Ну не скажите. В память о победах прекрасной Авроры на Неве в Петербурге стоит прекрасный крейсер, названный в честь этой красавицы. Но память о Натали живет в ее живом потомке - Хью Ричарде Луи Гровеноре, 7-м герцоге Вестминстере — британском аристократе и бизнесмене, потомке Николая I и Александра Пушкина.
Он родился 29 января 1991 года в Лондоне, был единственным сыном Джеральда Гровенора, 6-го герцога Вестминстер, и его жены Натальи (урождённой Филлипс). В 2016 году Хью унаследовал от отца титул и контроль над поместьем Гровенор, стоимость которого на тот момент оценивалась в 9 млрд фунтов стерлингов. По данным на 2024 год, Хью Гровенор — один из самых богатых людей в Великобритании, занял 15-е место в списке богатейших людей страны по версии газеты Sunday Times с состоянием в 10,127 млрд фунтов стерлингов. На декабрь 2024 года агентство Bloomberg оценивало его состояние в 13,1 млрд долларов. Герцог является председателем Grosvenor Group, девелоперской и инвестиционной компании с портфелем городской и сельской недвижимости в Европе, Азии и Северной Америке.
Хью – потомок младшей дочери Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. А также – Романовых, с которыми ее внучка Софья Николаевна Меренберг породнилась в браке с князем Михаилом Михайловичем Романовым в 1861 году.
Как вы думаете, сильно огорчился бы Пушкин, узнай он о будущем своих потомков, или еще больше полюбил бы свою фантазерку жену? Мечта которой о возрождении семьи Гончаровых-олигархов исполнилась, как в волшебной сказке, спустя двести лет!
Гораздо раньше исполнилась мечта о чинах и богатстве у Дантеса, который, выступая на политической сцене, стал самым богатым человеком во Франции.
Свидетельство о публикации №225103001565
Хотелось бы спросить у автора.Что Пушкина бы не издавали бы, если бы царь не заплатил его долги? До 1917 года издание книг было частным делом и доход делился между издателем и автором или его наследниками.
На момент смерти общая сумма долгов Пушкина перед частными лицами составляла 92 тысячи 500 рублей, а перед казной – 43 тысячи 333 рубля.На долю карточных долгов приходилось 90 тысяч.
Александр Ресин 30.10.2025 19:18 Заявить о нарушении