Создав себе славу зловещего артиста...

Друзья!
Из Сети

"Великий князь, открывший для Руси византийское христианство, Владимир Красное
Солнышко. Легендарный Святой Владимир, благодетель земли русской. На деле же  он
вовсе не обладал святостью. А его дикая натура человека, воспитанного среди варягов,
всегда побеждала. Он не щадил врагов, не жалел родственников. Менял жен то ли
пять, то ли шесть раз. И по своей прихоти распоряжался гаремом наложниц.
Его рабыни для утех насчитывали несколько сотен человек. Доподлинное число
девушек и женщин неизвестно. Впрочем, понятия официальных и неофициальных
жен в те времена были условными. В древних рукописях сохранились упоминания о
двух женах прославленного Владимира. И некоторые сведения о том, какие указания
он давал относительно наложниц.
Вырос будущий князь вдали от Киева. Воспитывала его не царица, а мама-рабыня по
имени Малуша, принадлежавшая правительнице Ольге. Все знали, что наследник был
просто бастардом, незаконным «робичичем». Потому он многое брал грубой силой, ни
на кого не надеясь. Не ожидая законной поддержки, отвоевывал власть, губил людей и
порабощал женщин. Практика для тех столетий обычная.
«Не понимаю, зачем тебе столько женщин, князь! – ворчала ключница Малуша,
пересчитывая расшитые золотом платки. – Корми их, пои, одевай… Да еще и сыновей
от них потом пристраивай!»
Князь Владимир Святославич лишь усмехнулся в ответ. Малуша, конечно, преданная
служанка, но в государственных делах понимает не больше свиньи в астрономии. А
женщины… Женщины для князя – это не только услада очей, но и инструмент власти,
ключ к миру с соседями, залог будущих союзов.
Да, молва о его похотливости шла по всей Руси и за ее пределами. И что с того? Кто
смеет осудить князя, чья воля – закон, а богатство – бездонно? До принятия
христианства Владимир был скорее языческим владыкой, чем благочестивым
правителем. И в этом языческом мире женщины играли свою особую роль.
Историки потом долго будут ломать головы, пытаясь разобраться в хитросплетениях
его личной жизни. Сколько жен, сколько наложниц? Точных цифр не знает никто, да и
вряд ли кто-то вел подробные записи. Но одно известно наверняка: Владимир умел
использовать женщин для укрепления своей власти.
Начнем с жен. Официальных, так сказать. Первая и самая известная – Рогнеда
Полоцкая. История их союза – настоящая драма, достойная пера летописца.
Владимир, тогда еще князь новгородский, посватался к гордой Рогнеде, дочери
полоцкого князя Рогволода. Но гордая девица предпочла ему Ярополка, киевского
князя.
"Не хочу быть рабой робичича!" – гордо заявила она сватам. "Робичич" – значит сын
рабыни, намек на происхождение Владимира от Малуши, простой ключницы.
Важнейшей частью свадебного обряда у славян был момент, когда молодая в знак
покорности разувала жениха. Так вот, гордая Рогнеда становиться на колени и снимать
обувь с «робичича» не пожелала.
И Владимир этого не забыл. Собрав дружину, он напал на Полоцк, убил Рогволода и
двух его сыновей, а Рогнеду насильно взял в жены. Повесть временных лет не
стесняется в описаниях: насилие 12-летней княжны произошло прямо на глазах
обезумевших от горя родителей и родственников. А потом убил ее отца и мать и
вырезал весь ее род.
Бедняжка, наверное, была бы рада тоже погибнуть, но жестокий киевлянин обрек ее
на другую участь. Он сделал ее своей законной женой, и она вынуждена была нести
узы этого постылого брака и рожать князю детей.
Жестоко? Безусловно. Но такова была эпоха. Брак с Рогнедой, пусть и заключенный
таким страшным способом. После этого у Рогнеды появилось новое имя — Горислава.
Свирепое княжеское войско ворвалось в Полоцк. Закрепил за Владимиром Полоцкое
княжество и усилил его позиции в регионе. На своем пути воины крушили город и
проливали кровь.
В браке с Рогнедой у Владимира родилось четверо сыновей: Изяслав, Мстислав,
Ярослав (будущий Ярослав Мудрый) и Всеволод, а также две дочери. Но даже
рождение наследников не смогло залечить раны Рогнеды. Она так и не смогла
полюбить своего мужа-насильника. Позже она пыталась отомстить Владимиру —
однажды ночью бросилась на спящего князя с ножом, но тот проснулся и смог отвести
удар. Владимир велел ей надеть нарядные одежды и уже поднял меч, но Рогнеду спас
их сын Изяслав, с мечом в руках кинувшийся защищать мать.
По совету бояр князь отправил их обоих в Полоцк. Так образовалась полоцкая ветвь
Рюриковичей.
Но не Рогнедой единой был жив Владимир. Источники упоминают о двух женах
чешского происхождения. Имена их до нас не дошли, но известно, что первая из них
родила Владимиру сына Вышеслава, а вторая – Станислава и Судислава. Эти браки,
скорее всего, были заключены для укрепления отношений с Чешским княжеством,
важным торговым партнером Киевской Руси.
А еще была булгарка, от которой родились Борис и Глеб, те самые братья-
страстотерпцы, святые Русской православной церкви. Их рождение, как и в случае с
чешскими женами, могло быть связано с политическими интересами. Булгары были
важными торговыми партнерами, и союз с ними мог принести немалую выгоду.
Но все это – только верхушка айсберга. До принятия христианства у Владимира был
настоящий гарем. "Повесть временных лет" сообщает, что он содержал около 800
наложниц: 300 в Вышгороде (своей загородной резиденции), 300 в Белгороде и 200 в
Киеве. Представьте себе эту картину: сотни молодых женщин, живущих в роскоши, но
лишенных свободы, ожидающих лишь знака внимания князя.
Есть версия, что часть наложниц досталась Владимиру от братьев Ярополка и Олега
как результат объединения русских земель.
Сын князя Игоря и княгини Ольги Святослав (отец Владимира) тоже имел несколько
жен. Предположительно, одна из них была болгарской княжной Предславой. При этом
мы знаем, что князь Владимир был рожден от ключницы рабыни Малуши. По
древним обычаям дети князя, независимо от происхождения матери, были равны
между собой. Их воспитание Святослав доверил своей матери — княгине Ольге.
Брат Владимира князь Ярополк был уже женат на гречанке, когда сватался к полоцкой
княжне Рогнеде.
Это значит, что все князья были многоженцами, и скорее всего, содержали гаремы
наложниц, которые развлекали не только князей, но и дружинников.
Княжеская дружина того времени состояла из 400 дружинников. А по свидетельству
путешественника ибн Фадлана каждый из четырехсот княжеских дружинников имел
при себе двух девиц. Одна прислуживала, а вторая согревала постель.
Крещение Руси повлияло на ситуацию не сразу. Известно, что в конце XI — в начале
XII века греческие монахи пытались убедить князя Святополка Изяславича оставить
себе только одну жену. Безуспешно — князь категорически отказался это делать.
Единственное, чего смогли добиться византийские священники — это разделения жён
князя на законных и незаконных.
Разумеется, содержание такого гарема было делом весьма затратным. Нужно было
кормить, одевать, развлекать этих женщин, а также обеспечивать их потомство. Но для
князя Владимира это было не проблемой. Его казна была полна серебра и золота, а
власть – безгранична.
Современники называли Владимира распутником и сластолюбцем. И, наверное, они
были правы. Но не стоит забывать, что в те времена нравы были совсем другими.
Справедливости ради надо сказать, что у других славян дела обстояли примерно так
же. У короля Польши Мешко было 7 жён. Казимир III Великий имел четырех жен.
Знаменитый польский король Ягайло — четырех, а Сигизмунд I Старый — только
двух. Был многоженцем и чешский король Славник.
И не было числа тем красавицам, что приглянулись великому князю просто так. По
приказу ему приводили как невинных девиц, так и замужних славянок. Которые не
имели отношения к огромному гарему.
После Крещения Руси и вплоть до монгольского нашествия в государстве
существовало двоеверие. Люди крестились и ходили в храмы, но при этом в быту
сохраняли старые обычаи, в том числе многоженство. Масштабы, впрочем, стали
поскромнее, а многие князя, напротив, стремились соблюсти христианское
благочестие и демонстрировали высокоморальное поведение, сохраняя верность
одной жене до самой смерти. Более того — уже при Ярославе Мудром в уставе церкви
появились статьи, которые предусматривали штраф за многоженство в 20 гривен.
Мужчине оставляли самую первую жену — только она считалась законной. Все
последующие считались любовницами. О них говорили презрительно, что они
«подлегли» под мужчину. Таких женщин отправляли в монастыри. В XII веке в Киеве
многоженцев, как минимум, не допускали до причастия. Однако грех сластолюбия
среди русских мужчин искоренялся с трудом.
Только к XVI веку православным священникам удалось достичь серьезных успехов в
деле внедрения моногамии и то не везде. Итальянский путешественник Палаццо
Барберини, побывавший в России в XVI веке, уже писал, что местные жители берут
себе только одну жену.
Но веком ранее, в 1420-х году митрополит Киевский и всея Руси Фотий с
сокрушением писал, что Новгороде и в Пскове так много многоженцев, словно они
никогда не слышали о христианстве. Фотий призывал не допускать их до причастия,
налагать на них строгие епитимьи, пока не раскаются. По церковному закону на
многоженцев накладывался штраф в 40 гривен, а если они начинали истязать свою
первую жену, их «достоило казнити».
Даже на рубеже XIX и XX века в отделенных районах русского севера среди
православных крестьян бывало многоженство. Мужчины приводили в дом до трех
жен. Причины для этого были самые разные. Например, первая не могла родить,
заболела или состарилась. В таких семьях жены вели совместное хозяйство, а с
мужчиной спала только одна из них — самая молодая.
Многоженство было обычным явлением, а женщины часто рассматривались как
политический инструмент. Связи с разными племенами и знатными семьями
укреплялись именно через браки и наложниц.
Положение наложниц мало чем отличалось от положения рабынь. Они были столь же
бесправны, а муж мог даже завещать их кому-нибудь, как вещь. После крещения и
женитьбы на византийской царевне Анне Владимир распустил свой гарем.
Вышеслава, рожденного от Оловы, княжны варяжской, отправил в Новгород;
Гориславу с Изяславом — в Полоцк; Ярослава (будущего Мудрого) — в Ростов;
Всеволода — во Владимир; Предславу с сыном Святополком — в Туров; Мальфрид с
сыном Святославом — в Овруч; Адиль с сыном Мстиславом — во Тмутаракань.
Прочих жен и дочерей отдал в жены своим приближенным.
После смерти своего брата Ярополка Владимир, недолго думая, взял себе в жены его
вдову, гречанку. Она была пленницей, захваченной во время одной из болгарских войн.
Никто не спрашивал ее согласия, никто не интересовался ее чувствами. Она была
лишь трофеем, символом победы и власти.
Объяснять практику многоженства у князей, включая Владимира, простой похотью
было бы в высшей степени наивно. Количество официальных жен князя часто
соответствовало числу подвластных ему земель. Каждая «водимая» жена
символически представляла определенную территорию. В индоевропейской традиции
женщина часто выступала как воплощение земли («волости», территории), а мужчина
— как воплощение власти над этой землей. Их взаимоотношения трактовались как
супружеские, что отразилось даже в русской пословице «Без царя — земля вдова».
Даже более поздний обряд венчания царя на царство был напрямую связан с обрядом
венчания супругов.
Княжеские браки часто заключались для укрепления дружественных отношений
между знатными родами. Чем больше у правителя жен, тем больше влиятельных
союзников, на которых можно опереться в случае войны.
В отличие от классических восточных гаремов, где жены жили вместе на женской
половине дома, на Руси была распространена система параллельных семей. Мужчины
заводили их открыто, не таясь. Каждая жена с детьми жила отдельно. Исключение
составлял, пожалуй, только князь Владимир, чьи наложницы действительно
размещались централизованно в определенных загородных резиденциях.
В XII веке многоженство еще оставалось обыденностью для всех сословий. Великий
киевский князь Святополк II Изяславич спокойно возвел на владимирский престол
своего сына Мстислава, рожденного от наложницы, и это не вызвало ни у кого
вопросов. А в конце XII века у галицкого князя Ярослава Осмомысла было две жены:
официальная супруга и некая Настаска (Анастасия). Правда, в этом случае
недовольные бояре устроили мятеж, схватили и сожгли Анастасию, а князя заставили
поклясться, что он будет жить в согласии с законной женой.
Но поворотным моментом в жизни Владимира стала его женитьба на византийской
принцессе Анне. Этот брак изменил не только его личную жизнь, но и судьбу всей
Руси. Анна была сестрой императора Василия II Болгаробойцы, и ее рука была
предметом вожделения многих европейских правителей.
Чтобы получить Анну в жены, Владимир должен был принять христианство и
отказаться от языческого многоженства. Это был непростой выбор, но Владимир
понимал, что союз с Византией откроет перед ним новые горизонты.
Кроме того, Византия нуждалась в помощи Владимира. В империи вспыхнуло
восстание, поднятое военачальниками Вардой Фокой и Вардой Склиром. Владимир
согласился оказать военную поддержку Василию II в обмен на руку Анны.
В 988 году Владимир крестился в Херсонесе и обвенчался с Анной. Этот брак возвел
Киевскую Русь в статус равноправного партнера Византийской империи и открыл
путь к распространению христианства на Руси.
Анна Византийская
Анна была дочерью византийского императора Романа II, сестрой императоров-
соправителей — знаменитого Василия Болгаробойцы и Константина VIII. К ней
сватались представители европейских королевских династий. Однако, свою судьбу она
нашла в лице киевского варвара. Вероятно, Анна была хороша собой, поскольку ее
мать Феофано, по свидетельствам современников, была настоящей красавицей, да и
оба брата отличались приятной внешностью.
Владимир отправился в Крым и захватил Корсунь. Смириться с потерей этого важного
пункта на Черном море императоры Византии никак не могли, поэтому начали
переговоры с Владимиром. Он обещал им мир, если они отдадут ему в жены свою
сестру Анну, а в противном случае грозил пойти на Константинополь. Не то чтобы
повелители Империи очень испугались варварской дружины, но хлопот Владимир мог
причинить им немало, государство было истощено войнами, да и казна оскудела. В
общем, братья принялись уговаривать Анну согласиться на этот брак. Та, поплакав,
приняла предложение. Но поставила условием крещение Владимира. Владимир легко
согласился, поскольку к тому времени уже подумывал о принятии христианства и
даже отправлял в Константинополь своих послов, которые вернулись, очарованные
красотой православного Богослужения.
Владимир крестился в Корсуни, заключил брак с Анной по православному обряду, а в
качестве вена (свадебного дара) отдал братьям-императорам взятый им с бою город.
Анна приехала на Русь, конечно же, с большой свитой, в которой были и священники,
и ученые мужи, и архитекторы, и разная челядь, которая должна была организовать ей
жизнь хотя бы в некоторой степени напоминающую ту, к которой она привыкла в
пышном Константинополе.
И, первым делом, взялась образовывать мужа. Тот оказался послушным учеником.
Вообще, судя по поступкам, описанным в летописи, Владимир до крещения и после –
просто два разных человека. Летописец относит это на счет благотворного влияния
христианства. Но, думается, не обошлось и без влияния жены – красивой,
образованной, утонченной византийской принцессы.
Приехав в Киев, Владимир принялся за преобразования. В столице Руси началось
масштабное строительство храмов и дворцов, князь учредил «учение книжное», то
есть, школу для отпрысков знатных семей, при дворе началось летописание. Можно
говорить даже о смягчении нравов. Пылкий и страстный, как все неофиты, Владимир
затеял было отменить смертные казни, но его убедили, что для подобных мер еще не
пришло время.
И, разумеется, Анна ввела при киевском дворе византийскую моду. Отныне и на
многие века вперед русская знать стала одеваться так, как это было принято в
Константинополе.
После смерти Анны Владимир снова женился. На внучке Оттона Великого. У
Владимира было настолько много связей и настолько много детей, что четких
сведений об их принадлежности к конкретным матерям (в том числе и к наложницам),
не имеется.
Понятное дело, что брак, как важный общественный институт, церковь запрещать не
собиралась. Но вот с многоженством боролась беспощадно.
В XII веке диакон Кирик спрашивал епископа Нифонта о наложницах: «...А вот
владыка, некоторые заводят явных наложниц, и рожают детей, и живут как со своей
женой, а другие тайно со многими рабынями — что из этого лучше?» Епископ
ответил: «Не добро ни то, ни другое».
Церковь установила строгую систему наказаний за нарушение брачных норм. За
второй брак накладывалась епитимия на два года, за третий — на пять лет. Самой
страшной епитимией считалось отлучение от евхаристии — Святого причастия. Для
сравнения: убийц и «колдунов» отлучали на 25 лет, гомосексуалистов — на 15 лет, а
прелюбодеев — в среднем на десять лет.
Однако борьба церкви с многоженством растянулась на века. В XI веке митрополит
Иоанн II писал о необходимости отлучать от причастия тех, «которые бесстыдно и не
краснея допускают общение с двумя женами», называя это явление «далеким от
нынешнего благочестия и благопристойного ромейского жития».
Князь Владимир подал пример отказа от полигамии, обратившись к своей жене
Рогнеде: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует
иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из
моих вельмож, и я тебя выдам за него». Гордая полоцкая княжна, по словам летописца,
заявила: «Царицей была, а рабыней быть не хочу» — и постриглась в монахини под
именем Анастасия.
В Церковном уставе Ярослава Мудрого содержались специальные статьи,
посвященные наказанию за многоженство. Однако необходимо отметить, что ни в
коем случае нельзя преувеличивать роль христианского влияния на древнерусскую
семью. Большинство населения, особенно его низшие слои, жившие вдалеке от центра
христианства — Киева, не понимали и не принимали христианского взгляда на брак,
отказываясь от выполнения над собою брачных обрядов. Древнерусская знать по
этому вопросу разделилась: одна ее часть идеализировала некоторые предписания и
заповеди церкви, другая же воспринимала их весьма поверхностно.
По мнению исследователей, проблема искоренения многоженства не была решена
даже к концу XVI столетия. Отцы церкви еще долго продолжали обвинять русский
народ в многоженстве, следы которого сохранились даже в былинах. Так,
многоженцем был и былинный Илья Муромец, имевший детей сразу от трех женщин:
Омельфы Тимофеевны, Авдотьи Горычанки и бабы Латыгорки.
Таким образом, апеллируя сегодня к якобы нашим «исконным традициям» для
оправдания многоженства, нужно иметь в виду, что православная церковь осуждала
эту практику с самого принятия христианства на Руси, поэтому человек, считающий
себя православным христианином, и тем более прихожанин РПЦ, многоженцем быть
не может по определению. Другой щекотливый момент, который может не
понравиться многим современным сторонникам подобных отношений, заключается в
том, что, даже когда практика многоженства на Руси была нормой, муж обязан был
содержать всех своих жен и детей в достатке. Но никак не заставлять их всех ютиться
в крохотной горнице и ограничивать их потребности в целях экономии средств.
Князь Владимир оставил после себя огромное потомство.
У князя было около 14 сыновей и 10 дочерей. Каждому нужно было раздать земли в
управление, а занять статус Великого Князя Руси, должен был старший сын, как и
было принято в те века. Но вот Владимир захотел изменить этот принцип и поставить
править после себя не старшего брата, а так сказать, любимого. Собственно, это
приведет к тому, что после смерти Владимира в 1015 году, начнется очень кровавая
междоусобная война за киевский престол.
Сыновья от разных жен и наложниц боролись за власть после его смерти, что привело
к междоусобицам и ослаблению Руси.
Но именно Владимир заложил основы русской государственности и культуры. И
женщины, окружавшие его, сыграли в этом свою, пусть и не всегда заметную, роль.
Они были не только усладой его очей, но и инструментом власти, залогом
политических союзов и матерями будущих правителей Руси. И кто знает, какой была
бы наша история, если бы не эти женщины, жившие в те далекие и жестокие времена"https://www.liveinternet.ru/ъ
...Други!
Увы, истинная святость и гениальность не передаются по царскому  наследству! И зарабатывается они духовно продвинутым человеком во многих жизнях и тяжким трудом!
В.Н.
***********
1.ИРАКЛИЙ ЛУАРСАБОВИЧ АНДРОНИКОВ. СЕКРЕТ ВЕЛИКОГО ПАРОДИСТА СССР

Люди старшего поколения помнят его, талантливого декламатора, литературоведа и прозаика, выступавшего с публичными лекциями,
также на телевидении с интересными рассказами о различных случаях, произошедших с ним самим либо с различными знаменитым
людьми. Его удивительное общение со зрителями давало так много положительной энергии, что даже острые на язык Фаина Раневская
Самуил Маршак называли его чародеем и кудесником. Но и вне сцены он обладал превосходным даром перевоплощения, уме
импровизировать и сходу подбирать тональность общения с собеседником. Имя этой личности – Ираклий Луарсабович Андроников.
Родился будущий прославленный литературовед в Санкт-Петербурге 15 сентября 1908 в смешанной семье. Отец, Луарсаб Андроникашвили
был выходцем из древнего дворянского грузинского рода, и на момент рождения сына имел адвокатскую практику в столице. Мать
Екатерина Яковлевна Гуревич, происходила из интеллигентной еврейской семьи. К слову сказать, ее отец и дедушка Ираклия, Яко
Григорьевич Гуревич, был известным филологом и организатором Петербургских Бестужевских лекций. За ним числится основани
прогрессивной приватной гимназии и организация издания «Русская школа».
В родительском доме постоянно бывали творческие личности, рассказы которых помогли усилить природную тягу молодого человека
гуманитарным наукам, интерес к искусству и литературе. Детские годы Ираклия пришлись на череду войн и революций, переездов и
Петербурга сначала в Москву, а потом в Тифлис, однако это не помешало ему в учебе. Школьное образование он завершил в 1925 году
сразу же подал документы на историко-филологическое отделение Ленинградского университета. Попутно он поступил и на словесны
факультет Института истории искусств.
По воспоминаниям самого Андроникова, он мечтал стать дирижером, но родителям боялся в этом признаться. Свое желание он воплощал
шутливой форме, перевоплощаясь в дирижера во время пребывания в гостях. Попутно он копировал повадки и разговоры знамениты
людей, искусно копируя их жесты, мимику, артикуляцию в процессе чтения различных монологов. Люди, наблюдавшие за данным
действом, воспринимали подобные сценки с восторгом.
Во время одного из таких шутливых выступлений талантливого юношу приметил известный в те времена музыкальный критик, истори
балета и театровед Иван Соллертинский. Имея филологическое образование, он обладал острым умом, знал свыше двух десятко
иностранных языков, был талантливым публицистом. Именно Соллертинский сумел разглядеть талант Андроникова, после чего пригласи
его стать лектором в городской филармонии. Молодой человек, всю жизнь мечтавший о музыке, немедленно согласился
Так в 1930 году Ираклий Андроников, став дипломированным литературным работником, специализирующимся на журнально-газетны
публикациях, устроился на должность второго лектора в Ленинградскую филармонию. Базовыми темами для своих выступлений он избра
публикации юмористических изданий «Чиж» и «Еж». Конечно же, уровень ответственности между домашними выступлениями для друзе
и концертами на сцене колоссальный. Молодой лектор был так сильно взволнован, что перед выступлением обратился к гипнотизеру.
Опытный специалист, выслушав длинный монолог своего пациента, сказал ему, что такая боязнь является обычной реакцией здоровог
человека на новые обстоятельства. Он уверил Ираклия, что зрители отнесутся к нему вполне лояльно. А если сейчас провести гипнотически
сеанс, то его впоследствии придется повторять перед всеми последующими выступлениями. Поэтому не надо бояться, и все получится. Та
впоследствии и вышло. Во время своего первого выхода на сцену Андроников допустил единственную оплошность: волнуясь, он стал к зал
спиной. Однако ее помог быстро исправить голос из суфлерской будки, приказавший развернуться. Очень быстро выступления Андроников
стали пользоваться завидной популярностью. А о произошедшем конфузе декламатор вспоминал впоследствии уже с улыбкой.
С появлением в Советском Союзе телевидения аудитория зрителей Андроникова значительно расширилась. Не в последнюю очередь этом
способствовал цикл передач «Ираклий Андроников рассказывает», вышедший в эфир летом 1954 года. В них мастер слова чита
собственные произведения. У него был особенный дар – создания эффекта присутствия человека, о котором рассказывал, вызывая
публики и смех, и слезы, и возмущение, и сострадание. Причем сами зрители настолько живо представляли ситуацию, будто находились где
то неподалеку.
Спустя десятилетие, в 1964 году, вышла в свет книга Андроникова, в которой были собраны воедино плоды его многолетних биографически
исследований жизни Лермонтова. А в дальнейшем, во время создания «Лермонтовской энциклопедии», его даже пригласили стать членом
редакционной коллегии данного издания.
Несмотря на то, что судьба мастера слова выглядела вполне благополучной, в ней был один трудный эпизод, связанный с репрессиям
против интеллигенции 1930-х годов. Произошло это в 1931, когда Ираклия неожиданно арестовали, инкриминируя ему антисоветскую
агитацию. Наряду с Андрониковым в подобном деянии обвинялись Александр Введенский, Даниил Хармс и некоторые другие деятел
искусства. Эти, так называемые, «антисоветчики» проходили по делу под номером 4246. Почти всем им было вынесено суровое наказание.
Но что интересно, имя Андроникова из этих документов было изъято. Сам же литературовед по причине недоказанности вины бы
освобожден, и больше не подвергался никаким репрессиям. Для того периода подобное великодушие казалось немыслимым, но та
действительно произошло. Подобные факты наводили некоторых историков на мысль, что Андроников был провокатором, однако никаки
доказательств этого ими не найдено.
До самого конца жизни Ираклий Луарсабович работал как пародист, писатель и чтец, сочетая в себе наряду с актерским талантом еще
истинную одержимость исследователя. Его телевизионные рассказы привлекали внимание зрителей своей незатейливой простотой
глубиной смысла. Рассказывая о конкретном человеке, мастер находил такие жесты и движения, в которых точно виделся известны
персонаж. К сожалению, жизнь великого рассказчика закончилась 11 июня 1990 года. Он покоится на Введенском кладбище Москвы.
https://www.liveinternet.ru/
****************
2.АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ И НАДЕЖДА КАРАТАЕВА

В последнем своем бою Анатолий потерял два пальца на ноге и даже на вступительный экзамен в институт пришел с палочкой. Несмотря н
несомненный талант, члены экзаменационной комиссии сомневались, что он найдет свое место в искусстве. Ведь ограниченный в движени
актер это нонсенс. Но он пообещал, что будет много заниматься и бросит свою палочку, хотя врачи предупреждали, что без нее он ходить н
сможет. Его все-таки приняли на второй курс.
В первый же день занятий его поразили однокурсницы: нарядные, красивые, ухоженные. Он стеснялся их, сам себе казался нескладным
слишком простым. Только одна девушка, Надежда, каждый день приходила на занятия в военной гимнастерке и кирзовых солдатски
сапогах. Как-то Анатолий подсел к ней и спросил, была ли она на фронте. Оказалось, что Надежда два года ухаживала за ранеными, ездила
составе санитарного поезда и на линии фронта бывала не раз. Ей было всего 17, когда началась война.
Анатолий оживился, когда понял, что Надя служила и тут же объявил, что наконец ему будет с кем поговорить. И они говорили. О войне и
фронтовых товарищах, о будущей мирной жизни, о своей профессии. Оказалось, что они живут недалеко друг от друга, даже в институт еду
на одном и том же маршруте трамвая.
Они стали вместе приезжать на учебу и вместе уходить после занятий. Он очень нравился ей, этот талантливый и застенчивый молодо
человек. Шаг за шагом Анатолий и Надежда становились ближе друг другу. А когда 9 мая 1945 года все праздновали День Победы н
Красной площади, он посередине ликующей толпы вдруг сказал, что им нужно расписаться. Ведь он любит ее, а она – его, это знали все. Он
подали заявление в ЗАГС в этот же день, а 20 мая Анатолий и Надежда стали мужем и женой.
Молодая семья разместилась в комнате в коммуналке, разделенной фанеркой на две половинки. В одной обитали молодожены, а в другой
родители Нади. Тесно, но дружно.
Анатолий окончил институт с отличием, его пригласили на работу сразу три столичных театра. Но его любимую Наденьку по распределению
направили в Клайпеду. И Папанов отказался от всех предложений, чтобы поехать вслед за женой. Они бывали в Москве теперь наездами
Проведывали родителей, гуляли по знакомым московским улочкам. В один из приездов случайно встретили Андрея Гончарова, молодог
режиссера, с которым были знакомы еще со студенческих времен. Он пригласил Папанова в свой Театр сатиры. Надежде удалось уговорит
мужа принять предложение.
Они очень скучали в разлуке, созванивались каждый день, но им было этого мало. К счастью, вскоре театр в Клайпеде расформировали
Надежда тоже вернулась в Москву. В 1954 году на свет появилась маленькая Леночка, счастье и надежда семьи. А вскоре ему предложил
серьезную роль в театральной постановке, и он искренне считал, что удачу ему принесла именно дочка. Вскоре им дали комнатку
общежитии, а потом семья Папановых перебралась в собственную отдельную квартиру.
В Театре сатиры супруги проработали сорок лет. Анатолий Папанов искренне считал, что театр должен быть один, как и жена - одна
Анатолий Дмитриевич много снимался в кино, участвовал в спектаклях, озвучивал мультфильмы. Но он точно знал, что дома его всегд
ждут и любят. Он был глубоко порядочным, очень скромным, добрым и очень преданным человеком. У Надежды Юрьевны за всю жизнь н
было повода ревновать мужа к многочисленным поклонницам. Она была уверена в нем, точно так же, как он был уверен в том, что ег
Наденька не предаст никогда. Он не умел говорить громких слов о любви. Он просто заботился о своей семье и делал все, чтоб они был
счастливы. Они все делили пополам, Анатолий и его верная Надежда...
https://www.liveinternet.ru/

****************
3.НИККОЛО ПАГАНИНИ. ОН СОЗДАВАЛ СЕБЕ СЛАВУ ЗЛОВЕЩЕГО АРТИСТА.

Почему епископ отказывался хоронить по христианскому обряду скрипача
Николо Паганини
Сын дьявола, слуга сатаны – такими прозвищами именовали одного из величайших музыкантов мира Никколо Паганини. Обладател
неординарной внешности и непревзойденного таланта пользовался завидной славой. Путь музыканта с уникальной техникой исполнени
казался неимоверным для сына простого грузчика. Струны Паганини умели звучать плачем ребенка, смехом безумца или шепотом колдуна
Он мог на одной струне исполнить сложнейшую партию. Кто же запустил в Европе слух, что Николо Паганини пошел на сделку с самим
Дьяволом?
Скрипач от Бога
Паганини родился с редким даром.
Отец будущего гения был простым грузчиком. Никколо рос в бедной генуэзской семье с шестью детьми. Родители рано заметили
маленьком сыне тягу к музыке и обучили его игре на мандолине и скрипке. Если мальчик ленился, Антонио безжалостно наказыва
ребенка, правда, случалось такое крайне редко. Никколо влюбился в скрипку и вскоре самостоятельно сочинял сложные для своего малого
возраста произведения. Высоко оценивая способности сына, Антонио отдал его учиться к профессионалу - скрипачу Джованни Черетто. 11-
летний Никколо выступал на богослужениях в итальянских церквях, и слухи о его даре распространялись очень быстро. Не осталось точной
информации, посещал ли Паганини обычную школу, но во взрослом возрасте он допускал массу орфографических ошибок. В 13 лет скрипач
дал первый светский концерт в Генуе, успешно выступил во Флоренции. Заработанные деньги пошли на обучение у знаменитых скрипачей.
С первым учителем Алессандро Ролла сотрудничество не сложилось. Преподаватель чувствовал себя плохо, когда Никколо с отцом явились к
нему знакомиться, и отказался их принимать. Около его спальни лежала скрипка и незнакомые ноты. Мальчик взял инструмент в руки и
заиграл «с листа», заставив больного Ролла встать с постели и выйти в коридор, чтобы увидеть этого одаренного исполнителя. Обомлев от
увиденного, он отказался преподавать Паганини уроки, поясняя это тем, что ему просто нечему научить столь одаренного музыканта.
Уже через два года Никколо совершил большое турне по Италии, собирая полные залы в Милане, Болонье, Пизе, Флоренции
совершенствуя технику с каждым выступлением. К 1800-му Паганини приобрел славу выдающегося скрипача, занимался преподаванием
работал с оркестром. В этот период музыкант пристрастился к картам и стал проигрывать громадные суммы. Только огромным усилием
воли музыканту удалось избавился от болезни и поклясться до конца своих дней не брать карты в руки. Старшая сестра Наполеона княгиня
Элиза Бонапарт была верной почитательницей таланта Паганини и наделила его статусом придворного виртуоза. Никколо дирижировал
первыми спектаклями, руководил концертами и даже закрутил с Элизой роман.
В 1808 году едва ли не весь мир знал гениального скрипача и композитора Никколо Паганини. Ему легко давались произведения такой
сложности, какие музыканты-современники не могли постичь годами. Паганини владел техникой игры пальцами (пиццикато),
одновременной игры на двух струнах, демонстрировал невероятные пассажи. Слушатели-эксперты разводили руками, а неискушенные
зрители сочиняли легенды, что вместо струн на инструменте Никколо кишки замученных любовниц. На деле же струны Паганини были
тоньше общепринятых и настраивал скрипку он на четверть тона выше, что обеспечивало большую яркость звучания. Отличался и смычок,
который был длиннее стандартного на несколько дюймов.
Европа в начале 19 века полнилась всевозможными мистическими легендами. В ту эпоху в искусстве популяризовались всяческие
крайности, буйствовали страсти, довлел интерес к сверхъестественному и потустороннему. Внешность Паганини с его истощенным телом,
нестриженными черными волосами и мрачным взглядом полностью соответствовали ожиданиям и интересам публики. А он не просто не
спешил развеять слухи, а мастерски их культивировал, создав себе славу зловещего артиста. Глубоко религиозное общество поясняло гений
скрипача сговором с дьяволом. Куда проще и понятнее было трактовать невообразимый талант происками нечистой силы. Да и завистливые
коллеги Никколо распускали соответствующие слухи, хоть как-то перекрывая собственные неудачи на его фоне.
Скрипачу покровительствовала сестра Наполеона.
Известен случай на одном из концертов в Ливорно, когда Паганини вышел на сцену прихрамывая, так как незадолго до выступлени
повредил ногу. Из-за неловкости движений музыкант уронил с подставки для нот свечи, и зал зашипел подозрительными смешками. Бурная
реакция зрителей усилилась, когда начавший играть скрипач порвал струну, но продолжил блестяще исполнять произведение, будто ничего
не произошло. А через какое-то время озвучил информацию, что пишет сонату для одной струны. Поначалу это вызвало недоумение и смех,
а когда на премьере затихли последние звуки легендарной военной сонаты «Наполеон», смеяться уже никому в голову не пришло. «Всё-так
он не человек, это сам дьявол!», - таким было заключение знатоков.
Блистательная Элиза Баччокки аплодировала стоя, вслед за хозяйкой вечера раздались аплодисменты и остальных собравшихся. Правда,
большая часть зрителей по-прежнему отказывались верить, что перед ними человек из плоти и крови, а не пособник сатаны. И, казалось,
только Элиза понимала, что вовсе не сделка с дьяволом является ценой божественной мелодии. Все объяснял редчайший талант,
помноженный на бесконечно тяжёлый труд.
Виртуозность проще было объяснить мистикой.
Паганини дожил лишь до 57 лет, скончавшись в Ницце в 1840 году. Епископ Ниццы наотрез отказал близким в служении заупокойно
мессы по покойному. Разумеется, все из-за тех же слухов о мистической сущности музыканта. Близкие перевезли останки Никколо в Геную
на родину. Но даже там получили отказ в отпевании по всем христианским правилам. Сын скрипача Ахилл годами боролся с властями,
сановниками за право похоронить Паганини по католическому обряду. И только папа римский Пий IX дал такое разрешение в 1876 году.
Окончательно же прах скрипача нашел покой в 1896-м на кладбище Пармы. Но даже после погребения в обществе продолжали утверждать,что останки великого музыканта нетленны, а из могилы слышны звуки скрипки.
https://www.liveinternet.ru/
***************
4.ЧАРЛЬЗ ЧАПЛИН. РЕЧЬ НА СОБСТВЕННОЕ 70-ЛЕТИЕ. ЧАРЛИ ЧАПЛИН: "КОГДА ЯПОЛЮБИЛ СЕБЯ"

Когда я начал любить себя,
я понял, что тоска и страдания - это только предупредительные сигналы о том, что я живу
против своей собственной истинности. Сегодня я знаю, что это называется "Подлинность".
Когда я начал любить себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если
навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и
человек еще не готов, и этот человек - я сам. Сегодня я называю это "Признание".
Когда я начал любить себя, я перестал стремиться к другой жизни, и вдруг увидел, что
всё, что окружает меня, приглашает меня расти. Сегодня я называю это "Зрелость".
Когда я начал любить себя, я понял, что при любых обстоятельствах я
нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит
исключительно в нужный момент, поэтому я могу быть спокоен. Теперь я
называю это "Уверенность в себе".
Когда я начал любить себя, я перестал красть свое собственное время и проектировать
грандиозные проекты на будущее. Сегодня я делаю только то, что приносит мне радость и счастье, то, что я люблю
делать и что приводит мое сердце в радостное настроение. Я делаю это своим собственным способом и в своем
собственном ритме. Сегодня я называю это "Простота".
Когда я начал любить себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью - пищи, людей, вещей,
ситуаций. Всего, что тянуло меня вниз и уводило прочь от себя. Сначала я назвал это позицией здорового эгоизма.
Сегодня я называю это "Любовь к самому себе".
Когда я начал любить себя, я прекратил пытаться всегда быть правым, и с тех пор я ошибаюсь меньше. Теперь я узнал,
что это "Скромность".
Когда я начал любить себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим
моментом, в котором все происходит. Теперь я живу каждый день, день за днем, и называю это "Осуществление".
Когда я начал любить себя, я осознал, что ум мой может расстраивать меня, и что от этого можно заболеть. Но когда
я объединил его с моим сердцем, мой разум стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту взаимосвязь "Мудрость
сердца".
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций или разного рода проблем с собой или с другими. Даже звезды
сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю: "Это - Жизнь".
https://www.liveinternet.ru/
***************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
30 октября 2025 года


Рецензии