Кто желает тебе добро
- Да, - ответила я и с любопытством стала разглядывать незнакомца, думая, что могло привести его ко мне. Он представился: собственный корреспондент «Казахстанской правды». В руках он держал номер нашей газеты. Жестом, предложив сесть, взял стул и сел рядом.
Развернул газету «Строитель» с моей статьей о транспортниках. У меня сразу мелькнула мысль: наверное, допустила ошибку в фамилиях рабочих. Фактических ошибок там не могло быть, информацию вычитывала несколько раз, согласовала с директором Павлодарского ОЖДХ В.П. Манаенко.
Из пространного его объяснения я поняла, что статья ему понравилась, и он хотел бы подготовить её для размещения в республиканской газете.
- Но необходимо доработать статью, - сказал он и достал ручку. Делать нечего, расположились за моим столом, и я приготовилась слушать старшего коллегу. Негромко прочитав первый и второй абзацы, сделав пометку в газете, сказал:
- Надо сразу брать быка за рога, что стесняться. Вот ты задаешь вопрос: в чем секрет успеха предприятия и отвечаешь сама. А слова директора железнодорожного хозяйства ты приводишь чуть позже. Нет, так не пойдет. Пусть он отвечает, это будет солидно. Слова директора он обвел и стрелкой поднял выше.
Что и говорить, за полдня корреспондент главной газеты республики так исчертил мою статью, что она была вся в поправках, в замечаниях, указаниях. По его замечаниям я должна была дописать, позвонить, узнать, цифры уточнить. Работы прибавилось, подумала я, но одно радовало: все замечания были по делу.
Мы договорились встретиться дней через десять, и на этом распрощались. Всю следующую неделю я звонила, уточняла, еще раз съездила на объект, затем села переделывать свой материал. Нет, он пощадил мою статью, в целом канва ее осталась прежней. Я подчистила статью, как говорят в таких случаях.
В условленный день Петр Степанович снова пришел в редакцию. Достал исчерканную газету с замечаниями, а я выложила на стол напечатанные листы статьи с поправками. Он читал с листа, потом смотрел в газету, определяя, насколько лучше стал текст, учтены ли его замечания и исправления.
Когда уже закончили с разбором текста, он решил отвлечься и рассказать немного о себе. Оказывается, в молодости он работал корреспондентом на корабле, плавал в морях. Со временем он решил вернуться в родные края, и стал трудиться в «Казправде». Потом перешли к моей деятельности, после расспросов, как долго я здесь тружусь, он сделал вывод, что я ещё в начале пути. Сказал, что каждый журналист должен вырабатывать свой стиль. Потом сделал замечание, что мы, женщины так закрутим мысль, наставим запятые, причем, ненужные.
- Не надо увлекаться запятыми, мысль должна быть высказана четко, ясно, без всяких но. Ты ещё молода, учись твердо высказывать свою позицию, - подытожил Петр Степанович. – И ещё. Никогда не подражай другим.
Это дружеское наставление я запомнила на всю жизнь. Умудрилась выработать кредо, никогда не учиться у других, даже в оформлении газеты. В типографии, где мы дежурили, печатались областные, многотиражные газеты. Помню, когда в спешке им приходилось печатать Указы Верховного Совета, Постановления, коллеги начинали смотреть друг у друга: как разместили они, какой шрифт выбрали. Нас, многотиражные газеты, Бог миловал, мы не печатали официальные документы.
В трудовых буднях я и забыла об этой встрече. А однажды я услышала его голос в трубке, после обычных расспросов, он подсказал мне прочитать свой материал в «Казахстанской правде». Было бы сказано, я купила этот номер «Казправды», раскрыла газету и увидела, что мой материал поставили на развороте под рубрикой "Транспорту - четкий ритм", а заголовок "Ключи к ускорению". Все верно, в духе времени. Затем достала свою газету «Строитель» и стала сверять, много ли изменений произведено в публикации. Я ожидала увидеть что угодно, думала, что камня на камне не оставят из моего текста, но нет. За небольшим исключением, все сохранилось. Можно сказать, я даже была разочарована, ведь человек столько наговорил, исчеркал весь материал, по диктанту полагалась бы двойка за такое...
У меня и сейчас сохранились эти две газеты.
Не знаю, сколько времени прошло, и вдруг я узнаю, что мой старший товарищ умер. В это время меня не было в городе, я долго находилась в Москве.
Много лет спустя мне пришла мысль в голову: как часто мы воспринимаем встречи с хорошими людьми как данность. Не умеем выделять в гуще людей своих, тех, кто желает тебе добра. По сути, он мне никто, всего лишь коллега. Но признаюсь, такие люди мне больше не встречались.
Роза АПАЕВА
Свидетельство о публикации №225103001843
Рашит Мухаметзянов 31.10.2025 17:16 Заявить о нарушении