Экспертиза промышленной безопасности

       В Российской Федерации защищённость от аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и их последствий призвана поддерживать система промышленной безопасности.
       Промышленная безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. Это определение закреплено в Федеральном законе от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее 116 закон). Промышленная безопасность включает в себя систему комплексных мероприятий, направленных на обеспечение защиты здоровья и жизни сотрудников в различных отраслях, таких как производство, строительство, энергетика и другие. Одним из ключевых элементов этой системы является обязательная экспертиза промышленной безопасности (далее ЭПБ) объектов экспертизы, коими, согласно 116 закона, являются:
          • Технические устройства (аппаратура, механизмы, оборудование), применяемые на опасном производственном объекте. Например: трубопроводы на тепловой сети, котлы; 
          • Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Например: производственные корпуса и цеха, насосные и компрессорные станции, резервуарные парки и хранилища; 
          • Документация на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Например: документация на техническое перевооружение ОПО, консервацию ОПО, ликвидацию ОПО, декларация промышленной безопасности;
          • Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в него.
       Экспертиза промышленной безопасности проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
       Под требованиями промышленной безопасности в соответствии с 116 законом понимаются - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Согласитесь определение, как и другие в законодательстве о промышленной безопасности достаточно размытое.
       До 2013 года в рамках законодательства о промышленной безопасности действовал большой перечень нормативных документов, регламентирующих проведение экспертизы промышленной безопасности в различных отраслях. К таковым относятся, например:
   1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) (в редакции изменения 1, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года № 48, зарегистрированным в Минюсте России 23 августа 2002 года № 3720), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 года № 64 (зарегистрировано в Минюсте России от 8 декабря 1998 года № 1656);
   2. Правила экспертизы декларации промышленной безопасности (ПБ 03-314-99) (в редакции изменения 1, утвержденного постановлением Госгортехнадзора от 27 октября 2000 года № 61, зарегистрированным в Минюсте России 30 ноября 2000 года № 2476), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года № 65 (зарегистрировано в Минюсте России 1 октября 1999 года № 1920);
   3. Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (РД 09-539-03), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 года № 8 (зарегистрировано в Минюсте России 12 мая 2003 года № 4524);
   4. Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности РД 05-432-02, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России 09 октября 2001 года № 44 (зарегистрировано в Минюсте России 31 января 2002 года №3214);
   5. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-528-03), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России 04 марта 2003 года № 5 (зарегистрировано в Минюсте России 28 марта 2003 года № 4345);
   6. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды (РД 10-520-02), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 23 октября 2002 года № 62 (зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2002 года № 4001);
   7. Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов (РД 11-589-03), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 05 июня 2003 года № 63 (зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2003 года № 4746);
   8. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения (РД 12-608-03), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 05 июня 2003 года № 67 (зарегистрировано в Минюсте России 16 июня 2003 года № 4686);
   9. Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом (РД 15-489-02), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 21 июня 2002 года №34 (зарегистрировано в Минюсте России 19 августа 2002 года № 3705);
   10. Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна (РД 14-531-03), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 16 января 2003 года № 1 (зарегистрировано в Минюсте России 8 апреля 2003 года №4394);
   11.  Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (РД-03-298-99) (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 № 51).
       И другие. В настоящее время все эти документы заменяют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420 (далее ФНП по экспертизе).
       Если в отмененных документах были указания на объем проведения экспертизы промышленной безопасности, например, экспертиза сооружений или технических устройств проводилась с учетом составляющих их основных узлов, оснащения их средствами контроля и безопасности, автоматического регулирования технологических параметров, то в ФНП по экспертизе этого нет.
       В отмененных документах также предусматривалась процедура «утверждения» Заключения экспертизы промышленной безопасности центральным и территориальными органами Госгортехнадзора России. В ФНП по экспертизе этого нет, Ростехнадзор снял с себя ответственность за содержание Заключений.
       В результате рассмотрим некоторые примеры Заключений экспертизы промышленной безопасности. Вот Заключение экспертизы промышленной безопасности сооружения «Факельный ствол» одного из газоперерабатывающих заводов. Что рассмотрено в ходе экспертизы: фундаменты, факельный ствол, пространственный каркас факельного ствола, площадки обслуживания, лестницы, газоходы, молниезащита и заземление, отмостка, дневная маркировка и светоогражденне. Насчет «газоходов» вообще непонятно что это за элемент факела? По-моему, это из печей и котлов. В основном видно, что рассматриваются строительные элементы и конструкции, входящие в состав факельного ствола, ну оно и понятно экспертизу проводил эксперт с аттестацией в области Э7ЗС.
       А где соответствие ствола факела таким нормативным требованиям, как:
          - факельный ствол оснащается оголовком и газовым за¬твором, средствами контроля и автоматизации, дистанционным электрозапальным устройством, подводящими трубопроводами топливного газа и горючей смеси, дежурными горелками с запальниками;
          - наличие на факельном стволе фланцевого соединения для установки заглушки при проведении испытаний на плотность и прочность;
          - тип, конструкция и состояние факельного оголовка;
          - требования к факельному оголовку;
          - конструкцию ствола должна обеспечивать стабильное (без отрыва пламени) горение факела при принятых условиях сброса;
          - обеспечение подвода к факельному стволу топливного газа для дежурных (пилотных) горелок, а к устройству зажигания пламени - топливного газа и воздуха для приготовления запальной смеси;
          - оснащение факельного ствола устройствами для отбора проб;
          - лестница на факельном стволе располагается на стороне, противоположной соседнему факельному стволу;
          - факельный ствол оборудуется техническими средствами, обеспечивающими постоянную регистрацию (с выводом показаний в помещение управления) давления у основания факельного ствола;
          -  факельный ствол оснащается средствами сигнализации (с выводом сигналов в помещение управления) о образовании разрежения у основания факельного ствола, равного или более 1000 Па.
       Эти требования содержались в отмененных «Правилах безопасной эксплуатации факельных систем» (ПБ 03-591-03), а сейчас часть из них содержится в «Руководстве по безопасности факельных систем», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 декабря 2021 г. № 450, а следовательно, согласно законодательству о промышленной безопасности, они не могут рассматриваться при ЭПБ факельного ствола, Руководства по безопасности не содержат, согласно определению 116 закона, обязательных требований.
       Вот еще ряд Заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения опасного производственного объекта, в частности, на резервуары вертикальные цилиндрические стальные.  В ходе экспертизы рассмотрено: фундамент, ограждающие конструкции (стены, крыша, днище), теплоизоляция, молниезащита и защита от статического электричества, заземление, люки-лазы, патрубки, антикоррозионное покрытие, т.е. в большей степени и здесь в Заключении в основном рассмотрены строительные элементы резервуара. Экспертизу проводили эксперт с аттестацией в области Э7ЗС и эксперт с аттестацией в области Э7ТУ.
В то же время Федеральные нормы и правила «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 529 требуют в целях обеспечения безопасности опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов, стальные вертикальные резервуары должны быть оснащены:
          - приемо-раздаточными патрубками с запорной арматурой;
         - дыхательной и предохранительной арматурой с огнепреградителями;
         - устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды;
         - приборами контроля и сигнализации;
         - устройствами для подогрева высоковязких и застывающих нефтей и нефтепродуктов;
         - системами противопожарной защиты;
         - вентиляционными патрубками.
       Об этих составных частях сооружения резервуар в Заключениях нет никакой информации.
       А как же тогда требование пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года № 420 о оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. Оценка фактического состояния только строительных элементов факельного ствола или резервуара не характеризует в полной мере состояние безопасности всего сооружения.
       В чем причина такого подхода к экспертизе промышленной безопасности?
По-моему мнению во-первых, причина в отсутствии конкретных требований к проведению экспертизы конкретных сооружений, технических устройств, которые содержали бы указания на объем проведения экспертизы промышленной безопасности сооружений или технических устройств с учетом составляющих их основных узлов, оснащения их средствами контроля и безопасности, автоматического регулирования технологических параметров.
Во-вторых, перекладывание Ростехнадзором ряда своих функций, которые им исполнялись ранее, на собственников ОПО и экспертные организации, а среди последних хватает обычных «зарабатывателей денег», и чем проще и быстрее, тем лучше. Ведь контроля то – НЕТ!


Рецензии