Архив Просто из жизни 5

30.10.2025.

Хобби и коллекционирование.
Для меня это почти одно и тоже. Разница в том, что хобби предусматривает, что то делать своими руками и получать от этого удовольствие. А коллекционирование это собирание того что сделали другие.

В детве, когда уже становишься более самостоятельным, родители предлагают первое хобби. Переводки, намочил и стащил на бумагу картинку. Переводки были разные, кораблики самолёты машинки цветочки и тд. В ГДР выпускали переводки дам, наша молодежь их лепила на гитары и мотоциклы. Наше поколение помнит эти переводки.       В тетрадку стягивали переводки, и получалась небольшая коллекция.

Когда подросли нам стало лет по 12, появилась следующая забава. Битки. Сами лили битки или как то выцыганивали у старших ребят. Делали котлы, в них кидали этикетки от спичек. Битками пытались попасть в котёл. Кому удавалось попасть, забирал весь котёл. Был счастливчиком. В киосках «Союзпечать» появились наборы чистых не клееных этикеток. Они стали основным товаром для игры те, что сдирали с коробков уже не имели ценности.

В начале 70х стали появляться наборы сувенирных спичек. В коробках размером с конфетные коробки, были уложены коробки со спичками да не простыми. Сера была на спичках красная, зелёная, желтая. Коробки как большие, так и малые были изготовлены как  для сувениров. А самое главное этикетки на коробках были высокого качества. Темы на этикетках были разные, палех старинные усадьбы  писатели и тд. На них тоже находились коллекционеры.

В это же время появилось ещё одно увлечение, рыбки. Отец посоветовал вместо аквариума прямоугольную банку 25х20х50. Их на ЖД использовали под аккумуляторы, народ их пристроил под засолку огурцов, и другое. Стекло толстое не разобьёшь, вот и готовый аквариум для пионера. В «Зоомагазине» взяли гупёшек, меченосцев, барбусов и растений. Об аэрации и разговора небыло, простой дикий аквариум. На школьном столе в левом углу возле лампы, радовал подводным миром во время учёбы. Был ещё второй заход на эту тему, об этом позже.

В это же время появилось ещё одно хобби. Птицы. В наших краях водились снегири щеглы чечки синички поползни и тд. Делал с отцом клетки с ловушками и просто большие клетки. Там их и держали. К зиме птицы подтягивались к жилью, и попадали в зону нашего внимания. Как то возле дома услышал свист снегиря, схватил клетку с ловушкой и подсадным снегирём и за ним в азарте. Научился свисту снегиря, пытался привлечь. Не получилось, вернулся домой. Поставил клетку на балкон, он сам прилетел на зов подсадного снегиря и стал моим.

Тема  была интересная между собой менялись птицами, кому что нравилось. Решил сделать сеть для ловли птиц. Пара палок от сломанных клюшек бинтовая резина кусок мелкой сети и верёвка. Сеть вертикально насторожишь, немного семечек и подсадная птица. Как стайка прилетит к подсадке верёвку потянешь, сетка падает и птицы наши. Опробовали в заброшенной деревне, работает. Попался щегол без красной шапочки на голове, назвали его «Цыган». В обменном фонде был фаворит. Жили в клетках до весны, потом выпускали на волю. Был случай щегла выпустили, улетел. Потом несколько дней прилетал подкормиться в открытую клетку. Должно быть, привык к своему дому.

У одноклассника дядя серьёзно увлекался птицами. Однажды он, куда то уезжал и попросил его присмотреть за ними. Я поехал с ним за компанию. Пяти этажный дом стоял одной стороной на пригорке, а другая в низине. Таким образом, получался подвал на уровне первого этажа. Там то и устроил дядя вольеры для птиц. Отгородил территорию размером с четырёх комнатную квартиру. В вольерах были почти все представители нашего региона. От ворон сорок грачей и до мелких птиц. Вольеры большие в них устроено по лесному, фрагменты деревьев лужи для питья и другое. В общем как мог, создал для птиц условия приближенные к природе.

Там то я увидел в первый раз Амодинок, экзотика. Волнистые попугайчики, канарейки и средне размерные попугайчики. Как дополнение ко всему этому зоопарку.  Впечатлений было много. Не думал, что так серьёзно можно увлекаться.
Очевидно на этой почве через обмен с тем же одноклассником на снегирей, выменял первый значок на тяжелом металле. Да не простой, а номерной знак «Ударник 32 года». Потом ещё выменял несколько подобных знаков.

Другой одноклассник переехал в Барнаул из Хабаровска, родственники от туда ему значки присылали в видами города. Начали меняться значками, появилась небольшая коллекция. Хранили на вымпелах, чтобы можно было посмотреть. Интерес увеличивался стали нужны большие размеры для коллекции. К моему хобби подключился отец. Стали делать книги на поролоновых листах. Всёровно этого не хватало.

Отец ездил в командировки и привозил много значков. Как на обмен, так и в коллекцию. Появились сувенирные серии значков, к «Олимпиаде» к «Универсиаде» и другие. Почти везде в сувенирных сериях был знак много больше остальных. В серии посвящённой зимней олимпиаде, был знак со сломанной одной лыжей. Так он среди «Фалеристов» (забыл написать, как называют собирателей значков), был самый ценный.

Собирались по вторникам после 18-00, в ДК «Профтехобразования». Там менялись значками монетами и марками, кому что интересно. Часть людей всем увлекалась. Как то у одного «Фалериста» увидел в обменном фонде штук 15 октябрятских значков разного вида. Не думал что так много видов.

Немного и марками занимался. Естественно простыми, что по карману были. В то время было много Китая, Монголии и других. Продавали и альбомы под марки, большие средние и маленькие. Был магазин «Филателия», там можно было приобрести блоком. Несколько марок, не оторванных друг от друга, и сними марка раза в три больше остальных. Все в одном блоке. Конечно, эти марки были интересны молодым филателистам, для ассов ценности не представляли.

Заглядывали в ДК на мены и ассы. У товарища по двору отец оказался серьёзный коллекционер, и оценщик антиквариата. Как то принёс нам любителям показать орден времён «Екатерины». Их вешали на ленту на мундире. В футляре с парадным и полевым крестом. Сразу видно было коллекционер другого уровня. Бывал у него дома видел разные коллекции. То створчатые иконы, то барельефы известных людей и другое. У них были свои законы по коллекционированию. Менялись стенка на стенку, главное чтобы стоимость при обмене не пострадала. Это касалось не очень крутых экземпляров. Особо дорогие экземпляры на обмен не выставлялись. Как говорят в холодильнике было пусто, зато на стене весел шедевр. Сегодня кто не может обеспечить охрану своим ценностям, либо предлагают их продать или изымают по тихому.

Отец товарища рассказал про один выезд на оценку монеты. Пришли два крепких парня, принесли билет на самолёт. Завтра вас отвезут в аэропорт, оцените монету и вас вернут на место. Какое оборудование вам понадобится, всё будет. Прилетел, оценил. Монета старинная, но была сверлена, отверстие заделано современным инструментом. Очевидно, была в ожерелье. О цене монеты можно только догадываться, перелёты и оценка стоили денег. Кто ей владел примерно знал ей цену. Такие люди были и в то время. 

Все эти увлечения были в начале 70х годов до середины 70х. В жизни стали меняться приоритеты. Стал увлекаться фото и книгами. Про фото писал ранние, а вот книги заслуживают более серьёзного внимания. 

Книги в наши годы были источником знаний. Были книжки, ходил в детскую библиотеку. Когда стал по старше появился интерес к более серьёзной литературе. У соседа были собрания сочинений, откуда не знаю. В те годы было сложно приобрести такое количество сочинений. Очевидно, родственники из Москвы подсуетились. Многие книги даже не открывались ни разу. Скорей это было для создания интерьера. Тома разных цветов, да и зашедший гость, скажет читающие хозяева. К примеру, тома имели такие цвета, Майн Рид оранжевый, Стивенсон синий, Жуль Верн серый, Конан Дойл чёрный. Такая цветовая палитра впечатляла гостей.   

Часть этих томов перечитал, особенно Конан Дойл был интересен. Стал разбираться в  логике вещей и жизни. Научился угадывать характер по фотографии. Сегодня это не работает, люди стали другие. У многих на лице нет тех эмоций, что были раньше. Особенно нравилось в зимние каникулы, заберешься в постель укутаешься в одеяло поставишь лампу на табурет и читаешь допоздна. Так я освоил довольно толстые книги, «Наследники с Калькутты», «Звёзды Эгера» и другие. Главное было интересно.

В нашем дворе был пацан, запоем читал книги. Бывало книгу за ночь прочитывал.    Но это увлечение не принесло ему удачи в жизни.

Когда уволился из ДВ пароходства, собралась небольшая коллекция монет. Хотя назвать её коллекцией сложно, скорей монеты с тех стран, где побывал. И сегодня иногда пересматриваю монеты и вспоминаю те места, где побывал.

Дома началась другая жизнь по сравнению с Дальневосточной. Женился, жили у родителей. Захотелось вернуться к теме аквариумов. Новая работа была нацелена на получение кооперативной квартиры. На работе затеял строительство аквариумов и этажерки под них. Товарищ подогнал большие куски оргстекла и винипласта. При помощи дихлорэтана и стоматологического пластика, склеил герметичные аквариумы. Сварил этажерку под них. В общем всё по законам аквариумистики, аэрация фильтрация подогрев и освещение. Самому понравилось, так как был знаком с этой темой. Два аквариума по 90 литров, отсадник на 40 литров. Верхний был видовой цветные рыбки и растения, нижний отдал циклидам. Хищники, поэтому только грот и большая раковина с Кубы. На досуге затеял размножить огненных лялиусов. Они икромечущие, получилось.

Когда родился сын, купил однокомнатную квартиру. Времена изменились, ждать кооператив смысла небыло. Тему аквариумов закрыл. Жил в другом месте, а рыбки у родителей. Не нормально это.

В 90е годы кто как мог, так и жил. Затеяли мы с товарищем новую тему, машины гонять с Сахалина. Я там служил в Невельске, да и товарищ там остался жить.   Было где остановится.  Не знаю, как это назвать, хобби или просто заработок.

Поездки на Сахалин приносили не плохой доход. Да и попутно прикупали два три ящика консервов и пару трёх литровых банок кранной икры у браконьеров. Как говорят дома в холодильнике кроме красной икры, мало чего было в те времена.
В одной из поездок на Сахалин, однополчанин из Невельска попросил перегнать дизельный микроавтобус с левым рулём. Тогда это была редкость. Взял в Южной Кореи. Привез, слил охлаждающую жидкость, она до минус пяти градусов. Чтобы не разморозить ДВС, а то на Сахалине бывают и серьёзные холода. Местная братва стала наезжать, хотел убрать по дальше с глаз. Залили мы воду и в путь на Южно Сахалинск, через Холмский перевал. По дороге поняли печка не работает, завоздушилась. Погода лёгкий буран. Резина липучка не по сезону, встанешь не тронешься. Вариантов небыло, я за рулём товарищ спичечным коробком стекло скрёб. Хоть как то видно было дорогу. Забрались на перевал, смогли остановиться. Далее товарищ сел за руль, а я носок, примёрший к пятке отдирал. Пригнали автобус в Южно Сахалинск, поставили на стоянку.

Занялись своими машинами. Дальнейшая судьба автобуса была плачевная. Комсомольские воры на него глас положили, а при очередной поездке увидел его полу разобранным. В результате не достался ни кому.

Была ещё одна поездка на Сахалин, пробыл там четыре часа и обратно. Один из товарищей без нас рванул на Сахалин и попал на развод к местной братве. Отец его дал денег и попросил вернуть сына. Правдами не правдами, в общем рассчитались и улетели с Сахалина домой. Дома были за шесть часов до нового года. И так в жизни было.

Последний раз брал машину во Владивостоке, на «Зелёном клине». Тогда он ещё не был так знаменит, но был уже большой. Машины и запчасти, всё на всё что привозили в то время.

Товарищ по работе в ДВ стал сухопутным и жил во Владивостоке, связь с ним была. С человеком, который был вхож к кабинеты ЖД в Барнауле. Полетели за машинами. Он во Владивостоке сходил к людям на ЖД, которые уже были в курсе нашей темы. В результате мы получили три места под машины в почтово-багажном вагоне, переделанном под перевозку машин. И рванули вместе с товарищем на «Зелёный клин».

Здесь можно было купить любую понравившуюся машину и запчасти на неё. Выбрали тут же оформили и угнали на стоянку поближе к ЖД вокзалу, где и должны загрузится в вагон.

Рядом была гостиница «Приморье» в ней то мы и остановились. Со старым товарищем устроили вечеринку, посидели по вспоминали былое. Приехали в гостиницу и увидели зарево не далеко от того места где была стоянка. Как говорят «Ноги в руки» и туда. Рядом со стоянкой горел не достроенный деревянный дом. Машины что были близко к пожару обгорели, краска вздулась пластик поплыл. Те, что стояли подальше пластик начал коробиться, наши были в центре. Повезло, у одной машины поплыл поворотник и кожух стекла заднего вида. Выгнали машины из этого ЧП без проблем, но осадок остался. На утро рванули снова на «Зелёный клин», покупать испорченные детали. Чем там всё закончилось, не знаю. Думаю, разборки между владельцами машин и стоянки были не простые. Машины загрузили в вагон и улетели домой. Такая была моя последняя поездка за машинами. 

Появилась возможность приобрести трёхкомнатную квартиру. Так и сделал, стало просторно. Это сподвигло на занятия цветами. Завёл штук тридцать видов цветов, по случаю и пальму организовал. Пальма была метро полтора веерного вида, Было четыре листа, пока была у меня отросли ещё четыре. Потом от пальмы отказался и соорудил этажерку под цветы с освещением. Год через три сменил тему, увлёкся орхидеями. Тоже не плохо освоил. Ещё раз сменил тему ушёл на узколистные фикусы «Бельджамина» и неприхотливые цветы. Это есть и сегодня.

Последние годы стал по не многу писать. Очевидно, знакомство с писателями подтолкнуло на этот путь. Собрал материал и написал «Родословную книгу», «Мини мемуары о рейсах в ДВ пароходстве» и мемуары из жизни. В «Проза РУ» разместил, люди читают. Может, кто то и свои прожитые годы вспоминает. Что интересно желание писать не пропадает, вспоминаются истории из жизни и ими хочется поделиться. 

Не берусь утверждать хобби это или нет. Как то так.
 


Рецензии