Железный Шурик ч. 1

Я, возможно, ещё вернусь к иностранным исполнителям, их немало, неупомянутых доселе, оставивших слабый или заметный след на моём жизненном пути, а пока долг зовёт вспомнить о песнях из кино.

Даже не верится, что одному из гениев киномузыки уже 98 лет. Конечно же, это замечательный советский композитор Александр Зацепин по прозвищу «железный Шурик», данному ему коллегами за упорный и долгий труд на музыкальной стезе.
Подумать только, что песню из фильма «Наш милый доктор» (ни разу не видела целиком), вышедшего в 1958, - «Надо мной небо синее», я знаю всю свою немаленькую жизнь. https://yandex.ru/video/preview/7778021110157113350 И спевший, и сыгравший в фильме самого себя Ермек Серкебаев обязательно пел эту песню на всех концертах, именно она сделала его знаменитым на весь Советский Союз.

А вчерашний музыкальный оформитель «Казахфильма» не проснулся знаменитым, и перебравшись в Москву ещё зарабатывал на жизнь игрой на аккордеоне в ресторанах, но стал известным в узких кругах профессионалов. И вскоре случилась судьбоносная встреча с Леонидом Дербенёвым, стали появляться совместные работы, как в кино – «Костёр на снегу», очень хорошо помню эту песню, но фильма не видела https://yandex.ru/video/preview/7110526694926391543 , так и вне, например, «Лето прошло» https://vk.com/wall-92566117_2698 

А уж когда Нина Гребешкова посоветовала мужу пригласить композитора в новую комедию, то тут понеслось… Оставим за скобками творческие муки и распри обоих гениев, ведь стоит только вспомнить «Постой, паровоз, не стучите колёса…», как улыбка, без сомнения, вдруг коснётся ваших глаз, и хорошее настроение не покинет больше вас, впрочем, это из другой оперы, пардон, кинокартины. Именно так – «картина» - называли любой фильм мои дед с бабой. Так вот, картина «Операция «Ы» уже сделала, наконец, Зацепина знаменитым, и Гайдай с тех пор не сомневался, кого пригласить композитором в следующую свою работу.

Но не Гайдаем единым… В 1966-67г.г. Зацепин успел поработать в нескольких проектах с разными режиссёрами, не считая «Кавказской пленницы», о которой чуть позже.

Интересная история случилась с фильмом Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги», который так и не дошёл до зрителя, то ли цензура зарубила за какой-нибудь намёк на тогдашнюю действительность, то ли критики досрочно закидали тапками за низкий культурный уровень. В общем, фантастическое повествование о роботе и его двойнике-создателе не увидело широкого (и узкого тоже) экрана, в отличие от аналогичного по сюжету и вышедшего на год позже «Его звали Роберт». А именно в «Формуле радуги» сыграла свою первую роль кавказская пленница Наталья Варлей, и прозвучали песни Зацепина на слова Дербенёва. Одна из них и в эпоху ИИ звучит весьма современно:
https://yandex.ru/video/preview/11267602610560538389

Верь, а хочешь - нет, только случай был,
Человеку вдруг робот предложил:
"Слушай, человек, хочешь, человек,
Перепрограммирую твой короткий век.
Слушай, человек, правду говорю,
Миллионы лет жизни подарю.
Жизни без забот, радости и бед,
Знай, меняй транзисторы раз в пятнадцать лет",
разве что, отдельные транзисторы теперь стали музейной редкостью.

А вот песенка про плавленый сырок просочилась в народ и звучала в подворотнях современно и тогда, да и теперь не потеряла своей актуальности. И тема «постой, паровоз» получила в ней дальнейшее развитие, даром что ли Савелий Крамаров поёт её под гитару, стоя на рельсах, и опять же намёк на троих алкашей:
https://yandex.ru/video/preview/16910464644657156856
Сделана отметка на стакане,
И укромный найден уголок,
И давно разломленный в кармане,
Засыхает плавленый сырок.
Ну, где ты, друг, наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

В том же году на «Туркменфильме» выходит комедия «Петух» (очень неоднозначное название в современных реалиях) о молодом специалисте, отправленном в колхоз вместо Праги. Самого фильма не помню, а вот песня про путешествия налегке с хлебом и водой в исполнении Олега Анофриева часто звучала и по радио:
 
А нависнет если туча
Над плечом,
Я спою ей эту песню
Ни о чём.

Ещё одна комедия «Нужный человек», снятая на национальной киностудии «Таджикфильм» (слава КППС! где они теперь, эти все киностудии), на производственно-колхозную тематику, которую посмотрели в СССР 8,1 млн. зрителей (я не в их числе, было бы больше;), музыкально была плодом совместного творчества двух начинающих композиторов – Александра Зацепина и Евгения Крылатова. Опять речь про рельсы-шпалы и почти про паровоз, и именно в ней начинает Зацепин свой разговор со счастьем, хотя и словами А.Горохова, пока не Дербенёва:

Планета в стальные рельсы одета.
пусть рельсы вдали кончаются где-то,
Пешком я иду за счастьем по свету
И верю, что счастье найду.

А в песне «В небе заблудилась луна» проскальзывают то ли как предтеча, то ли уже как перепевы знакомых всем нот «Если б я был султан» https://yandex.ru/video/preview/10757611154823856538 .
 
Ну вот и добрались до первого безусловного триумфа кинокомпозитора Зацепина, ведь в «Кавказской пленнице» кроме уже упомянутого султана и белых медведей, что трутся о земную ось https://yandex.ru/video/preview/468901130243155 , там все треки удивительные, восхитительные, бесподобные!

Самое начало комедии – увертюра – прокладывает дальнюю дорожку к тайне третьей планеты, космическая музыка в прямом и переносном смыслах, точнее, несколько первых нот, но каких! https://yandex.ru/video/preview/3527214089551168181. Дальше больше – задорная тема встречи и главных героев, и марш незабвенной троицы https://yandex.ru/video/preview/15083794856886922123  Их уроки танцев сопровождает такая твистовая мелодия, что невозможно усидеть на месте, сразу хочется начать давить окурки даже никогда не курящим. https://vk.com/audio-2001136506_9136506  И если в школе танцев Моргунову и Ко надо было заплатить за урок по таксе 1 рубль, в ресторане-то уже «за всё заплачено» и твист дяди Нины Джабраила (Фрунзика Мрктчяна) – танец победителя-обманщика, не менее заводной, но совсем другой. https://yandex.ru/video/preview/4801523271763838428
 
В числе 76,54 млн. зрителей в течение первого года проката я посчитана, наверное, раз десять, невозможно было удержаться, чтобы не посмотреть это кино, отмечая каждый раз новые подробности, что промелькнули незамеченными из-за сплошного хохота и собственного, и рядом сидящих, чтобы впитать все эти: «птичку жалко», «три шашлыка выбросила в пропасть», «шляпу сними», «комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!», чтобы выучить наизусть все песни. Впрочем, не выучить их не было ни малейшей возможности, ведь они звучали из каждого утюга, репродуктора, на каждой танцплощадке, в каждом дворе.

Поразительно, но критика очень тепло приняла этот фильм, не полила помоями зрителей за невзыскательный вкус, на сей раз ничего подобного не произошло, и даже самые упёртые противники Гайдая были «страшно близки к народу». Киновед Марк Зак попытался добавить капельку дегтя: «Иные рецензии напоминали тосты, восклицательные знаки, сталкивались, как бокалы…», но у него не получилось, поскольку случайно сказал правду. И музыка Зацепина оказала синергетический эффект комедийному таланту Гайдая, это бесспорно!


Рецензии