Тысячеликий лик - Митра, от мифа к легенде
Образ Митры, бога, чье имя означает «договор» или «друг», представляет собой одну из самых сложных и многогранных фигур в истории религии. Его эволюция от второстепенного индоиранского божества до центральной фигуры могущественного римского мистериального культа — это путь, на котором он вбирал в себя черты, мифы и чаяния бесчисленных поколений. Митра не был создан в одном акте откровения; он появился как почерпнутый из мифов, легенд и преданий тысячеликий герой, каждый лик которого отражал потребности своей эпохи и своей паствы.
Истоки Митры теряются в глубине индоиранской общности. В древнейших гимнах «Ригведы» он уже присутствует, но не как solo-герой, а как часть неразрывной пары с Варуной[1]. Здесь Митра олицетворяет договор, закон, согласие и светлую, упорядочивающую сторону мироздания. Этот ранний, «ведийский» лик Митры — это лик космического судьи, гаранта космического и социального порядка (Риты). Он — абстракция, принцип, а не персонаж с богатой биографией.
Следующий важный пласт мифологии Митры мы находим в зороастризме, где он, хотя и подчинен Ахура Мазде, занимает почетное место как один из язатов (достойных почитания духов). В «Авесте» ему посвящен целый гимн — «Михр-Яшт»[2]. Здесь его образ становится более воинственным и конкретным. Он — бог-воин, несущийся на колеснице и поражающий врагов, божество небесного света, всевидящее око, карающее лжецов и охраняющее праведных. Этот «авестийский» лик — это герой-защитник, пастух человеческих душ, борющийся с силами тьмы.
Однако свой окончательный, «тысячеликий» облик Митра обрел в эллинистическом мире и, главным образом, в Римской империи. Именно здесь, в рамках западного митраизма, он предстает как центральный герой собственного, сложного мистического цикла, известного нам преимущественно по иконографии[3]. Римский Митра — это бог-спаситель, чей центральный миф, тавроктония (заклание быка), является актом космического жертвоприношения. Из плоти и крови священного быка происходит вся жизнь на земле. Этот миф, не имеющий аналогов в иранской традиции, является, по всей видимости, продуктом синкретизма — сплавом эллинистических, месопотамских и, возможно, анатолийских легенд[4]. Здесь проступают черты героев-основателей, умирающих и воскресающих богов, титанов, творящих мир ценой собственной жертвы.
Каждый из этих ликов был востребован своей аудиторией. Для римского легионера Митра был богом-воином, товарищем по оружию («Deus Invictus» — Непобедимый Бог), который обещал победу и посмертное воздаяние. Для миста, проходящего семь степеней посвящения, он был бог-инициатор, проводник через испытания[5]. В его подземных святилищах-митреумах, напоминавших пещеру, где и произошло тавроктония, разыгрывалась не просто легенда, а сакральная драма, приобщавшая адепта к великой тайне смерти и возрождения.
Таким образом, путь Митры — это путь непрерывного диалога культур. Из ведийского принципа он стал авестийским защитником, а затем вобрал в себя черты греческих героев, месопотамских богов и римских идеалов, чтобы стать сердцем мощного мистериального культа. Он не был «придуман», а был собран, как мозаика, из осколков мифов, легенд и преданий разных народов. Эта способность к трансформации, к отражению чаяний столь разных обществ — от индоиранских жрецов до римских солдат — и делает его подлинно тысячеликим героем, божеством, чей истинный лик всегда оставался загадкой, притягивающей и по сей день.
Список литературы
[1]: Ригведа. Мандала III, гимн 59. / Пер. Т.Я. Елизаренковой. — М.: Наука, 1999.
[2]: Авеста. Избранные гимны. Михр-Яшт (Яшт 10). / Пер. И.М. Стеблин-Каменского. — Душанбе: Адиб, 1990.
[3]: Cumont, Franz. *The Mysteries of Mithra*. — Chicago: Open Court Publishing, 1903. (Кюмон, Франц. *Мистерии Митры*. — СПб.: Евразия, 2000).
[4]: Beck, Roger. *The Religion of the Mithras Cult in the Roman Empire: Mysteries of the Unconquered Sun*. — Oxford: Oxford University Press, 2006.
[5]: Вернан, Жан-Пьер. *Происхождение древнегреческой мысли*. — М.: Прогресс, 1988. — (В работе рассматриваются общие механизмы формирования мистериальных культов и их социальные функции).
Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий
Свидетельство о публикации №225103000052
