Вдоль да по Курумке. 2024 год

(Из путевых заметок. Октябрь.)

Сегодня ненадолго выбрались в лес. Именно, ненадолго, поэтому до озёр мы не дошли. Нет, конечно, дошагать туда запросто, но вот вернуться ко времени уже не успеть (город ждал нас к трём пополудни – и что б без опозданий!). Ну-у, если задаться такой целью, наверное, успели бы и от озёр воротиться к машине. Но тогда бы остались без обеда.

Только это что за туризм такой?! С обедом-то оно со-овсем другое дело. Казалось бы – просто, погулять вышли, ан не-ет! Горелка, экран, рукавицы, сковородка… А запах какой!.. Одно слово – туризм!

А прогулка … Прогулка – это другое. Вот, скажем, накануне погулял в Ботаническом саду. Из всего выше перечисленного – только запах: очевидно, масло пригорело в недавно появившейся у перекрёстка чебуречной. Это совсем не то!
И, кстати (что я всё про еду да про еду?!), в Ботанике ещё хватает ярких красок. Тут тебе и багряц, и золото – всё, как любим мы и как любил «наше всё».

Это я не сейчас Ботанический сад вспомнил, а – когда за городом по обе стороны шоссе потянулся сиротливый лиственный лес. Сиротливый потому, что от недавнего «пышного природы увяданья» осталось одно только увяданье, да и то уже шуршит под ногами. Поэтому, несмотря на дефицит времени, решили уехать куда-нибудь в сосняки.

За Царевщиной, что раскинулась при впадении в Волгу реки Сок, наконец-то появились сосны. Там много самосевных молодых деревьев, поэтому и в нижнем ярусе леса зелёные краски радуют глаз: не зря ехали сюда!

Когда, оставив за спиной асфальт, углубились в лес, то оказалось, что и здесь лиственные его участки «бледно выглядят». Листва сохраняется ещё немного на дубах, остальные же древесные породы и кустарники большей частью дрожат на ветру голыми ветвями.
И трава пожухла (бурьян называется), только местами чуть-чуть проглядывает чистотел, который «зимой и летом одним цветом». Да и сосны свою колючую зелень взметнули высоко вверх, и если не задирать голову, то вблизи частокол их стволов выглядит не слишком эстетично. Тут память уместно процитировала из «Двух капитанов»: «Палочки должны быть попедикулярны!». (Надо же – помню.)

Зато в спелых просторных сосняках – красота, да и только! А на увалистом рельефе местности под кстати выглянувшим солнышком хвойная зелень заискрилась сверху донизу. И небо – очень даже симпатичное. Эх, хорошо! Ух, здорово!

Шагал и по пути непроизвольно отмечал то взлохмаченную квадроциклами грунтовку, то спилы на валежинах – старые и совсем свежие, то следы парно-копытец косули, то лошадиных подков. На политеховских стоянках в соснах по высокому правому берегу Курумки несколько свежих неаккуратных кострищ, валяются брёвна, россыпь дров: очевидно, следы недавнего традиционно-ежегодного турист(иче)ского мероприятия.

А уж как лес изменился! Что же касается Курумки... Полноводней этот ручей не стал, русло своё не поменял. Хотя...
Помните: «Нельзя дважды войти в одну реку»? Понятно, чтобы проверить эту мудрость, хотя бы до речки нужно дойти. Причем, лучше – не по дороге, эдак-то всякий сможет. Я же попробовал не как всякий.

Когда-то … давно во-от тут можно было, свернув с дороги через поляну, за сосенкой нырнуть в лес и дальше, прикрываясь рукой от мордохлыста, шагать несколько наискосок. Затем, обогнув мощную валежину, повернуть на 90 градусов и ложбинкой выйти к речке. А там – симпатичный, хоть и небольшой, участок чистого травянистого берега, неширокое аккуратное русло Курумки с песчаным дном. Лепота!

Оказалось, нельзя дважды выйти на этот берег. Во всяком случае, у меня не получилось. И «сосенку» с краю не увидел, а когда обошёл разлапистую сосну, то … дальше увидел столько лежащих вповалку «мощных валежин», что не знаешь, за какой из них поворачивать на 90 градусов. Да, и мордохлыст стал какой-то уж слишком мордохлыстовый.
Ну, нельзя так нельзя, «не очень-то и хотелось». А хотелось пообедать. Очень. И лучше где-нибудь в чистом сосняке – чтоб без мордо… без подлеска, в общем.

В лесу непривычно тихо. Пока шли, только пару раз вдалеке коротко протарахтел дятел и замолчал. А потом и ветер стих, верхушки сосен замерли. Наверное, поэтому, когда подрумяненные на сковородке до … черноты и хруста пироги «пошли в дело», этот (ну, тот, которого вспоминал много раз) та-а-ак громко и смачно запищал за спиной! Точнее, прямо в ухо … в ухи…

А про 90 градусов позже был повод вспомнить, когда уходили с обеденной стоянки через лес: я (почти) быстро и уверенно вывел на дорогу. Правда … гм … не ту, на какую хотел. А на какую хотел? Да, ладно, какая разница?! Они ж сходятся, дороги эти.
Да, и неинтересно туда-обратно по одному месту ходить – правда ведь? Тут вон – просторы какие, ходить не переходить. Но это – в другой раз, а сегодня время поджимает…


Рецензии