Девочка с прайсами
Школа, институт, перспектива – преподавать литературу.
– Будешь учить детей уму-разуму, – говорила мама.
И я покорно кивала, представляя себя в строгом костюме с указкой в руке. Но… были знаки. Странные, мимолетные, как шепот на ухо.
Раз – невольно разрекламировала соседке туфли из нового магазина
– Ой, Светочка, какие туфельки! Где взяла? А сколько стоят? Бегу покупать!
Два – нечаянно продала половину товара на прилавке, подменяя продавщицу мороженого:
– Клубничное? Берите, не пожалеете! Самое вкусное! Вам две? И вам, девушка, с орешками? Они сегодня свежайшие!
Три – просто стояла у ларька с импортными сигаретами, ожидая подругу, и… создала очередь из любопытных, притянув какое-то невероятное количество покупателей.
– Что тут дают? Что за ажиотаж? – спрашивали прохожие, автоматически становясь в очередь.
Так, мелочи. Или нет?
Лихие 90-е. Работы нет.
– Куда ни сунься – везде требуют опыт, а где его взять, этот опыт? – вздыхала я, листая газету с объявлениями.
И тут – реклама. Не просто реклама – продажа рекламных площадей в местной газете "Вестник".
"Нам нужны активные, коммуникабельные сотрудники!" – гласило объявление.
И понеслось!
Без мобильных, пешком, с прайсами в руках, от фирмы к фирме, в потёртых туфлях, но с горящими глазами.
– Здравствуйте, я представляю газету "Вестник"! У нас самые выгодные цены на размещение рекламы! – тараторила я, чувствуя, как внутри просыпается азарт.
Презентации, встречи, переговоры.
– А вы можете написать текст для нашей рекламы? Что-то у нас не получается... – спросил как-то Иван Иванович - директор мебельного магазина.
– Конечно! – без тени сомнения ответила я, хотя понятия не имела, как это делается.
Ночью родился слоган: "Мебель от "Уютного дома" – мечта, ставшая реальностью!".
И пошло-поехало. Пишу статьи, сценарии, веду собственную программу о рекламе на местном телевидении. 96-й. Я у истоков рекламного бизнеса в городе N. У истоков продаж.
– Ты – прирожденный продажник! – говорили мне коллеги.
Потом – разные сферы, должности, свой бизнес. Но азов не было. Только практика, впечатанная в подсознание, прожитая, прочувствованная.
Открыла магазин одежды – училась логистике и управлению персоналом.
– Ирина, почему у нас брюки 46 размера лежат в отделе 50-го? А продавец Маша опять опаздывает! – ругалась я, разрываясь между поставщиками и капризными покупателями.
Закрыла магазин – поняла, что такое кассовый разрыв и дебиторская задолженность.
– Ну, когда же вы оплатите поставку? Мне же зарплату сотрудникам платить! – чуть не плакала я в телефонную трубку.
Открыла салон красоты – погрузилась в мир маркетинга и клиентского сервиса.
– Девочки, улыбаемся клиентам! Предлагаем им чай, кофе! И маникюр с педикюром в комплексе – выгоднее! – наставляла я мастеров.
И каждый раз – как прыжок в ледяную воду. Выплывешь – молодец. Нет – пеняй на себя.
– Да что ж такое! – думала я иногда, – Вроде все делаю по наитию, а получается… Иногда. Чего-то не хватает.
МВА – уже не сенсация. Для многих – галочка, подтверждение, корочки.
– Да брось ты, зачем тебе эти лекции? Ты и так все знаешь, – говорил муж, не понимая моего стремления к учебе.
– Нет, мне нужно систематизировать знания, понять теорию, – стояла на своем я.
Для меня – то самое базовое бизнес-образование, которого не хватало 25 лет назад. Тогда этому не учили. Помню первый день занятий. Профессор, только что вернувшийся из Стэнфорда, говорил о стратегическом менеджменте.
"SWOT-анализ, портфельная матрица BCG…," – звучали незнакомые термины. И вдруг – озарение:
"Так вот оно что! Так вот почему мой магазин одежды прогорел! Я же не учла конкуренцию и неправильно выбрала целевую аудиторию!" – пронеслось в голове.
Два года учебы пролетели как один миг. Диплом, защита.
– Ваша работа практически ориентирована и имеет высокую научную ценность, – сказал председатель комиссии. И я поняла, что наконец-то нашла недостающий пазл. Теория, подкрепленная практикой – вот формула успеха.
А сейчас – новый уровень. DBA. Докторантура в бизнесе.
– Зачем тебе это? – спрашивают друзья, покачивая головами.
– Уже МВА получила, отдыхать надо! – вторит мама.
– Не просто подтверждение, а углубление, заявление миру, подтверждение своего уровня, – отвечаю я, уже представляя себя в аудитории перед студентами.
– DBA – это серьезно, – сказал мой научный руководитель, известный бизнес-консультант. – Это не просто учеба, это исследование, вклад в развитие бизнеса.
И я с головой окунулась в мир научных статей, анализа данных, гипотез и выводов.
– Вы хотите исследовать влияние социальных сетей на продвижение малого бизнеса? – уточнил руководитель. – Тема актуальная, но сложная.
– Я справлюсь, – уверенно ответила я, вспоминая, как когда-то бегала с прайсами, предлагая рекламу в газетке. Теперь же я разрабатываю собственную методологию, провожу опросы, анализирую результаты.
– Данные говорят сами за себя, – говорю я на очередной встрече с руководителем, – Влияние социальных сетей огромно, но нужно уметь ими пользоваться.
Цель – преподавать в бизнес-школах. Опыт в инфобизнесе есть – веду онлайн-курсы по маркетингу. Работа есть – консультирую компании по вопросам продвижения. Диплом МВА есть. Внедрение на практике – есть.
– Представляешь, – говорю я мужу, – Мне уже предложили прочитать лекцию в одной бизнес-школе! Пробную.
– Ну вот, я же говорил, что у тебя все получится! – улыбается он.
– Это только начало, – отвечаю я, уже видя себя в роли профессора, делящегося своим опытом и знаниями с будущими бизнес-лидерами.
– Кто знает, – думаю я, – Может, кто-то из моих студентов когда-нибудь станет вторым Стивом Джобсом? И я буду знать, что в этом есть и моя маленькая заслуга.
Могла ли девочка с прайсами в руках, предлагающая рекламу в газетке "Вестник", мечтать о таком?
Конечно, нет. В то время моей главной мечтой были импортные джинсы и кассета группы "Modern Talking"
А сейчас – это цель. И старт уже дан. Пробная лекция прошла на ура.
– Вы так увлекательно рассказываете! – делились студенты после занятия. – У вас такой практический опыт!
– А помните историю про мороженое? – смеюсь я, – Вот тогда все и началось!
И вот я стою в аудитории, уже не в потертых туфлях, а в элегантных лодочках, перед группой студентов MBA.
– Сегодня мы поговорим о маркетинговой стратегии, – начинаю я лекцию, и вдруг вижу в первом ряду мужчину, до боли знакомого. Где же я его видела? Вспоминаю…
– Иван Иванович?! – невольно вырывается у меня.
– Светлана?! – удивленно вскидывает брови он. – Мир тесен!
Это же тот самый директор мебельного магазина, для которого я когда-то писала свою первую рекламу!
"Мебель от "Уютного дома" – мечта, ставшая реальностью!" – вспоминаем мы вместе после лекции, смеясь до слез.
– Вот видите, Иван Иванович, – говорю я, – Нечаянно продать половину товара на прилавке – тоже талант! И кто знает, к чему он может привести.
Делайте ставки, господа.
Ставки на то, что через пару лет я буду вести мастер-класс в Гарварде.
А что? Мечтать так мечтать!
Свидетельство о публикации №225103000627