Глава 5. Гребень

Иногда, чтобы найти своё счастье, нужно не смотреть по сторонам в поисках богатства, а прислушаться к мудрости старой сказки, где главным сокровищем оказывается простой деревянный гребень, сделанный с душой.

Сказки из бабушкиного сундука
Глава 5. Гребень

Я отворила дверь. На пороге стоял молодой мужчина. Неказистый, щупленький, с деревянной тросточкой в руках.
- Здравствуйте! Вы - Марьяна?
- А что вы хотели? - не очень дружелюбно спросила я.
- Меня зовут Юра. Я...
- Брат Маши? - перебила я его.
- Да. Я за вами пришёл. Сеня с Машей готовятся к вашему приходу. А мне всё равно делать нечего было, я и вызвался сопроводить вас.
- Понятно. Подождите минутку, я соберусь и выйду.

Закрыв дверь перед носом Юры, я ещё раз проверила всё ли сделала, всё ли собрала и, убедившись, что готова, вышла во двор. Юра ждал меня около калитки.

Мы шли молча. Юра смотрел по сторонам, разглядывая дома, и украдкой поглядывал на меня. А я думала, как же верно его бабушка описала. Разговор не клеился. Не сказать, что я необщительная, но вот с чего начать никак не приходило в голову. Хоть бы он начал, а то идёт тоже молчит. Так и дошли до избушки Сени и Маши.

Подруга с порога начала расспрашивать:
- Не приходила больше волчица? Познакомились? Юра? - обращаясь уже к брату спросила Маша. - Познакомились?
- Маша, ну конечно познакомились. Что за глупые вопросы, - смущённо сказал Юра.
Младшая дочь друзей, Марьянка, не отходила от Юры. Так до самого вечера и просидела возле него. Ульяна с Николаем, хоть и постарше будут, но тоже ближе к Юре сели.
- Марьяна, рассказывала про свой сон? - опять допытывалась Маша.
- Да мы как-то почти не говорили. Не успели,- оправдывалась я.
- Как не успели? Идти до нас минут десять, не меньше! И всю дорогу молча шли что ли? - удивилась подруга.
- Как-то так. Маша, ну чего ты пристала, в самом деле. Вот сейчас за столом и поговорим, - сказал Юра.
- Ну раз вы такие стеснительные, тогда я буду вас на разговор выводить, - развела руками Маша. - Юр, что там случилось у тебя на работе? Насколько серьёзно всё?
- Жить буду. Сам виноват. Элементарную технику безопасности нужно было соблюсти, а я проигнорировал, за что и поплатился. Легко отделался ещё. Пара рёбер и ушиб ноги всего-то. С тросточкой походить немного придётся. А могло быть всё гораздо печальнее. Когда двери начали распахиваться, меня будто сила какая-то в сторону оттащила. Думаю никто не заметил даже. Все были собой увлечены. Что это было так я и не понял. Чудо да и только. Но после этого сильно захотелось в родные края вернуться. Всю жизнь в городе жил, а тут прям в деревню тянуть стало.
- А мы как рады! Юра, это замечательно! Знаешь, как тяжело без молодых. Вот и Марьяну уговариваем переехать. Бабушка у неё померла, дом ей оставила. Живи - не хочу. А она и не хочет. В город всё торопится, - сказала Маша, убирая со стола грязные тарелки.
- Ну, тут я ничего не скажу. У меня здесь дома нет да и в деревне я не жил. Уговаривать аргументов нет, но вот что сила какая-то тянет сюда, тут спорить не буду, - задумчиво сказал Юра.
- А сила не та же случайно, что на работе помогла беды избежать? - спросил Сеня.
- Похоже она, - улыбнулся Юра.
- Оставайся, Марьяна. Вдруг у вас с Юрой семья получится, - сказала Маша.

Я покраснела, а Юра за нас двоих ответил:
- Маша, ну ты, как всегда! Мы люди взрослые, сами разберёмся. Может я Марьяне совсем не понравился, а ты навязываешь. Да ещё не просто общение, а семью! Смотри, сбежит в город из-за тебя, - улыбаясь, говорил Юра и опять поглядывал на меня.

Так и есть, он мне совсем не понравился. Не мой типаж. Слишком худой, чуть выше меня и по дороге к друзьям молчал. Да и не почувствовала я ничего, увидев его: ни ёканья сердца, ни волнения, ничего. Но вот его улыбка меня тронула. Ему очень шло, когда он улыбался.

- Простите. Что-то я не подумала даже. Просто, представляете, как было бы здорово, если бы вы... Ладно, ладно, молчу... - Маша переключилась на детей, что тем пора ко сну готовиться.

- Тётя Мара, расскажешь сегодня сказку нам? - потянула меня за рукав Марьянка.
- Как я тебе откажу? Попробую что-нибудь придумать, - ответила я.
- Марьяна, пойдём волосы расчешу сначала, а потом уже сказки будут, - позвала дочь Маша.

Марьянка отпустила мой рукав и помчалась вприпрыжку в спальню, где уже ждала её мама.

- А что за сон ты видела про меня? - осмелев видимо, спросил у меня Юра.
- Приснилась мне бабушка. Она сказочницей местной была. Сколько помню её, сказки всё рассказывала. И на ночь сказку, и если что-то объяснить нужно, тоже сказкой объясняла. Так и во сне, рассказала сказку про молодого охранника, что по глупости погиб. Толпа его раздавила в Торговом центре, а звали того охранника Юра. И ещё сказала, что сказка эта тому учит, что на своей земле нужно жить, а не по чужим добра искать.
- Ого! Сон, как говорится, в руку. Дела... Вот и не верь потом в байки деревенские, - разглядывая свои ладони, задумчиво проговорил Юра.
- Тётя Мара! - окликнула меня Марьянка. - Пора сказку рассказывать!
- Ну что, пойду я, - улыбаясь сказала я. - Не знаю конечно о чем рассказывать буду. Я же не сказочница, как моя бабушка была.
- А ты расслабься и не думай о том, что рассказать надо. Оно само и польётся, - посоветовал Юра.

Не ожидала я от него такого мудрого совета.
- Спасибо, попробую, - ответила я и пошла в спальню к детям.

Только я вошла, как сразу поняла о чем буду сказку рассказывать.
- Ну что? Готовы?

Ульяна, Коля и Марьяна, укрывшись одеялами до самого подбородка, уже с нетерпением ждали о чем же будет сегодня сказка. Почти не дыша, они внимательно смотрели на меня.
- Сегодня я расскажу вам сказку про деревянный гребешок.
- Это тот, чем девчонки волосы чешут? - разочарованно спросил Коля. - Мне тогда сегодня сказку неинтересно будет слушать.
- Не торопись, Николай. Не так просты гребни, как кажется, - я поглубже вдохнула и начала свой рассказ.

Жил-был царь один и была у него дочка. Красавица неописуемая, но вот замуж никак выйти не могла. Приходили женихи свататься, да всё что-то не те. Она и сама сказать не могла что с ними не так. Не нравились и всё тут.

Отчаялся царь дочь вовремя замуж выдать и решил обратиться к колдовке одной. Сейчас их колдуньями называют. Ведьмами то есть. Да узнать у неё, может проклятье какое на его семье лежит.

Собрался он. Самых лучших молодцев взял с собой для охраны. Путь неблизкий лежал и опасный. Могли и разбойники, и болота, и ещё беда какая на пути повстречаться. Долго ли, коротко ли, шли они, шли. День шли, два шли, а избы колдовки старой так и не было видно. Заплутали, начал уж было думать царь. А то его колдовка так испытывала. Кругами водила. Проверить хотела насколько сильно царь помочь хочет чаду своему. Не все молодцы с ним дошли. Кто в болоте сгинул, кого звери лютые задрали в лесу. Но царя это не остановило. Нашёл он-таки избушку колдовкину.
Обратился он к ней за помощью, а колдовка и говорит:
- Неужто, царь, стоило молодцев добрых губить, ради глупости своей?
- Почему глупости? Я хочу узнать почему дочь жениха найти не может никак. Что за напасть? Может проклятье какое на роду нашем? От этого судьба царства всего зависит. Дочь наследника не родит и достанется государство недругам каким. А ты говоришь глупости!
- А глупости, потому что сам не знаешь и дитё свое научить не можешь, каким муж должен быть.
- Не знаю. Жена-то при рождении Марфы померла. Она и унесла все секреты с собой. А я что? Я только государством править умею.
- Возьми меня к себе во дворец жить. Советником твоим буду. В сложных ситуациях помогать, вопросы государственные буду подсказывает, как лучше решить.
- Ты что, на царское место решила посягнуть?! - сдвинул брови царь.
- Ой, батенька, куда мне?! Что ты, что ты! Кто ты, а кто я? Колдовка старая да и только. Ладно, будь по-твоему. Расскажу, что твоей царевне делать надобно. Созвать нужно женихов со всего света, дать им задание гребни привезти царевне. Сказать, что по гребню и будет она жениха выбирать. Да только скажи царевне своей, чтобы гребень выбрала самый простой, деревянный. Тот, кто оный гребень преподнесет, тот и будет её суженым.
- Деревянный? Разве моя дочь не заслуживает подарков богаче?

- Вот я и говорю, что балда ты, хоть и царь.
- Ты, колдовка старая, говори, да не заговаривайся! Не забывай с кем разговариваешь!
- А то что? Ну, давай, прикажи молодцам своим мою голову с плеч рубить! Вовек не узнаешь тогда секрета гребня деревянного!
- А ты мне и не нужна больше! Всё, что нужно, я узнал, - сказал царь и собрался было возвращаться домой.
- Не возьмёшь меня во дворец советником, не жить тебе на свете спокойно. Всю жизнь, словно в клетке метаться будешь!
- Ах ты, карга старая, угрожать мне вздумала!

И приказал он молодцам своим срубить колдовке голову за язык её острый. Но не тут-то было. Превратилась колдовка в ворона чёрного и была такова.

Ничего не оставалось царю, как собраться и домой плестись. Добрался он с оставшимися молодцами до дворца своего, а его повсюду народ печальный встречает.
- Что случилось? - спрашивает он у крестьянки одной.
- Ой, беда, батюшка-царь. Беда! Пока ты в разъездах был, место твоё колдовка старая заняла. На нас хворь наслала и царевна твоя лежит, что красавица спящая. Чем не угодили, не знаем. Сказала нам, что только ты, вернувшись, всё наладить сможешь.

Побежал царь во дворец свой, а там на троне колдовка восседает да с его советниками диалоги ведёт. Только глянула на царя, дружине знак дала и те уже держат несчастного в своих цепких объятиях.
- Не хотел по-хорошему, царь. Значит будет по-другому.
Ногой колдовка топнула, пальцами щёлкнула и превратился царь в кота. Пушистого такого, рыжего.
- Будешь в таком обличье ходить всю жизнь, ежели дочка твоя ошибется и гребень выберет не деревянный, а какой другой. Свадьбе быть, а я пока тобою стану, дабы вопросы у женихов не вызывать. Топнула ножкой, щёлкнула пальцами и обернулась в царя. Сняла хворь со всех людей в царстве и велела готовить царевну к свадьбе.

В назначенный день стали съезжаться женихи со всего света. Человек сто приехали, не меньше. Друг перед другом хвастаются, меряются богатствами своими, у кого злата да серебра больше. Один только в сторонке стоит и на всю эту братию поглядывает с ухмылкой, а в руке сжимает обыкновенный деревянный гребень. Остальные смеются над ним, что с таким подарком к царевне приехал. Видать, мол, небогат жених.

Наконец-то в залу вошла царевна и женихи сразу на неё уставились, замолчав. Колдовка-царь представила царевну женихам и сказала, чтобы те по одному подходили к ней и знакомились. Затем царевна выбор свой сделает.

Так и было. По одному женихи подходили, дарили гребни один другого краше: золотые, серебряные, усыпанные каменьями-самоцветами разными. Старались впечатление произвести, рассказывая о себе всё самое лучшее. Дошёл черёд и до жениха с деревянным гребнем. Подошёл он к царевне, а рядом у ног кот рыжий трётся. Но жених кота не прогонял, наоборот на руки взял и погладил ласково. Царевне это понравилось. Затем спросила она, отчего же гребень такой простой, а не как у других. На это ответил он, что гребень силу должен нести целебную, раз волос касается. А металл эту силу себе забирает наоборот. Протянул он гребень царевне, поклонился. В тот момент рыжий кот и прыгнул к хозяйке новой на колени и начал о гребень тереться, будто показывая, что его выбрать нужно.
- Как тебя звать-величать?
- Иваном.
- Из какого княжества или королевства будешь, Иван? Чей сын? - спросила колдовка-царь, прищурившись.
- Вашего королевства я работник. Сын кузнеца Егора.
- Где гребень взял? - улыбаясь глазами, продолжала выспрашивать колдовка у Ивана.
- Так сам сделал. Из осины. Осина нечисть отгоняет и хворь снимает. Вот и принёс царевне подарок этот. Слышал я захворала она, так вот нужно на ночь перед закатом и утром после рассвета косы расчесывать. Тогда и сила прибывать будет и хворь уйдёт и не вернётся.
- Не по годам ты, Иван, мудр.
- Это батюшке с матушкой спасибо. Они мудростью наградили.

Сказал Иван и ушёл восвояси, никто его даже не остановил. Только потом уже советники нашептывать стали, что отпускать не надо было. Жених все-таки.
Остальных женихов тоже попросили удалиться, дабы царевне время дать на раздумья.
- Но, батюшка, ты сам говорил, что жених царских кровей должен быть. А этот - простой человек, - обратившись к колдовке-царю, сказала Марфа.
- А ты сама, как считаешь? - спросила её колдовка.
- Душа к нему потянулась да и животина всегда добро чует. Котофей именно об него терся и на руки к нему запрыгнул, а Иван не шугнул его, а приласкал, - сказала Марфа, проведя осиновым гребнем по котовьей шерсти.

Тут кот выскочил из рук царевны и обернулся царём. А колдовка щёлкнула пальцами, топнула ногой и превратилась обратно в себя.
- Во дела! - зашептались советники.

Царевна, не веря глазам своим, упала в обморок.
- Ты прости меня, колдовка. Я понял всё. Без жены сердце совсем зачерствело. Перестал жизнь чувствовать и ответы правильные находить, - грустно сказал царь и сел на трон, понурив голову. - Ты хотела советником моим стать. Так тому и быть. Показала ты на деле знания свои. Прими в награду должность почетную.
- Нет, царь-батюшка. Благодарствую. Не должность мне нужна была, а важно было истину донести тебе. Если бы я просто объяснила, что нужно так-то и так-то сделать, дал бы ты дочери своей замуж выйти за простого человека? Скорее всего нет. А ведь Иван не сын кузнеца. Его разбойники украли, когда королева с сыном владения свои объезжала и бросили в нашем городе. Из соседнего королевства он. Напишите его маменьке письмо, чтоб приезжала. Она своего сына узнает без колдовок всяких. Сердце материнское не обманешь.

Так и сделали. Царь письмо написал в соседнее Королевство. Было много радостных слез, объятий, признаний. Свадьбу тут же сыграли молодым, а следом ещё одну. Царь на колдовке женился, потому что вовсе она не старой оказалась. В благодарность он ей гребень из ясеня выстрогал, а та, как по косам своим прошлась этим гребнем, так на глазах помолодела. Царь в тот же миг сердцем и ожил. Да ещё советника личного обрел в её лице, преданнее которого не сыскать на свете, и целителя личного. Потому что колдовка целителем была по сути своей, а не злой колдуньей.

Говорят, что силу гребню мужчина даёт. Дочерям отцы гребни делают, ну а девушкам на выданье - их возлюбленные. Только тогда в гребне сила волшебная будет. Никак иначе. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!

Я обвела комнату взглядом, а ребятишки уже спали безмятежным сном. В какой момент кто уснул, не скажу даже. Надеюсь смысл сказки они успели уловить.

Выйдя из детской, я увидела плачущую Машу и задумавшихся Сеню с Юрой.
- Ты чего, подруга?
- Как хорошо, что так всё хорошо закончилось. Я так за царя рада, - доставая из кармана платок, захлюпала опять Маша.
- Это же сказка! Маша, соберись!
- Да я понимаю, а переживала всё равно.
- Ладно. Поздно уже. Пойду я домой, а то... - чуть не проговорилась я, что домой завтра собралась уезжать.
- А то? - переспросил Сеня.
- А то совсем поздно будет, - выкрутилась я.
- Я провожу, - сказал Юра и пошёл к двери.

Я и не ожидала, что он может быть таким решительным. По его молчанию и смущению днем я сделала вывод, что он тютя-матютя. Приглядеться бы к нему, да я уезжаю завтра.


Рецензии