краткие размышления о ходе русской революции

Очерк
  Приближается очередная годовщина Октябрьской революции. Карен Шахназаров опубликовал ролик о Владимире Ильиче Ленине и его роли в истории человечества, а по главному российскому телеканалу идёт фильм кинорежиссёра Андрона Кончаловского  «Хроники российской революции».
  Согласен с Кареном Шахназаровым, что Владимир Ильич личность историческая, как ни кто, оказавшая влияние на ход исторических событий во всём мире и прежде всего на историю нашей матушки России. Но в то же время я всегда отмечал, что Владимир Ильич был хоть человеком и гениальным, необычным, но земным, со всеми присущими любому человеку ошибками и недостатками. Его супруга Надежда Константиновна призывала нас не делать из него бога, он ведь самый обычный земной человек.
  Не вняли её призыву наши последующие вожди. Почему? Я считаю потому, что прежде всего сами захотели стать и были «великими», «любимыми»,  «мудрыми» отцами народов.
  Считаю, что Владимир Ильич, прилагая невероятные усилия по спасению России, заботясь о её развитии и процветании, в то же время допустил и ряд весьма существенных ошибок. Которые принесли народам России немало бед.
  Я по - своему воспринимаю религию, не являюсь глубоко верующим человеком. Но считаю самой большой  ошибкой Влвдимира Ильича его  борьбу с религией. Быть верующим или атеистом его право. Но встать во главе огромной православной христианской страны, где сотни лет подавляющее количество населения было глубоко верующими и повести бескомпромиссную войну с религией – недопустимо. Весь российский офицерский корпус, всё казачество Дона, Кубани, южного Урала и других регионов России были и по сей день остаются глубоко верующими людьми готовыми, не щадя живота своего биться за веру.  Восемьдесят процентов населения страны в начале двадцатого века были крестьяне жители сёл и деревень, где центром образования, культуры, духовности и нравственности была церковь. Армия России в то время на девяносто процентов состояла из крестьян.
  Именно борьба с религией подобравших, как не без основания говорит Карен Шахназаров, власть большевиков наполняла армии их противников: членов Временного правительства, членов комитета Учредительного собрания, разного рода приверженцев самодержавия глубоко мотивированными бойцами с новой властью.
   Именно религиозность солдат и офицеров белогвардейских формирований была  чуть ли не гавной силой которая  вела их на бой смертельный с отрядами красной гвардии и армии.
  Я, будучи студентом заочником истфака Томского Госуниверситета, со второго курса под руководством известного  историка Сергея Фёдоровича Фоминых занимался изучением армии контрреволюции Сибири в 1918 – 1921 годы. По этой теме в 1973 году я защитил дипломную работу по окончании вуза. По ходатайству моего научного руководителя учёный совет университета разрешил мне работать в специальном фонде научной библиотеки  университета. В спецфонде я имел возможность читать все газеты, издававшиеся в Сибири при Комуче и Колчаке от Урала до Владивостока, все приказы Верховного правителя Сибири адмирала Колчака, воспоминания Деникина и Юденича, «Дневник белогвардейца» бывшего военного министра армии Колчака барона Алексея Будберга. (Книжка была издана в Петрограде в 1923 году, имелась в фонде научной библиотеки университета в единственном экземпляре) и много чего ещё недоступного  гражданам страны Советов.
  Изучая хот  гражданской войны в Сибири, я нашел и ввёл в научный оборот  один очень интересный документ, который отвечал на вопрос как и почему Михаил Васильевич Фрунзе  разгромил отборные части белогвардейцев в районе Оренбурга и повёл наступление на Уфу.
 В декабре  1918 года по прибытии  в Оренбург осаждённый  белогвардейцами, первым делом он из разрозненных рабочих и полупартизанских отрядов сформировал настоящие войсковые соединения. А тщательно изучивши обстановку на фронте, собрал в один кулак все имевшиеся в его распоряжении силы, оголив даже фронт перед второй уральской казачьей армией атамана Дутова, нанес удар вдоль железной дороги на Уфу в стык корпусов в то время полковника Пепеляева и  генерала Ханжина, разгромил их и успешно повёл наступление на Челябинск, угрожая взятием Екатеринбурга и окружением белогвардейских частей в Казани. Последние в спешке покинули Казань и отступили в Екатеринбург. А ведь ещё в декабре 1918 года  Оренбург был на грани падения. Захватив Оренбург, части белогвардейцев намеревались развивать наступление на Волгу, а затем соединиться с наступавшими на Москву частями армии Деникина.   
  Так почему же пошел на такой риск, как раньше считали наши историки, Михаил Васильевич, оголив фронт даже перед мощной армией атамана Дутова? Почему с такой лёгкостью едва скомплектованные мало обученные и слабо вооруженные части Красной армии Оренбургского гарнизона разгромили корпуса Пепеляева и Ханжина в основном состоявшие из бывших офицеров, прапорщиков и унтер офицеров прекрасно обученных военному делу, люто ненавидевших большевиков, готовых жизнь отдать за победу над безбожниками?
  Из найденного мною документа стало ясно, что казаки армии атамана Дутова в начале января 1919 года разъехались по станицам праздновать рождество! Многие командиры и рядовые корпусов Пепеляева и  Ханжина                также в сёлах и деревнях Оренбуржья отмечали рождество. И ни чем не рискуя, талантливый полководец  Михаил Васильевич Фрунзе воспользовался этим!
   Лишившись отборных частей, армии белогвардейцев упустили инициативу на Восточном фронте. Весь девятнадцатый и двадцатые годы они отступали оставляя один город Сибири за другим, пока  не были  окончательно разгромлены.
   Вот что значила религия в те времена в России! Религия поднимала миллионы россиян на борьбу с большевиками и она же сыграла едва ли не решающую роль в их разгроме на Восточном фронте в годы Гражданской войны.               
  Одним словом, борьба с религией большевиков возглавляемых Владимиром Ильичом Лениным, дорого обошлась народам революционной России.
   Не во всём был прав Владимир Ильич и в борьбе с Георгием Валентиновичем Плехановым.
  Поздновато Владимир Ильич осознал и свою ошибку с  национализацией всей собственности граждан России. Ведь только  за два года его новой экономической политики Россия буквально ожила после кровопролитнейшей Гражданской войны. Здоровье не позволило ему до конца  исправить эту ошибку. Его последователи отменили НЭП, долгие годы продолжали разного рода эксперименты с экономикой страны, пока не привели страну к настоящему голоду в мирное время и её развалу в конце двадцатого века. Но это уже другая история. 
  История не имеет сослагательного наклонения, поэтому я не берусь судить и говорить, что было бы если бы Владимир Ильич подобравший валявшуюся бесхозной власть в России не повёл бескомпромиссную борьбу с религией. Пусть каждый читатель сам поразмышляет об этом. Позволю себе только заметить, что ошибки больших руководителей, приносят их народам и большие беды и неприятности. Считаю,  что нет ни какой необходимости доказывать это.
   Позволю себе ещё одну заметку. Сколько на просторах России в годы борьбы с религией было снесено храмов христиан и мусульман, построенных на народные деньги! Восстановление культурных святынь продолжается до сих пор и опять - таки на народные пожертвования россиян.
                А. Перепелятников. октябрь 2025 г.


Рецензии