Анатомия режима сквозь призму волшебной сказки

Анатомия режима сквозь призму волшебной сказки: Кощей, Змей и спящий богатырь

Русский фольклор, с его архетипическими образами и вечными сюжетами, представляет собой неиссякаемый источник для осмысления социально-политических процессов. В контексте современной России классическая сказочная триада — Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Иван-дурак, спящий на печи, — обретает злободневное звучание. Эта аллегория позволяет раскрыть суть режима, роль силовых структур и потенциал гражданского пробуждения.

*Кощей Бессмертный: символ вечной и неправедной власти.* В сказках Кощей — это правитель, чья власть зиждется не на народной любви или мудрости, а на узурпации, жестокости и, что ключевое, на сокрытой от всех тайне его бессмертия. Его смерть «на конце иглы, яйце, в утке, зайце, сундуке»[1] — это метафора хрупкости, но и чрезвычайной защищенности авторитарной системы, скрывающей свою истинную уязвимость за множеством оболочек: пропагандой, репрессивным аппаратом, коррупционными связями. Как и Кощей, пленяющий царевен и накапливающий несметные богатства, современный правитель, по мнению критиков, «пленяет» суверенитет и будущее страны, обращая национальные ресурсы в инструмент личного обогащения и удержания власти[2]. Его «бессмертие» — это иллюзия вечного правления, поддерживаемая ритуалами псевдодемократических процедур и культом личности.

*Змей Горыныч как армия и вооружение.* В сказочном мире Змей Горыныч — главное орудие устрашения и разрушения, порождение злой воли, служащее своему хозяину. В предлагаемой аллегории он олицетворяет военно-промышленный комплекс и силовые структуры, ставшие не инструментом защиты народа, а средством агрессии и подавления. Три его головы символически можно трактовать как три составляющие этой силы: сухопутные войска, флот и авиацию; или же как армию, полицию и спецслужбы. Подобно тому как Змей выжигает деревни и похищает людей, современная военная машина обрушивается на соседние народы, сея смерть и разрушение, и внушает страх внутри страны, обеспечивая послушание[3]. Это не самостоятельный игрок, а прямое порождение и продолжение воли Кощея, его главная материальная опора.

*Народ-богатырь, спящий на пещи.* Иван-дурак в начале сказки — это пассивный, апатичный герой, проводящий дни в бездействии у печи, в то время как беда надвигается на царство. Эта «печь» — мощный символ зоны комфорта, созданной ресурсной экономикой, и оглупляющего воздействия государственной пропаганды, которая усыпляет критическое мышление, заменяя реальность мифами о «встающей с колен» державе и коварных внешних врагах[4]. Народ, подобно Ивану, делегирует свою судьбу в руки «царя-батюшки», предпочитая иллюзию стабильности риску и ответственности.

Однако финал сказки неизменно указывает на путь к освобождению. Пробуждение Ивана наступает в момент наивысшей опасности, когда угроза становится личной и неизбежной. Его трансформация в богатыря — это метафора гражданского и национального пробуждения. Чтобы победить Кощея, Иван должен пройти трудный путь, проявить смекалку (аналог критического мышления), найти верных союзников (гражданское общество) и, наконец, добраться до сути проблемы — найти и сломать «иглу» (системную уязвимость режима). Это не силовая схватка с Змеем-армией лицом к лицу, а акт точного, осмысленного действия, разрушающего саму основу власти тирана.

Заключение

Аллегория Кощея, Змея Горыныча и спящего богатыря — это не просто политический памфлет, а обращение к архетипическому сознанию. Она напоминает, что никакая тирания не является вечной, а ее сила иллюзорна и зависит от пассивности тех, кого она угнетает. Судьба сказочного царства всегда решается пробуждением того, кто казался простым и ленивым, но в ком дремлет сила духа, справедливости и подлинного патриотизма. Победа над Кощеем начинается не с боя с его чудовищным слугой, а с момента, когда народ-богатырь окончательно просыпается от спячки и вспоминает свою силу.

Список литературы

[1]: Пропп В.Я. *Исторические корни волшебной сказки*. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. — С. 234.
[2]: Павловский Г.О. *Система РФ: Политика в состоянии управляемого хаоса*. — М.: Евро, 2021. — С. 67-89.
[3]: Габрелянова И. *Милитаризм и общество: анатомия симбиоза*. // «Неприкосновенный запас», 2023. — № 2(142). — С. 45-61.
[4]: Юрчак А. *Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение*. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — С. 112-145.

Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий


Рецензии