Чудесата и Толька

На уроках Толька Иванов сидел в последнем ряду, дальше всех от классной доски. Он был самым высоким в 6-м «Г» и, если бы сел в первых рядах, мешал бы сидящим сзади. Ростом и телосложением Толька был в папу. Тот рассказывал, что когда учился в школе, тоже сидел на «камчатке» - так раньше называли последний ряд парт. Что полуостров Камчатка находится где-то далеко на востоке страны, Толька знал и даже мог бы показать её на контурной карте. А вот как называются другие острова, реки и горы, представлял смутно. В прошлом году по географии он имел твёрдую «тройку» да и другие предметы – русский и литература, история, биология и прочие - его не сильно увлекали. Правда, до поры до времени...

*    *    *
В тот день последним был урок русского языка. Учительница дала задание: переписать из учебника небольшой рассказ, где некоторые слова были пропущены, и поставить вместо пробелов слова, подходящие по смыслу. Как нарочно, собираясь накануне в школу, Толька забыл положить в рюкзак учебник русского и обнаружил это лишь на последней перемене. По счастью, успел заглянуть в школьную библиотеку, где ему выдали до завтра такой же учебник, только немного потрёпанный.

И теперь он старательно переписывал на тетрадный листок текст задания:
«Утро выдалось морозное, поэтому, собираясь в лес, старый охотник...» Дальше был пробел с многоточием, а заканчивалось предложение словами – «…меховую шапку».

Недолго думая, Толька написал: «…старый охотник одел меховую шапку». И тут же услышал рядом насмешливый девчоночий голосок:

- Не «одел», а «надел». Исправь, грамотей!

Толька удивлённо осмотрелся… За столом он сидел один, впереди видел лишь затылки и спины одноклассников и одноклассниц, склонившихся над тетрадями. Но кто тогда с ним разговаривал минуту назад?

Тут он опять услышал тоненький голос:

- Не вертись, а то голова закружится. Я ближе, чем ты думаешь. Можно сказать, прямо под носом!

И лишь тогда Толька Иванов заметил стоящую на краю стола маленькую девочку. Очень маленькую, ростом сантиметров 10-12. В остальном она выглядела так же, как другие школьницы Толькиного возраста – в полосатом свитерке, джинсах, с рюкзачком за спиной. А ещё незнакомка имела огненно-рыжие волосы и веснушки.

- Ты кто? – изумлённо произнёс Толька, разглядывая нежданную гостью.
 
- Я – Чудесата. Это моё полное имя, так меня зовут учителя в школе. А для тебя я - просто Чуди. Будем знакомы!

- Ага, понятно… Нет, ничего не понятно! – помотал головой Толька. – Откуда ты здесь взялась? И что это за школа такая, где учатся такие… маленькие?

- В нашей школе все такие - заметила Чуди. Мы - библиофеи, живём в Книжном Мире, и большими нам быть не положено, иначе в книгах не поместимся. А появилась я в твоём классе очень просто - ты сам меня принёс. В библиотеку сегодня на перемене заходил, учебник брал? Вот оттуда я и «взялась», как ты выразился.

И она показала на полоску бумаги, выпавшую из учебника – обычную книжную закладку с полустёртым рисунком.

*    *    *
Рисунок изображал маленькую библиофею Чудесату.

- Заболтались мы с тобой, а урок скоро закончится, - напомнила она. – Ты ошибку-то исправь! Уж очень забавная получается картинка, словно в мультфильме. Представь себе, что охотник шапку ОДЕВАЕТ, словно малыша перед прогулкой: накинул на неё курточку с капюшоном, шарфик завязал…

Толька невольно прыснул, сдерживая смех, и послушно исправил написанное слово. Прежде, чем прозвенел звонок, Чудесата сказала:

- Я не прощаюсь. Встретимся у тебя, когда домашнюю работу делать будешь.
И ловко скрылась между страницами учебника, озорно подмигнув.

*    *    *

В этот день Толька, вопреки обыкновению, после уроков не задержался во дворе с приятелями, а сразу отправился домой. Наскоро перекусив, он сказал маме, что будет готовиться к урокам: мол, конец четверти, будут контрольные работы, надо позаниматься подольше. Может, удастся кое-какие отметки исправить.

- Что-то наш школьник на себя не похож, - шепнула мама Толиному папе, когда за сыном закрылась дверь его комнаты. – Обычно не дождёшься, когда за учебники сядет, а тут – сам…

- Что тут удивляться! – ответил папа. – Растёт сын, видно, решил за ум взяться. Подожди, может, ещё в отличники выбьется,- пошутил он.

*    *    *
А Толька вовсе не собирался «выбиваться в отличники» - ему просто стало интересно учиться. И немалую роль в этом играла Чудесата. Ей, кстати, тоже любопытно было, чему и как учатся мальчишки и девчонки в современной школе.

- Какой у тебя любимый предмет? – как-то спросила Чуди.

Толька задумался. Раньше, в начальных классах, ему было интересно всё. Нравились уроки чтения, рисования, математики и природоведения. И отметки в дневнике радовали маму и папу: сплошные «пятёрки» и «четвёрки». Но в пятом и в шестом сидеть подолгу за учебниками ему стало лениво. Слушая учителей, он часто отвлекался на какие-то посторонние мысли. А ещё чаще, сидя на уроке, украдкой «листал» страницы сайтов или играл в мобильном телефоне. Но как признаться в этом маленькой фее из Книжного мира?

Но Чуди, похоже, и не требовалось признаний. Иногда Тольке казалось, что она читает его мысли и вообще видит насквозь.

- Мне кажется, Анатолий, ты слишком мало читаешь, - забавно расхаживая по столу с карандашом, который в её руках казался длинной указкой, серьёзно, словно учительница, говорила Чудесата. - И мне это обидно, но не потому, что я библиофея. За тебя обидно! Ведь каждая книга – это новый мир, в который человек может заглянуть и узнать там немало интересного. Можно сказать, прожить ещё одну жизнь. Вернее, не одну, а столько, сколько книг успеет прочитать. Как можно упускать такую возможность?!

Толька, вздохнув, кивал головой. Недавно он, кроме школьной, записался ещё в городскую библиотеку. Школьник твёрдо решил следовать советам Чуди.

*    *    *
Маленькая библиофея после месяца занятий со школьником Ивановым подготовила отчёт для старшей феи-наставницы - Букваринды.

Прочитав последнюю страницу, старшая фея одобрительно взглянула на свою ученицу.

- Молодчина, Чудесата, вижу, ты поработала успешно. У этого мальчика неплохие способности, и было бы обидно, если бы к старшим классам он скатился в двоечники. А сейчас он подтянулся по русскому и литературе, а также по химии и физике. Какие-то хобби, увлечения у него есть?

- Он записался в литературный кружок! – сообщила маленькая библиофея. – Говорит, что хочет научиться сочинять фантастические истории, и чтобы их читали другие дети. Даже признался, что когда-нибудь опишет, как познакомился со мной, и сколько перемен после этого случилось в его жизни.
 
Букваринда чуть заметно улыбнулась:

- Что ж, пусть пишет, история поучительная. И неважно, поверят люди, что она случилась наяву, или (что более вероятно) примут за сказку. Главное - в жизни мальчика действительно начались перемены. И пусть все эти перемены будут к лучшему!

2025 год
иллюстрация создана с использованием нейросетей


Рецензии