Распять эго на кресте - внутреннее преображение
Символический язык христианства, с его крестами, жертвой и воскресением, часто воспринимается как повествование о событиях исторических или метафизических. Однако при более глубоком рассмотрении эти образы раскрываются как мощная карта внутреннего преображения человека. Центральная аллегория этого пути — добровольное «распятие эго», где крест становится не орудием казни, а символом трансформации сознания, умирания тщеславного, отдельного «я» и рождения подлинного, духовного «Я», соединенного с Божественным.
Эго, или «ветхий человек» в терминологии апостола Павла, — это психическая структура, построенная на самоидентификации с умом, телом, социальными ролями, желаниями и страхами. Это иллюзорный центр, который живет в дуальности: «я» против «другого», «приятное» против «неприятного», «успех» против «неудачи». Это источник всей внутренней дисгармонии — гордыни, зависти, гнева и отчуждения. Апостол Павел ярко описывает эту внутреннюю борьбу: *«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»* [1]. «Тело смерти» здесь — это и есть тюрьма эгоистического сознания.
Крест в этой аллегории — это точка максимального напряжения, где эго доводится до своего логического предела и обнажает свою несостоятельность. Это не просто страдание, а сознательный акт отказа от своеволия. В Гефсиманском саду Христос произносит ключевые слова: *«...впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»* [2]. Это и есть момент мистического распятия — добровольное подчинение личной, эгоистической воли («я хочу избежать страданий») воле высшей, Божественной. Распять эго — значит принести в жертву свои самые глубинные привязанности, представления о себе и свои права, признав их иллюзорность. Как писал немецкий мистик Мейстер Экхарт: «Люди не должны слишком задумываться о том, что они должны делать; им скорее следует думать о том, чем они должны быть» [3]. Это «бытие» возможно только после «смерти» для старого способа существования.
Это распятие, однако, не является конечной целью. Оно — необходимый переход к Воскресению. Если эго — это скорлупа, то ее разрушение высвобождает жизнь, которая в ней была заключена. Воскресение — это рождение «нового человека», о котором говорит Павел: *«...отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу»* [4]. Это не просто улучшение характера, а радикальное преображение самой природы сознания. Человек больше не отождествляет себя с ограниченным эго, а осознает себя частью единого целого, «сыном Божьим», чья истинная сущность — любовь, свобода и мир. Русский философ Николай Бердяев подчеркивал, что «личность есть универсум, она не часть чего-то, но содержит в себе всё» [5], но раскрыться этой универсальной личности может лишь пройдя через кенозис — самоопустошение, умаление эго.
Таким образом, вся драма Христа — от Тайной Вечери до Вознесения — может быть прочитана как аллегория внутреннего пути каждого искателя. Голгофа происходит в сердце человека, когда его гордыня и самость пригвождены к кресту осознанности и смирения. Воскресение — это обретение подлинной, бессмертной идентичности за пределами ума. Христианство в этом смысле оказывается не просто системой догм, а глубокой психотехникой, призывом к постоянной внутренней работе. «Распять эго на кресте» — значит ежедневно умирать для иллюзий отделенности и воскресать для жизни в духе, где нет места «я» и «моё», но есть только Любовь, которая «долготерпит, милосердствует... не мыслит зла» [6]. Это и есть подлинное спасение — освобождение от тирании собственного «я».
Список литературы
[1] *Послание к Римлянам*, 7:15, 24. Синодальный перевод.
[2] *Евангелие от Луки*, 22:42. Синодальный перевод.
[3] Мейстер Экхарт. *Духовные проповеди и рассуждения*. — М.: Издательство «АСТ», 2021. — С. 45. (Цитируется в адаптации и переводе).
[4] *Послание к Ефесянам*, 4:22-24. Синодальный перевод.
[5] Бердяев Н.А. *О рабстве и свободе человека*. — Париж: YMCA-Press, 1939. — С. 67. (Цитируется по современному переизданию).
[6] *Первое послание к Коринфянам*, 13:4-5. Синода
Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий
Свидетельство о публикации №225103100123
