Глава-8. Праздничное открытие Суэцкого канала

            http://proza.ru/2025/07/31/1481


            8.1. Праздничная процессия в Порт-Саиде.

            Чем ближе Айвазовский с дочкой и Владимир Александрович Соллогуб подходили к причалу, тем больше на пути к нему толпилось народу. Оказалось, что ожидалась праздничная процессия по случаю открытия Суэцкого канала. Причём в процессии должны были участвовать царствующие особы разных стран, прибывших в Египет на торжественную церемонию открытия.

            Они влились в толпу в первые ряды, чтобы поближе рассмотреть происходящее.

            – Иван Константинович, а мы же с вами приглашены на это празднество, как-то неудобно будет отсутствовать!? – проговорил Соллогуб.

            – А мы и не отсутствуем, Владимир Александрович, мы с вами тут как тут! – сказал Айвазовский и растянулся в улыбке.

            А вот и сама процессия. Впереди всех государей шла Императрица Франции Евгения с кедивом. За ними шествовали император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц и другие высокопоставленные персоны. Российскую делегацию возглавлял Великий князь Михаил и посол в Турции граф Николай Игнатьев.

            Николай Игнатьев, заметив наших героев, замахал рукой, подзывая их к себе. Айвазовский, Соллогуб и Жанна влились в процессию деятелей искусств, в которой шли Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсен. Дальше шли разные господа в блестящих мундирах, вышитых золотом и серебром.

            На песчаной площади между морем и городом, достаточно далеко от канала, который следовало освятить, были устроены официальные эстрады: одна для государей и для высших сановников, другая для разных официальных лиц. Напротив, были выстроены два возвышения: одно зелёного цвета для мусульманского духовенства, другое голубое для католического.

            Обе эстрады для духовенства по виду были совершенно схожи между собою: тех же размеров, той же высоты, даже наружные украшения были одинаковы; но внутреннее убранство в них было различно; в левой, мусульманской, была только одна небольшая будочка из зелёных ветвей, в то время как в правой, католической, был устроен большой алтарь, поставлены огромные золотые канделябры с зажженными высокими восковыми свечами.

            Мусульманская эстрада была занята всего пятью улемами – ;тремя стариками и двумя молодыми, одетыми в одежды различных цветов: красное, зеленое, черное, фиолетовое, голубое. У католического алтаря сгруппировалось множество аббатов, священников, монахов разных орденов, детей из хора. Две религии – ;восточная, мусульманская, и западная, католическая, предстали перед огромной толпой присутствующих зрителей рядом.

            Айвазовский цепким взглядом художника уловил несоответствия в оборудовании католического алтаря.

            – Владимир Александрович, смотри, вон крыша католическая увенчана полумесяцем! Что за дела!? – Айвазовский обратился к Соллогубу.

            Тот с удивлением посмотрел в нужном направлении и поперхнулся. Потом перевёл взгляд на улемов, которые не подавали признаков беспокойства.

            – Ну, у тебя Иван Константинович и взгляд, ничего не утаишь! Но лучше б ты этого не увидел, меня было чуть Кондратий не хватил!

            Сколько времени проходила церемония, наши друзья и не заметили, но устали прилично, слушая хвалебные речи выступающих и особенно аббата Бауэра. Пока тот не перечислил всех и всё, вплоть до Наполеона I, и от Христофора Колумба до Фердинанда Лессепса, не успокоился. Это бесконечное словоизвержение утомило их и всех присутствующих.

            Продолжение следует.
            Книга опубликована в Литресе.


Рецензии