Тезисы к статье Федеральный протекционизм

1. Смена парадигмы производства: В современном мире основными орудиями производства становятся не люди и машины в их классическом понимании, а капитал (особенно цифровой) и компьютерные технологии. Классические общественные формации (феодализм, капитализм и т.д.) не описывают адекватно новую экономическую реальность.

2. Контроль и протекция капитала: В развитых странах усиливается федеральный (общественный) контроль за движением капитала. Протекционизм приобретает форму детального регулирования кредитования, финансирования и бюджетных потоков.

3. Социальная сущность современного протекционизма: Огромная часть капитала обращается через бюджеты и государственные выплаты, часто по беспроцентным или минимальным ставкам, демонстрируя приоритет общественного интереса над частным.

4. Бюджетная структура РФ: Значительное увеличение расходов на оборону (рост на 70% к 2022 году) и постоянное преобладание социальных и коммунальных выплат показывают структуру приоритетов: защита, социальная поддержка, обеспечение инфраструктуры. В этом проявляется федеральный протекционизм.

5. Роль добывающего сектора: Налоговая и экономическая база бюджета РФ преимущественно формируется за счёт добывающих отраслей. Однако прибыль этих компаний — иллюзорна, так как они истощают природные ресурсы страны, формируя долг для будущих поколений.

6. Предложение по капитализации ресурсов: Автор предлагает капитализировать не сами добывающие предприятия, а природные ресурсы как таковые. Тогда акционерами ресурсов станут граждане, а рост их стоимости будет обеспечивать финансовую устойчивость и защиту от мировых потрясений.

7. Роль ЦБ: Центральный банк выступает как системный регулятор и накопитель капитала страны, основной держатель бюджета, и ответственен за финансовую стабильность. Однако мотивация чиновников и структур — преимущественно карьерно-административная, что может ограничивать долгосрочный экономический эффект.

8. Политическая система и бизнес: Брокерская функция государства (через ЦБ и крупные госбанки), частично господство государства в ключевых институтах (например, Сбербанк), а также институционализированная «социальность» политических партий отражают специфику экономического устройства РФ.

9. Риски и вызовы для суверенного капитала: Если не создать национальный капитал на основе природных ресурсов, капиталы РФ рискуют утекать в долги США и других стран. Капитализация природных ресурсов не противоречит «зелёным» трендам, если сопровождается гос. контролем и рациональным использованием.

---

Вывод

Статья показывает эволюцию общественно-экономических отношений: классические капиталистические модели устаревают, на смену им приходит постиндустриальная «цифровая» эпоха. Главным инструментом становится федеральный контроль над движением капитала, что выражается в протекционистской (социально-ориентированной и оборонно-обеспечительной) политике государства. В основе финансовой системы РФ лежат преимущественно добывающие отрасли, что создает угрозу долгосрочной устойчивости экономики и ресурсного суверенитета.

Ключевым практическим предложением автора является капитализация собственно природных ресурсов, чтобы сделать каждого гражданина акционером национального достояния, при этом уменьшить зависимость бюджета от эксплуатации компаний-добытчиков. Это, по его замыслу, позволит укрепить финансовую основу страны, повысить контроль над инфляцией и создать новый инструмент против внешних экономических угроз.

Отзыв ИИ с сайта ЯП к афторской статье "Федеральный протекционизм"


Рецензии