Метеорологи под немецкой бомбёжкой

МЕТЕОРОЛОГИ РЫБАЧЬЕГО ПОД НЕМЕЦКОЙ БОМБЁЖКОЙ

В неизвестных воспоминаниях

Всю войну техник-метеоролог Николай Витальевич Красавин обеспечивал наши войска и флот прогнозом погоды с метеостанций Вайда-губа и с мыса «Цып-Наволок» на полуострове Рыбачьем.

Фрагмент воспоминаний метеоролога Н. В. Красавина о работе метеослужбы в годы войны на полуострове Рыбачий: «Отечественная война меня застала на Рыбачьем полуострове, на гидрометеостанции Вайда-губа, начальником которой был в то время Яков Васильевич Бондаренко.
Случилось так, что к моменту нападения гитлеровской Германии на нашу Родину, мы оказались на станции только с товарищем Бондаренко и работали больше года.
Позднее, примерно в середине 1942 года, к нам прибыл третий работник Григорий Степанович Чубров…
В то время спрос на гидрометеорологические данные возрос, тем более с такой станции как Вайда-губа, находящейся на самом правом фланге Великой Отечественной войны. Помимо основных метеорологических и прибрежных наблюдений нам пришлось ежедневно проводить восемь дополнительных наблюдений, постоянно следить за штормовыми явлениями погоды, а позднее, для определения направления и скорости ветра в верхних слоях атмосферы, на станции были введены и шаропилотные наблюдения. Надо полагать, что нагрузка на каждого из нас была довольно значительной, но мы скоро научились правильно распределять своё время и выкраивали в сутки по четыре-пять часов для отдыха.
В первые годы войны, когда в воздухе господствовала вражеская авиация, нам, наблюдателям, много хлопот доставляли бомбардировщики. В лётную погоду они почти ежедневно появлялись с бомбовым грузом над этим маленьким посёлком и все его здания разрушили. Каким-то чудом уцелело только здание метеостанции. Несмотря на налёты вражеской авиации наш маленький коллектив не срывал ни одного наблюдения. При любых условиях наблюдения проводились и их результаты передавались в установленные сроки.
Были трудности и другого порядка. Довольно трудно было обрабатывать гидрометеорологические наблюдения, составлять отчётность, при отсутствии нормального освещения. А под нормальным освещением для того времени я понимаю керосиновую лампу. В первый год войны мы не всегда такими лампами пользовались, довольно часто нас выручала коптилка.
Надо было решать и хозяйственные вопросы. И в первую очередь обеспечить станцию топливом, причем своими силами, что в условиях Рыбачьего полуострова, при отсутствии древесной растительности, не так-то было просто. В этих вопросах был изобретателен начальник станции. В летние месяцы мы заготавливали и сушили торф и тем самым выходили из такого трудного положения…
За умелую организацию работы станции и обеспечение гидрометеорологическими данными частей Северного флота и советской армии начальник станции Яков Васильевич Бондаренко в марте 1943 года был награждён орденом Красная Звезда.

Позднее мне пришлось возглавлять на том же Рыбачьем полуострове коллектив станции «Цып-Наволок». На этой станции нам, наблюдателям, тоже пришлось пережить немало тревожных моментов. Здание станции в мае 1943 года было разбито бомбой, сброшенной с фашистского Юнкерса. К счастью, никто из работников станции серьёзно не пострадал. Казалось бы, обстановка была сложная: приборы выведены из строя, крыши над головой нет, но мы в первые минуты думали не столько о себе, сколько о том, чтобы обеспечить непрерывность гидрометеорологических наблюдений. Со временем устроили жилье мы сами. Командование гарнизона из развалин бывшего нашего дома построило для станции землянку, в которой станция и размещалась до конца Отечественной войны.

О годах работы на полуострове Рыбачий я всегда с уважением вспоминаю солдат, матросов, старшин, офицеров, которые неся тяготы войны, находили возможность оказать помощь и нам, работникам метеослужбы.».

Продолжение следует…
Владлен Дорофеев


Рецензии