Лучше сломать систему, которая растит фашистов
Идея, вынесенная в заголовок, звучит как радикальный манифест, но при ближайшем рассмотрении она оказывается трезвым и стратегическим подходом к решению проблем насилия и тирании. Убийство солдата на поле боя — это тактическая победа; уничтожение идеологии, которая его породила, — победа стратегическая. Упор лишь на силовое противостояние без анализа и разрушения питательной среды врага подобен борьбе с симптомами болезни, игнорируя её причину. Убивая «парочку или даже сотню» солдат, мы боремся со следствием, оставляя нетронутой систему, которая способна произвести на свет новые тысячи и миллионы.
Фашизм, нацизм или любой другой тоталитарный режим — это не просто скопление злых людей. Это сложный социально-политический организм, система, которая методично выращивает определённый тип личности. Эта система основана на милитаризации сознания, культе силы, поиске «образа врага» и подавлении критического мышления. Как отмечал философ Теодор Адорно в своём исследовании «авторитарной личности», предпосылки для фашистского мировоззрения формируются в условиях жёсткой иерархии, нетерпимости к инаковости и слепого подчинения авторитету[1]. Школа, пропаганда, общественные институты — всё работает на конвейерное производство «винтиков» для государственной машины, готовых ненавидеть и убивать по приказу.
Таким образом, солдат противника — это в первую очередь продукт этой системы. Его личность, ценности и моральные установки были сформированы и деформированы ею. Уничтожение такого солдата — это трагедия, умноженная на две: гибель человека и торжество машины, которая его создала и бросила в мясорубку. Писатель-фронтовик Виктор Астафьев с горькой пронзительностью писал о том, как война калечит души даже тех, кто сражается на «правильной» стороне[2]. Что уж говорить о тех, чьё сознание было исковеркано ещё до начала боевых действий? Победа, достигнутая исключительно ценой взаимного истребления, становится пирровой, ибо она не гарантирует, что через поколение из пепла не восстанет новая, ещё более жестокая система.
Сломать такую систему — задача неизмеримо более сложная, но и более фундаментальная. Это означает:
1. *Демилитаризацию сознания* через образование, культуру и открытый диалог.
2. *Деконструкцию пропагандистских мифов* и обеспечение доступа к объективной информации.
3. *Поддержку институтов гражданского общества*, способных противостоять государственному произволу.
4. *Создание экономических и социальных условий*, при которых человек не чувствует себя униженным и обездоленным, а потому менее подвержен влиянию популистов, спекулирующих на его бедах.
Исторический пример послевоенных Германии и Японии наглядно демонстрирует эффективность такого подхода. Союзники не ставили целью физически уничтожить всех немцев и японцев. Вместо этого была проведена глубокая денацификация и демилитаризация, пересмотрена система образования, наказаны главные военные преступники и созданы новые, демократические институты[3]. Это был трудный и долгий процесс «ломки системы», но именно он позволил превратить бывших врагов в мирных и процветающих соседей.
Безусловно, этот тезис не следует понимать как призыв к абсолютному пацифизму в момент прямой агрессии. Порой силовое сопротивление необходимо, чтобы остановить кровопролитие и защитить невинных. Однако даже в условиях войны стратегической целью должно быть не простое уничтожение живой силы противника, а подрыв основ, на которых стоит вражеский режим. Как писал Сунь-цзы, «высшая цель войны — победить, не сражаясь»[4], то есть сломать планы и волю противника к сопротивлению.
В конечном счёте, выбор между уничтожением солдат и уничтожением породившей их системы — это выбор между цикличностью и линейным прогрессом. Мир, купленный ценой «сотни» трупов, — это лишь перемирие перед следующей войной. Мир, построенный на руинах идеологии ненависти, — это шанс разорвать порочный круг. Ломая систему, мы не просто побеждаем врага сегодня — мы строим гарантию от его появления завтра.
Список литературы
1. Adorno, T. W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D. J., & Sanford, R. N. *The Authoritarian Personality*. Harper & Brothers, 1950.
2. Астафьев, В.П. *Прокляты и убиты*. — М.: Эксмо, 2010.
3. Дамс, Х., Фолькманн, У. (ред.) *Политика и культура в оккупированной Германии, 1945-1949*. — М.: РОССПЭН, 2013.
4. Сунь-цзы. *Искусство войны*. — Перевод и комментарии. СПб.: Азбука, 2018.
Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий
Свидетельство о публикации №225103100194
