Следы

Ну что ж, начнем, пожалуй. А начать следует с того, что в ночь на празднование Собора Архистратига Михаила, в начале месяца груденя, или по-другому - ноября, в калужской губернии выпал первый снег. Не знаем, как в других губерниях, но в калужской зима возвестила о своем скором приходе основательно, щедро рассыпав по лесам, полям и долинам мягкого, пушистого снега. Наутро снегопад прекратился, и серые тучи разлетелись в разные стороны, освобождая путь яркому приветливому солнцу. Ветер утих, напоследок немного поиграв поземкой. Так начался этот праздничный морозный день.

Яр и Свет в это время находились в урочище Ивановском, что под Боровском. Их маленькая уютная избушка стояла в тенистом ельнике чуть поодаль от бывшего села. Впрочем, тенистым он был вчера; сегодня же в лесу все сияло искрящейся на солнце белизной. Наскоро закончив свои обычные домашние дела, друзья оделись потеплее и вышли на прогулку.

С удовольствием вдыхая свежий, холодный и при этом какой-то молочный воздух, они шагали по первому снегу и любовались видом преображенных окрестностей. Сперва Свет и Яр побродили по Ивановскому, а затем углубились в лес. Вскоре начали попадаться первые следы. Вот здесь пробежала лисица, а там - белка. Через пять минут они заметили путь, по которому пробегал заяц. Друзья шли по неширокой просеке, которую потом пересекала другая тропа. Ее, конечно, не было видно, но они знали все окрестные дороги и тропинки наизусть, поэтому сразу определили, где она находится.

Выйдя на нее, Свет и Яр остановились. Перед ними были следы человека. Кто-то недавно прошел здесь в валенках в направлении большой лесной поляны, до которой было минут десять ходу. Свет посмотрел на друга и сказал:
- Как думаешь, кто мог здесь пройти?
- Наверное, кто-то из местных. В Ивановском сейчас обитает семь человек, кроме нас с тобой. Так что это кто-то из них, - ответил Яр, почесав бороду.
- А давай пойдем по следу и посмотрим, кто это.
- Что, Свет, очень любопытным стал? - усмехнулся Яр.
- Да не то чтобы очень... просто интересно. Может втроем побродим по лесу.
- Ну ладно, пошли, - согласился Яр.

Друзья повернули направо и пошли в том направлении, куда уводили следы. Разговаривая о том о сем, они вышли на лесную поляну и вдруг остановились как вкопанные, потому что в этом месте... следы закончились! В буквальном смысле слова. Как будто человек дошел досюда, встал и исчез. Дальше отпечатков валенок был только гладкий, ничем не потревоженный снежный покров.

- И как это понимать? - изумился Свет. - Ты когда-нибудь подобное видел?
- Нет, друже, ни разу, - на лице Яра было написано такое же удивление.
- Он что, сквозь землю провалился?
- Ну, нет. Если бы он провалился сквозь землю, то это бы было видно. Яма какая-нибудь была или дыра, а тут все ровно, - сказал задумчиво Яр.
- А что же тогда случилось?
- Должно быть какое-то объяснение, Свет.
- Конечно должно. А как иначе, - взволнованно говорил его друг. - Хм, а если он прыгнул далеко вперед?
- Так ведь не видно впереди никаких следов. Да и кто из местных может прыгать на такие расстояния?
- Отсюда не видно. Но я предлагаю посмотреть дальше, может, он приземлился за тем холмиком, - Свет указал на бугорок в нескольких саженях от них.
- Пошли, посмотрим.
Друзья прошли вперед, но за холмиком не было никаких отпечатков, свидетельствующих о том, что кто-то мог здесь приземлиться, и они вернулись назад. Тут Яр ухмыльнулся и высказал другое предположение:
- Знаешь что, Свет, вероятно, этот неизвестный человек просто попятился назад по своим же следам.
- Это мысль! - воодушевился Свет. - А как мы ее проверим?
- Надо осмотреть тщательно следы - он не мог наступать в свои следы с идеальной точностью. Где-то это должно быть заметно.
- Да, согласен. Ты только скажи мне, для чего ему это понадобилось? - улыбнулся Свет. Яр только развел руками.
- Такой способ передвижения не очень удобен. Можно оступиться и упасть, - продолжал Свет. - Но он нигде не упал. Мы бы это заметили. Получается, что наш друг пятился назад даже до того места, где мы наткнулись на его следы? Маловероятно. Но все же посмотрим.

Братья принялись внимательно разглядывать следы и вскоре пришли к выводу, что человек прошел здесь только один раз, в одну сторону - уж больно ровными и одинаковыми были эти следы.
- Так, значит, эта версия отпадает, - сказал Яр, когда они вернулись на поляну. - Что же с ним все-таки произошло?
- Давай строить догадки.
- Давай. Вот, например: этот человек дошел досюда и дематериализовался.
- С чего это вдруг? - засмеялся Свет. - Ты еще скажи, что произошла аннигиляция! Слишком фантастично.
- Ну а ты что думаешь?
- Я могу продолжить в этом же духе: он телепортировался с этого места в какое-то совсем другое место.
- Ха-ха! Тоже вариант. Я только не знаю никого из наших соседей, кто владел бы умением телепортироваться.
- Кроме тебя, никто не умеет, - заметил весело Свет.
- Ой, лучше не напоминай! - попросил Яр с кислым выражением на лице. - Я вроде бы делал все, как положено. Но в первый раз вместо домика деда Васьки обнаружил себя сидящим на крыше нашей избушки в обнимку с печной трубой. А во второй - когда хотел переместиться в дом Ефрема из Потресово - оказался ни с того ни с сего посреди лесного болота!
- Больше ты уже не экспериментировал! - смеялся Свет.
- Да. Двух раз мне вполне хватило.
Свет прекратил смеяться и сказал:
- А вдруг его забрали пришельцы на своей летающей тарелке!
- Ну, ты как скажешь - хоть стой, хоть падай! Для чего он мог им понадобиться?
- А я почем знаю? Забирают же они иногда людей для каких-то своих целей.
- Это случалось всего несколько раз, да и то не в наших землях, и давно уже очень.
- Это ни о чем не говорит... Ну, хорошо. А если его унесла баба-Яга?
- Как?
- Ты так говоришь, как будто не понимаешь. Пролетала тут в своей ступе, размахивая помелом. Он ухватился за помело и улетел вместе с ней.
- А где же логика, Свет? По-твоему получается, что не она его забрала, а он сам ее поймал за помело. Да и к тому же, если говорить серьезно, мы знаем, что ближайшая к нам баба-Яга живет в лесу за селом Уваровское. Это отсюда далеко, это - во-первых. А во-вторых - она давно уже не летает в своей ступе из-за проблем со зрением. Пилотирование у нее неважное, понимаешь?
- Ага. Значит, это был птице-бык.
- Я вижу, ты всерьез взялся за теорию улетания нашего незнакомца ха-ха!
- А другие идеи и не приходят в голову, Яр. Сам посуди: шел человек, оставляя, как полагается, следы на снегу, а потом вдруг - бац! И следы закончились. Что тут еще придумаешь?
- Согласен. Но с птице-быком ты явно ошибся. Допустим, он прилетел сюда из-под Вашутино - там он живет постоянно. Но он же громадный, Свет. И крылья у него большущие - один размах - пять саженей. Этот человек не смог бы на него взобраться, если бы птице-бык не опустился на землю. Соответственно: если бы он встал на землю, тут были бы следы его здоровенных копыт. Да и от взмахов его крыльев снег бы разметало в разные стороны - чего мы с тобой не видим.
- Согласен, это нелепое предположение... А помнишь, Яр, как мы чудесно летали на птице-быке над здешней округой?
- Еще бы! Такое не забывается. Полет был удивительным. Вся земля со всеми ее красотами как на ладони...
- Слушай, мне тут еще одна мысль пришла в голову...
- Не слишком ли много мыслей для одной головы?
- Ничего. Вроде бы помещаются. Так вот: а что, если к этому человеку подлетел кто-то на ковре-самолете? И они вместе улетели!
- Хм. В этом что-то есть. Но, как нам с тобой известно, последним действующим ковром-самолетом владеет ибн Хотубей из Аравии.
- Ибн Хоть убей! - с иронией вставил Свет.
- Так и знал, что ты это скажешь. Так вот, думаешь, он, ни с того ни с сего, мог здесь объявиться?
- А почему бы и нет? Кстати, информация может быть устаревшей. Кто знает, вдруг у кого-то еще появился ковер-самолет.
- Ладно, Свет, возьмем эту версию на заметку, - сказал, улыбнувшись, Яр. Потом он достал из кармана варган и присел на корточки. - Я немного поиграю. Авось музыка направит наши изыскания в нужное русло.
- Давай.

Друзья замолчали и стали слушать затейливые мелодии, извлекаемые Яром из этого диковинного инструмента. Минут через десять Яр вздохнул и произнес:
- Мне тут пришло на ум. Помнишь из Писания, как был восхищен на небо ветхозаветный Енох? А пророк Илия вознесся на небеса в огненной колеснице.
- Да, помню. Но эти случаи исключительны - они оба были праведниками. Можешь ли ты предположить, что кто-нибудь из наших соседей достиг такого же уровня святости?
- Ну... м-м...
- Вот и я о том же, Яр... В связи с Ветхим Заветом еще на ум приходит Лестница Иакова - она поднималась от земли до самого неба.
- Да, но по ней восходили и нисходили ангелы. Вряд ли обычный человек мог воспользоваться ею, чтобы подняться на небеса.
- Ну, тогда я даже не знаю, что еще можно предположить. Мои мозги раскинулись до Китая, - сказал Свет и устало махнул рукой.
- У меня тоже не осталось никаких версий происшедшего, - признался Яр.

И тут вдруг в тишине раздался сдавленный смех, а за ним непонятно откуда прозвучал знакомый голос:
- Ну, вы молодцы, братья! Столько вариантов перебрали - я аж удивился - но так и не догадались, что со мной случилось!
- Кто здесь? - воскликнули ошеломленные друзья.
Внезапно на том месте, где заканчивались загадочные следы, словно из воздуха возник собственной персоной Евдоким Петров - известный на всю округу мастер и изобретатель. Причем поза у него была не совсем обычная - он держал над головой большую шапку-ушанку причудливой формы.

Евдоким Петров - это достаточно полный невысокий человек с пышной золотистой шевелюрой и длинной, курчавой, такого же цвета бородой. Лицо у него круглое и румяное, с крупными чертами. На нем был надет просторный светлый тулуп, теплые порты и те самые валенки, следы которых изучали друзья. В его слегка насмешливом взгляде было заметно явное торжество.

- Евдоким! - громко выдохнули Свет и Яр. - Ты как здесь оказался?
- Так я уже давно тут стою на одном месте и слушаю ваши разговоры. Видите шапку в моих руках? Сие есть не простая шапка, а шапка-невидимка, на днях изготовленная мной по одному древнерусскому рецепту.
- Шапка-невидимка! - изумились друзья. - Вот это да!
- Получается, пока мы со Светом гадали, что все это значит, ты молча стоял на этом самом месте, вовсю потешаясь над нами?
- Да, Яр, я решил немного позабавиться и подшутить над вами, ха-ха! Сначала я просто шел по лесу, а когда заметил издали вас, то пересек вам дорогу, вышел на поляну и остановился в ожидании того, что вас заинтересует, кто это здесь прошел. Так и получилось.
- Да ты, Евдоким - шельма, как я погляжу, - смеялся Свет.
- А-то! - сказал самодовольно мастер. - Единственное, в чем я не был уверен: не захочется ли вам потрогать мои следы. Тогда бы вы наткнулись на мои валенки, и номер бы не удался.
- А ведь и правда, - сказал усмехнувшись Яр. - Но мы что-то не догадались. Ходили вокруг, уставившись на них как два барана.
- Древнерусский рецепт изготовления шапки-невидимки, - произнес Свет, - звучит довольно забавно. Где же ты раздобыл его?
- Так я вам и скажу, - проговорил иронично Евдоким. - У мастеров свои секреты!
- Ах вот как? Ну, тогда с тебя две больших, полных кружки пива за то, что так над нами подшутил, - сказал Свет.
- Точно, - обрадовавшись, поддержал друга Яр, - с тебя причитается, мастер!
- Пива, братья, к сожалению, нет, но...
- Но?
- Но есть достаточно медовухи, - торжественно произнес Евдоким.
- Так это же чудесно! - отозвались Свет и Яр.
- Что ж, тогда идемте.
- Шапку-то дашь примерить, дружище? - спросил Яр, когда они втроем пошагали в сторону Ивановского.
- Конечно. Без разговоров, - улыбнулся Евдоким.

Ну вот уже и не видно за заснеженными деревьями наших друзей. После себя они оставили на снегу множество следов. Через пару минут на поляну из зарослей вышел могучий лось. Подошел, понюхал следы и степенно пошел дальше своей дорогой. А какое ему дело до каких-то там следов...


Рецензии