В поисках культурного кода России

Вот ведь как получается – неолибералы восьмидесятых годов ХХ века, совершившие госпереворот 1991 года в СССР, под диктовку своих американских кураторов внесли в текст конституции новоявленной России строгий запрет на любую идеологию, которой могли бы возжелать придерживаться сотрудники государственных структур вкупе с рядовыми гражданами, а сегодня, в конце первой четверти XXI, российские неолибералы второй волны, которые по итогам более чем тридцатилетней разнузданной рыночной вакханалии столкнулись с массой критически-сложных проблем, проистекающих из основополагающей античеловечности капитализма, давно ставшие архаическими принципы которого эта ошалелая либерстая с фанатичной оголтелостью всеми силами пытается привить россиянам.

Оказалось, что без чётко определённой государственной идеологии преодолеть возникшие в большом числе проблемы преодолеть практически невозможно. Поэтому современные неолибералы, поминая недобрыми словами недорослей-младореформаторов в коротких штанишках, смотревших на мир в 1991 году через розовые очки, в настоящее время вынуждены не только напрягаться по выработке удобоваримого для сохранения в государстве своей абсолютной власти идеологического концепта, но и находить хитровывернутые варианты обозначения такого концепта какими-то новыми терминами, чтобы надзирающие над Россией оперуполномоченные мировой элиты не обвинили бы из в нарушении конституционного положения о запрете любой идеологии. Так, когда в конце 2021 года сотрудникам  внутриполитического блока администрации президента пришлось задуматься о выработке некоторой ценностной идеологии российского общества, такая идеология получила название – «государственное мировоззрение», по существу представляющее собой некое ценностное ядро, воспринимаемое обществом в качестве единой общепризнанной аксиомы.   

Эта единая аксиома включает в себя жизненные ценности, которые лежат в основе современной российской государственности. К ним относятся, к примеру, уникальность отечественной государственности, опыт борьбы российского государства с внешними захватчиками, общинный опыт народа и так далее. Сама же разработка системных мировоззренческих комплексных решений предполагает формирование правильных, крепких солидарных отношений граждан и государства в России. К данной разработке были привлечены профильные эксперты, в том числе из академической среды. В итоге появилась методологическая модель так называемого «пентабазиса», который состоит из пяти блоков: человек, семья, общество, государство, страна. Каждый блок «пентабазиса» был соотнесён и вполне определённой ценностной  позицией:

уровень страны – с «патриотизмом»;
уровень государства – с «доверием к общественным институтам»;
уровень общества – с «согласием»;
уровень семьи – с «традицией»;
уровень человека – с «созиданием».

Дабы определиться с культурным кодом России через пентабазис, рассматриваемый в качестве универсальной ценностной матрицы, были «пропущены» для понимания сходств-различий эпохи Романовых, Рюриковичей и целиком  двадцатое столетие. Такие же итерации были применены к Европе и Азии. Результирующий вывод состоял в том, что  «англосаксонские» и «азиатские» культурные основания России не подходят: первые предполагают активное действие человека в собственных интересах, а  вторые — исключительно в интересах коллектива. Россиянам же по преимуществу более характерно «действие для другого», что, собственно, с неолиберальной точки зрения и составляет основу культурного кода России


11.06.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии