Восстание тлинкитов в Русской Америке

Восста;ние тлинки;тов в Ру;сской Аме;рике — серия вооружённых выступлений индейцев-тлинкитов против администрации Российско-американской компании в Русской Америке в 1802-1805 годах.

Предыстория
Основные статьи: Русская колонизация Америки и Русская Америка
Первыми русскими мореплавателями, которые достигли берегов Америки считается экспедиция М. Гвоздева, которая в 1732 году встала на якорь у берегов Аляски. Русскими путешественниками В. Берингом и А. Чириковым был проложен маршрут от Камчатки до берегов Америки вдоль гряды Алеутских островов[1].

Освоением открытых территорий занялись русские пушные промышленники, привлечённые известиями о наличии на Алеутских островах «морского бобра» — калана[2]. Уже в XVIII веке тихоокеанское побережье Северной Америки стало местом соперничества России с Британской империей[3], Испанией[4] и США[5].

Вплоть до 1799 году власти Российской империи позволяли конкурирующим между собой компаниям сибирских предпринимателей заниматься пушным промыслом на Алеутских островах и материковой Аляске[6]. Многие из занятых в пушном промысле у Американского побережья были выходцами из Поморья. Команды кораблей комплектовались не только из русских, но и из коренных жителей Сибири, главным образом из числа ительменов, эвенков и якутов[7].

В 1799 году для целей более эффективного управления новыми территориями и осуществления на них пушного промысла году была создана Российско-американская компания (РАК)[8]. Отношения между Российско-американской компанией и государством были договором, по которому РАК получала русские земли в Северной Америке в 20-летнюю аренду с возможностью продления[9].

Коренное население Русской Америки
Ядро экономической системы Российско-американской компании составлял труд местного населения. Правление РАК сознательно применяла такую стратегию, не стремясь завозить большое количество поселенцев из континентальной России. Такой подход обосновывался тем, что охота на калана (мех которого был главным товаром импорта из Русской Америки), была сложным занятием, требующим особых навыков, которыми обладали только коренные жители Америки. Ни русские переселенцы, ни пушные промышленники из Сибири не обладали достаточными знаниями для эффективной добычи морского зверя[10]. До 80 % некоренного населения Русской Америки было занято в сферах администрирования, обороны, обслуживания кораблей и внешней торговли[11].

Администрация РАК разделяла коренных жителей Русской Америки на две большие группы: «зависимое» и «независимое» население. «Зависимое» население состояло из алеутов, кадьякцев (жителей о. Кадьяк), а также некоторых жителей континентальной Аляски, занятых в промысле РАК — чугачей и танаина. «Независимое» население было представлено индейцами-тлинкитами[12].

Основная масса аборигенных населения, занятого в пушном промысле РАК, состояла из «вольных алеутов», которым выплачивались деньги за добытые шкурки калана по фиксированной цене. В первое время некоторая часть алеутов, работавших на РАК, относилась к категории «каюров», которые по социальному статусу были сравнимы с рабами. Чаще всего каюры находились в порабощённом состоянии ещё до их приобретения или пленения Российско-американской компанией. Труд каюров никогда не играл существенной роли в экономической деятельности компании, а в 1820-е годы каюры были переведены в статус «сезонных рабочих», им также стали выплачивать жалованье[13].

Восстание тлинкитов в 1802 году
Причины восстания
Причины восстания тлинкитов прежде всего имели экономический характер. «Вольные алеуты», которые работали на Российско-американскую компанию, развернули интенсивный промысел каланов, который сократил возможности его добычи для тлинкитов. Шкурки каланов тлинкиты использовали для торговли с английскими и американскими купцами[14].

Американские торговцы, в свою очередь, шантажировали индейцев тем, что иностранные корабли скоро перестанут приходит к ним, потому как у тлинкитов не осталось пушнины. Многие капитаны американских судов использовали сложившуюся ситуацию для антирусской пропаганды. Так, экипаж корабля «Глоуб», останавливавшийся на зимовку в тлинкитском поселении в 1801—1802 годах прямо призывал индейцев к уничтожению Михайловской крепости[15].

Ход восстания
Разработка плана восстания проводилась зимой 1801—1802 годах в тлинкитском селении Хунцуву, где как раз в это время стоял на якоре американский корабль «Глоуб». Тлинкитским вождям удалось привлечь в антирусскую коалицию нескольких племён живших южнее, в том числе цимшианов и хайда-кайгани. Первоначальный план восстания заключался в том, чтобы дождаться момента, когда из Михайловской крепости выйдет «ситхинская» партия на промысел и атаковать укрепление крупными силами[16].


Русский военный шлюп «Нева», принимавший участие в Битве при Ситке
В мае 1802 года началось мощное восстание тлинкитов, стремившихся изгнать русских вместе с байдарочными флотилиями со своей земли и территориальных вод. Первая стычка на материке произошла 23 мая. В июне отряд в 600 индейцев под предводительством тойона (вождя) Катлиана напал на Михайловскую крепость (на острове Ситка). Они дождались, когда «ситкинская» партия отправилась на промысел, и атаковали крепость, в которой оставалось 15 человек[17].

Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова, возвращавшуюся в крепость с промысла сивучей. «Ситкинская» партия (165 человек) была атакована тлинкитами в районе пролива Фредерик в ночь с 19 на 20 июня и полностью разгромлена. Индейцы во главе с тойоном Скаутельтом врывались в дома, убили Василия Медведникова и других русских и алеутов, снимали скальпы с ещё живых жертв. Иностранных матросов интересовали в первую очередь бобровые шкуры в Верхней казарме. Приплывший в этот район немного позже английский бриг «Юникорн» (англ. Unicorn) капитана Генри Барбера (англ. Henry Barber) «выручил» чудом выживших русских. Капитан Барбер потопил пушкой одно индейское каноэ и заставил вернуть оставшихся в живых пленников (около 20 — в основном женщин и детей). Скрывая свои преступления, он предал индейцев, заковал в кандалы тойонов Котеляна и Скаутлельта. Барбер прибрал к рукам все русские бобровые шкуры, угрожая повесить тойонов на нокрее. За пленников (русских и алеутов) Барбер потребовал и получил у Баранова выкуп в виде бобровых шкур ещё на 30 000 рублей[18].

Утрата Ситки была тяжелейшим ударом для русских колоний и лично для губернатора Аляски А. А. Баранова. Общие потери Российско-американской компании составили 24 русских и 200 алеутов.

Противостояние
В форпост русской колонизации в Америке на острове Кадьяк в ноябре 1802 года прибыла шестипушечная бригантина «Св. Елизавета», что остановило индейцев от дальнейшего штурма русских колоний. В начале мая 1803 года Баранов послал галиот «Св. Александр Невский» в Новороссийск (на Аляске) к Ивану Кускову, где находился значительный русский гарнизон. Кусков отговорил Баранова от поспешной карательной экспедиции на год.

Зимой 1803—1804 годов индейцы напали на два русских разведотряда в бассейне реки Коппер.

Битва при Ситке
Основная статья: Битва при Ситке

План колошской крепости Шисги-Нуву («Крепость Молодого Деревца»), составленный Юрием Лисянским после Битвы при Ситке
В 1804 году Баранов двинулся из аляскинского Новороссийска на завоевание Ситки. В его отряде было 150 русских и 500—900 алеутов на своих байдарках и с кораблями «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». В сентябре А. А. Баранов достиг Ситки. Здесь он обнаружил шлюп «Нева» Лисянского, который совершал кругосветное плавание. Индейцы выстроили деревянную крепость, в которой засело около сотни бойцов. Русские, обстреляв из корабельных орудий поселение, начали штурм, который, однако, был отбит. Во время него Баранов был серьёзно ранен в руку. Однако осада и артиллерийские обстрелы продолжались. Осознав бесперспективность сопротивления, индейцы покинули свою крепость. В покинутом укреплении нашли около 30 убитых индейцев. 8 октября 1804 года над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Ново-Архангельск. Потери русской коалиции составили около 20 человек.

Падение Якутата
20 августа 1805 года воины-эяки клана тлахаик-текуеди (тлухеди) во главе с Танухом и Лушваком и их союзники из числа тлинкитов клана куашккуан сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских. Нападение тщательно спланировал и организовал Танух, который, пользуясь доверием, вошёл в крепость и убил начальника крепости, после чего согласно индейским преданиям по его сигналу «каждый воин убил своего русского». Из всего населения русской колонии в Якутате в 1805 г. погибло, по официальным данным, 14 русских «и с ними ещё много островитян», то есть союзных алеутов. Основная же часть партии вместе с Демяненковым, убедившись, что Якутат сожжён, отправилась в дальний морской переход и была потоплена в море налетевшей бурей. Тогда погибло около 250 человек. Спаслись только около 30 человек, которые в силу крайнего изнеможения отказались плыть в море, решили сдаться тлинкитам и двигались вдоль берега[19]. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжёлым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Дальнейшее противостояние

Новоархангельская (Михайловская) крепость. Резиденция Главного управителя Русской Америки
Лёгкая победа воодушевила и объединила тлинкитов, около 200 воинов на 8 каноэ решили по тому же плану, используя хорошую репутацию Тануха у русских, напасть на Константиновскую крепость в посёлке Нучек в Чугацком заливе. 70 воинов во главе с вождём прибыли в крепость на двух каноэ якобы для торговли и плясок с чугачами. Остальные остались ждать сигнала в устье Медной реки. Начальник крепости Иван Репин приветливо принял Тануха и разрешил пляски, чему были рады даже враги тлинкитов чугачи. Однако один невольник-чугач бежал от индейцев в устье Медной реки и, добравшись до крепости, сообщил об их планах Репину. Комендант принял меры, индейцы были приглашены на праздник в соседнюю деревню, и ночью чугачи, собравшись с силами, их вырезали. Взятый в крепости под стражу вождь зарезался. Немногие выжившие сообщили о провале основным силам. Испуганные тлинкиты, опасаясь нападения и несмотря на бурную погоду, бросились плыть через буруны далеко выдававшейся в устье реки банки. Каноэ были разбиты бурунами, большинство индейцев утонуло, доплывших до берега поголовно перебили чугачи. После этой неудачи начались распри между самими тлинкитами, и ослабленный потерями клан Тануха был истреблён[19].

В дальнейшем с индейцами удалось заключить перемирие, и РАК пыталась вести промысел в водах тлинкитов большими партиями под прикрытием русских боевых кораблей. Однако тлинкиты организованно выплывали на место промысла и открывали огонь из ружей, но не по людям, а по зверю, что делало промысел практически невозможным. Также они при удобных обстоятельствах перехватывали и исподтишка убивали одиночных служащих компании так, что доказать это было невозможно[19].

Результаты
В результате нападений индейцев были уничтожены 2 русские крепости и селение в Юго-Восточной Аляске, погибло около 45 русских и более 230 туземцев (ещё приблизительно 250 из партии Демяненкова стали косвенными жертвами конфликта в Якутате). Всё это на несколько лет остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки. Индейская угроза и в дальнейшем сковывала силы РАК в районе архипелага Александра и не позволяла приступить к систематической колонизации Юго-Восточной Аляски. Однако после прекращения промысла в угодьях индейцев отношения несколько улучшились и РАК возобновила торговлю с тлинкитами и даже позволила им восстановить родовое селение возле Новоархангельска.

Рецидивы противостояния
Рецидивы столкновений продолжались и после 1805 года.

Так, 4 (16) февраля 1851 индейский военный отряд с реки Коюкук напал на селение индейцев, живших у русской фактории Нулато на Юконе. Атаке подверглась и сама фактория. Однако нападавшие были с уроном отбиты. Потери были и у русских: погиб начальник фактории Василий Дерябин и были смертельно ранены служащий компании (алеут) и английский лейтенант Бернард, прибывший в Нулато с британского военного шлюпа «Энтерпрайз» для поисков пропавших участников третьей полярной экспедиции Франклина. Той же зимой тлинкиты устроили несколько ссор и драк с русскими на рынке и в лесу близ Ново-Архангельска. В ответ на эти провокации главный правитель Н. Я. Розенберг объявил индейцам, что в случае продолжения беспорядков он распорядится вообще закрыть «колошенский рынок» и прервёт с ними всякую торговлю. Реакция индейцев на этот ультиматум носила беспрецедентный характер: утром следующего дня они предприняли попытку захватить Ново-Архангельск. Часть из них, вооружившись ружьями, засела в кустах у крепостной стены; другая, приставив заранее заготовленные лестницы к деревянной башне с пушками, так называемой «Колошенской батарее», едва не овладела ею. К счастью для русских, часовые были начеку и вовремя подняли тревогу. Подоспевший на помощь вооружённый отряд сбросил вниз трёх уже влезших на батарею индейцев, а остальных остановил.

В ноябре 1855 произошёл ещё один инцидент, когда несколько туземцев захватили Андреевскую одиночку в нижнем течении Юкона. В это время здесь находились её управляющий — харьковский мещанин Александр Щербаков и двое служивших в РАК работников-финнов. В результате внезапного нападения байдарщик Щербаков и один рабочий были убиты, а одиночка разграблена. Оставшемуся в живых служащему РАК Лаврентию Керянину удалось бежать и благополучно добраться до Михайловского редута. Немедленно была снаряжена карательная экспедиция, которая разыскала скрывавшихся в тундре туземцев, разоривших Андреевскую одиночку. Они засели в бараборе (эскимосской полуземлянке) и отказывались сдаваться. Русские вынуждены были открыть огонь. В результате перестрелки пятеро туземцев были убиты, а одному удалось бежать[20].

Память
Спустя двести лет после сражения у крепости Шисги-Нуву, осенью 2004 года на территории Национального исторического парка Ситки была проведена официальная «церемония примирения» между индейским кланом киксади и Россией. В церемонии, согласно требованию клана киксади и благодаря сотрудничеству Службы национальных парков, Библиотеки Конгресса, российских историков и Культурного центра индейцев Юго-Востока Аляски, принимала участие проживающая в Москве И. О. Афросина — прямой потомок главного правителя колоний Баранова. Официальная церемония примирения проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлиана, установленным в 1999 году[19][21].


Памятник основателю Ситки А. Баранову в 2020 году был перенесён в музей
В июне 2020 года у памятника основателя Ситки А. Баранова, установленного в 1989 году, прошёл митинг местных жителей. Около 90 собравшихся требовали переноса памятника в другое место. Городской управляющий Дж. Лич заявил, что монумент может «оскорблять чувства представителей коренных народов»[22]. В июле городской совет принял резолюцию, в которой признаётся «неизгладимый вклад Александра Баранова в историю Ситки». «Однако также хорошо известно, что эта история связана с порабощением народа тлинкитов и алеутов для добычи меха, которая поставила на грань исчезновения использовавшихся для этого животных»[23].

В сентябре памятник был перенесён в городской музей[24]. Российское посольство в США выразило сожаление в связи с этим решением. Российский посол А. Антонов констатировал, что «история продолжает политизироваться» и связал перенос памятника с «захлестнувшей [США] волной осквернения и сноса монументам историческим личностям». Антонов напомнил, что под руководством А. Баранова на Аляске было построено свыше 200 поселений, открывались школы, библиотеки, храмы и промышленные предприятия. Кроме того, посол обратил внимание на то, что против переноса памятника выступала русская община Аляски. Петиция с просьбой о пересмотре решения городского совета, собравшаяся 6 тыс. подписей, не была принята во внимание властями Аляски[25].

Примечания
Окунь, 1939. Российско-американская компания, с. 10.
Окунь, 1939. Российско-американская компания, с. 11.
Окунь, 1939. Российско-американская компания, с. 15.
История Русской Америки, Т. 1, 1997, с. 286.
Болховитинов, 1990. Русско-американские отношения и продажа Аляски, с. 315.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 55.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 58.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 89.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 91.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 115.
Федорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: конец XVIII века — 1867 год. — М., 1971. — С. 46.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 117.
Виньковецкий, 2015. Русская Америка, с. 118—119.
Гринёв, 2018. Аляска под крылом двуглавого орла, с. 251.
Гринёв, 2018. Аляска под крылом двуглавого орла, с. 252.
Гринёв, 2018. Аляска под крылом двуглавого орла, с. 255.
Гринёв, 2018. Аляска под крылом двуглавого орла, с. 256.
Гринёв, 2018. Аляска под крылом двуглавого орла, с. 258.
Зорин А. В. Индейская война в русской Америке: русско-тлинкитское военное противоборство. — Курск: историко-культурный центр «Индейцы Северной Америки», Курский государственный медицинский университет, 2002. — 419 с.
Болховитинов, 1997, Глава 8. Русская Америка в 1850-е гг. РАК и Крымская война..
Gene Griffin. Cry Ceremony. Photograph (англ.). National Park Service (2004). Дата обращения: 21 марта 2019.
Памятник главе русской Аляски предложили убрать из основанного им города, РБК. Дата обращения: 27 ноября 2024.
Статую русского освоителя Аляски уберут из центра основанного им города, РБК. Дата обращения: 27 ноября 2024.
Статую главы русской Аляски перенесли в музей, РБК. Дата обращения: 27 ноября 2024.
Посольство выразило сожаление из-за переноса статуи главы русской Аляски, РБК. Дата обращения: 27 ноября 2024.
Литература
Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. — М.: Наука, 1990. — ISBN 5-02-008997-4.
Гринёв А. Аляска под крылом двуглавого орла. — М.: Медленные книги, 2018. — ISBN 978-5-87-444408-2. — ISBN 978-5-87444-408-2.
Зорин А. В. [Зорин, Индейская война в Русской Америке, 2017 Индейская война в Русской Америке: Русско-тлинкитское противоборство (1741—1821)]. — М.: Квадрига, 2017. — 376 с. с. — ISBN 978-5-91791-211-0.
История Русской Америки (1732–1867): В 3-х тт. / ответственный редактор: Н. Н. Болховитинов. — М., 1999. — Т. 2. Деятельность Российско-американской компании (1799–1825). — ISBN 5-7133-0976-2.
Black L. T. Russians in Alaska, 1732–1867 (англ.). — University of Alaska Press, 2004. — ISBN 1-889963-04-6. — ISBN 1-889963-05-4.
Виньковецкий И. Русская Америка: заокеанская колония континентальной империи, 1804—1867 / пер. с англ. С. Константинова; науч. ред. перевода А. Миллер. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — ISBN 978-5-4448-0286-1.
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Восстание_тлинкитов_в_Русской_Америке


Рецензии