16. 13 Понятие инструментального действия

 «Большую роль  в современных теориях мотивации играет понятие ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. Чем больше некоторое действие служит средством для достижения поставленной цели, тем выше его инструментальность  для данной цели. С учётом этого понятия В. Вроом предложил определять стремление человека к успеху в том или ином виде деятельности. По мнению автора, это стремление зависит от сочетания вероятности достижения привлекательных целей в заданной ситуации и ожидания того, что предпринятое действие на самом деле приведёт к достижению поставленной цели.

Поскольку в каждой ситуации для человека существует несколько привлекательных целей, к достижению которых с разной степенью вероятности могут привести различные действия, то общий итог будет выглядеть как сумма произведений привлекательности целей на инструментальность ведущих к ним действий. Чем выше этот итог или результат, тем сильнее мотивация, направленная на достижение цели. В целом в соответствии с концепцией Вроома процесс мотивации деятельности можно представить (следующим образом).

Поясним его. Для этого нам дополнительно понадобится ввести понятие ВАЛЕНТНОСТИ ДЕЙСТВИЯ. С помощью данного понятия мы будем обозначать тот факт, что одно действие может выполнять инструментальную роль по отношению к цели другого действия, то есть служит средством для её достижения. В отличие от этого под валентностью результата действия будем понимать его привлекательность   как возможного средства для достижения других целей. Человек обычно предпочитает выполнять такие действия, валентность результата которых в указанном смысле слова является наивысшей. К примеру, ученик желает поступить в престижный вуз и стать хорошим специалистом. У него впереди ещё два года до окончания школы, и он решает, как их наилучшим образом использовать: потратить  ли эти годы на углублённое изучение профилирующих предметов, знание которых в дальнейшем может ему понадобиться для того, чтобы стать хорошим специалистом по избранной профессии, или направить все усилия на подготовку к вступительным экзаменам в вуз. Первая система действий, если он действительно решил стать хорошим специалистом, выступит для него как обладающая большей валентностью, чем вторая, так как она в гораздо большей степени приближает его к намеченной цели.

В соответствии с рассмотренной моделью мотивации, для того чтобы предсказать, как поведёт себя в той или иной ситуации важно знать: 

- какое значение для него имеет достижение поставленной цели (Vj);

- как он оценивает свои шансы на успех (Eij) с точки зрения (а) инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий (Ijk); (б) своих способностей, связанных с выполнением данных действий (Cj). Максимальной сила мотивации (Fj) будет в том случае, если положительными и высокими окажутся все перечисленные переменные».

                Здесь не учтены влияния внешних обстоятельств и влияние общения с людьми.  Они могут быть благоприятными и неблагоприятными.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 406).
 


Рецензии