Культура России во 2-й половине XIX века

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры.
Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).
Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.
Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

1. Образование.

Система образования, сложившаяся во 2-й половине XIX века, в основных чертах сохранилась до 1917 года.
 
А) Начальное образование давали:
• государственные,
• земские и
• церковно-приходские школы.
 В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счёту и закону Божьему.
Повышению грамотности особенно способствовали земские школы.

Б)  Система среднего образования включала:
• гимназии и
• реальные училища.
В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков.
 В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В 1887 году так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет.

В)  Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования.
 Во 2-й половине XIX века были созданы университеты в Одессе и Томске.
Быстро росло количество специальных высших учебных заведений.
 Открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др.
Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения.
Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве и других городах.

***

В пореформенной России особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.
В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования.
С 60-х годов XIX века большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания.
В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.
Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами. В них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.
Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешёвое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа.
Особо следует отметить деятельность:
• И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и
• Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
В это время  значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
Развитию культуры и приобщению к ней широких слоёв населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемори¬альных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции.
Особое значение для русской культуры имели:
• Императорский Русский музей в Петербурге,
• собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и
• Музей изящных искусств в Москве.

2. Наука и техника.

Общественный подъём в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки.
 В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование).
 Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры.
 Оживились контакты русских учёных с их зарубежными коллегами.
Во 2-й половине XIX века в России активно развивались научные исследования в различных областях знаний.
Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров.
 В пореформенное время вырос авторитет университетской науки.
 Здесь возникли крупные научные школы.
 Труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание.
В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учёности не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учёности академической».
В стране возникли новые научные центры:
• «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863),
• «Общество русских врачей»,
• «Русское техническое общество» (1866).
Серьёзный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах.
 В 1872 году в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во 2-й половине XIX века (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.).
С деятельностью научных обществ связан созыв всероссийских съездов ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов.
Это была новая форма научной жизни, обусловленная развитием науки, всё более настоятельной необходимостью коллективного обсуждения научных проблем.
 Съезды способствовали обмену опытом, популяризации науки, распространению практики.
В России проводились и международные съезды учёных.
 Русские учёные избирались почётными членами европейских академий и научных обществ.

А)  Большие успехи были достигнуты в области математики и физики.

• Пафнутий Львович Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей.
 Он - один из основателей современной теории приближений.
 Сконструировал автоматическую счётную машину — арифмометр.
 Внедрял математические расчёты в военном деле.
 Он положил начало петербургской математической школе.

• Из неё вышло много талантливых учёных, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918).
 Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.
Он создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

• С. В. Ковалевская — 1-я в мире женщина-профессор, автор значительных трудов по теории дифференциальных уравнений.
Она открыла классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки.

• В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896).
Основоположник русской физической школы сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.
Ряд его исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии были использованы при создании современной электронной техники

Б)  Развитие физической науки определило успехи в электротехнике.

• Павел Николаевич Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока.
Лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира.

• Александр Николаевич Лодыгин изобрёл более совершенную лампу накаливания.
Он серьёзно усовершенствовал лампу накаливания, доказав пользу вакуума в стеклянной колбе, а позже – заполнения колбы инертным газом.
 Он использовал металлические нити, включая вольфрамовые.
Лампа накаливания Лодыгина была практически современной.
Также Александр Николаевич спроектировал автономный водолазный скафандр. Но предложенная им дыхательная смесь из кислорода и водорода не получила распространения (во многом из-за получения водорода путём электролиза, который требовал много электроэнергии).

• Михаил Осипович Доливо-Добровольский трудился над решением задачи передачи электроэнергии на большие расстояния.
Он работал над созданием трёхфазной системы электроснабжения. На её основе он изобрёл трёхфазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором типа «беличья клетка», трёхфазный асинхронный двигатель с фазным ротором и пусковым реостатом, искрогасительную решётку для выключателей, фазометр и стрелочный частотомер.

В)  Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа.
Александр Степанович Попов (1859—1905) в 1895 году на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов.
 Продемонстрированный им прибор - «грозоотмётчик» -  был по существу 1-й в мире принимающей радиостанцией.
Он был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
В последующие годы он создал более совершенные аппараты.
 Однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Г) Авиация.

• Морской офицер Александр Фёдорович Можайский (1825-1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полёт птиц, делал модели. А в 1881 году начал постройку самолёта с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с.
Официальных документов об испытании этого самолёта нет.
Судя по всему, попытка закончилась неудачно.
Однако изобретатель вплотную подошёл к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

• В последней четверти XIX века начал свои исследования К. Э. Циолковский, своими открытиями в реактивной технике предвосхитивший современные гигантские достижения в освоении космоса.

• «Отцом русской авиации» называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики.

Д) 60 - 70-е годы XIX века называют «золотым веком» русской химии.

• Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) разработал теорию химического строения органических тел, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

• Н. Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе.

• А. И. Каблуков написал основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.
 
• Во 2-й половине XIX века сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634—1907).
Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов.
 Д. И. Менделеев разработал периодическую таблицу элементов, которая систематизировала все известные элементы в соответствии с их химическими и физическими свойствами. Система не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.
На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда ещё неизвестных элементов.
 Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
А были ещё  исследования в области переработки нефти, получение из неё различных продуктов, применение химических удобрений, труды по народонаселению.
Д. И. Менделеев много думал о судьбах России. Её выход на путь экономического и культурного подъёма он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Е) Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) положил начало современному почвоведению.
 Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.
Мировую славу Докучаеву принесла монография «Русский чернозём».
Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Ж) Физиология,  биология и медицина.

• Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829—1915).
 Выдающееся значение имел его курс лекций «О животном электричестве» (т.е. о биоэлектричестве).
 В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики.
 Широкую известность получили его работы «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

• Деятельность другого всемирно известного русского биолога -  Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины.
Он — автор фагоцитарной теории иммунитета - открыл фагоцитоз (способность клеток поглощать твёрдые частицы, один из механизмов иммунной системы). 
В 1887 году Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института.
До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учёными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

• Н. И. Пирогов стал основоположником русской хирургии, начал применять анестезию при операциях.

• И. П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения.

• К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
Он первым детально исследовал механизм работы фотосинтеза, изучал физиологию растений и пропагандировал идеи Дарвина в России.

З) История.

• В 1851 году вышел 1-й том «Истории России с древнейших времен», написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьёвым (1820—1879).
 С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его «Истории».
Последний, 29-й, увидел свет в 1880 году.
 События были доведены до 1775 г.
Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьёв находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном её положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьёв, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

• Учеником С. М. Соловьёва был Василий Осипович Ключевский (1841—1911).
Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам.
 Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения.
 Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения.
Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

• Н. И. Костомаров - изучение народных движений, жизнеописание деятелей русской истории.

• А. А. Шахматов заложил традицию исследования древнерусских летописей.

И) География.

Особое значение имели достижения русских учёных в области географических исследований.
 Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца.
 Во 2-й половине XIX века их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

• Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семёновым-Тян-Шанским (1827—1914) - географом, статистиком, ботаником.
 Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань.
Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.
По его инициативе было предпринято многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

• П. А. Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.
В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

• Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.
Он несколько раз пересёк Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете.
Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских учёных во второй половине XIX века приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов.

• Это направление, начало которому в XVIII века положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888).
 Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке.
В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов.
16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется «берегом Маклая»).
 Русский учёный завоевал доверие и любовь местных жителей.
Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

• С. О. Макаров – изучение Северного Ледовитого океана.

Во 2-й половине XIX века русские учёные добились значительных успехов в разных отраслях знаний.
Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
Открытия российских учёных второй половины XIX века внесли значительный вклад в мировую науку, так как многие из них имели важное практическое значение.

3. Литература.

С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика.
Социальность и публицистичность  - отличительные черты литературы 2-й половины 19 века.
Именно в середине столетия были поставлены 2 болезненных русских вопроса:
• «Кто виноват?» (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и
• «Что делать?» (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).
Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений - современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои «вписываются» в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы.

Некоторые особенности литературы этого периода:
• Ведущим направлением  и методом  в литературном творчестве был критический реализм, а ведущими жанрами - роман и драма.
Писатели изображали жизнь во всех проявлениях, в произведениях не было и намёка на приукрашивание действительности.
• Стали популярными писатели-разночинцы: Н. Г. Помяловский, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников.
Они в своих произведениях затрагивали темы, о которых никогда не говорили до этого периода: влияние физического труда на становление характера, нравственное превосходство трудового народа над другими сословиями, живущими за счёт труда простых людей. 
• Произошёл расцвет литературной критики — достаточно вспомнить труды Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. Григорьева.
• В русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на 2-й план.
• Острые социальные проблемы становятся ключевыми для русских писателей в этот период. Появляются демократические романы и произведения, посвящённые жизни и быту рабочего класса.

На этом этапе своего развития реалистическое направление в литературе имело следующие черты:

• революционные настроения;
• психологизм, углубленное изображение переживаний персонажей;
• историзм, историческая точность повествования;
• образы новых людей, правдивое (реалистичное) изображение быта и его деталей, обычных героев в повседневной жизни;
• создание литературных типов характеров;
• вечные темы и проблемы, злободневность.

Русский социальный реализм проявился в разнообразии жанров, особенно в романе:
• философско-историческом (Л. Н. Толстой),
• революционно-публицистическом (Н. Г. Чернышевский),
• бытовом (И. А. Гончаров),
• сатирическом (М. Е. Салтыков-Щедрин),
• психологическом (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
• В конце столетия жанр рассказа дополнил и переосмыслил А. П. Чехов, стал новатором в жанре «лирической драмы».

А)  Одним из самых знаменитых произведений этой эпохи является роман Н. Чернышевского «Что делать?», который оказал существенное идейное воздействие на последующие поколения.
 Главной темой романа являются «новые люди» и особенности их морали и ценностей.
60-ые годы признаются периодом расцвета русской литературы - свои знаменитые произведения пишут:
 
Б)  И. Тургенев.
 Писатель развивал заложенную в начале века тему «лишнего человека», начинал с рассказов и повестей, все его шесть романов созданы с 1855 по 1877 год.
 Главные произведения:

• «Записки охотника» (сборник, 1847–1851 гг.)
• «Муму» (рассказ, 1852 г.)
• «Ася» (повесть, 1858 г.)
• «Дворянское гнездо» (1858 г.)
• «Отцы и дети» (1862 г.)
• «Рудин».

В) Фёдор Михайлович Достоевский.
Это человек очень необычной судьбы.
Судьба Федора Михайловича Достоевского очень напоминает его роман «Преступление и наказание». Молодой человек по фамилии Раскольников, который хочет вырваться из очень неприятной для него окружающей среды, молодой интеллектуал, студент, живущий в очень стеснённых жизненных обстоятельствах, решается на убийство неприятной женщины, старухи-процентщицы, а потом считает, что тысячей добрых дел он сможет искупить свою вину. Но план Раскольникова не сработал, ему пришлось убить не только старуху, но и ещё одного человека. Он попадает в полицию, раскаивается, становится совершенно иным человеком и приходит к богу, как к единственному образцу подлинной ценности в человеческой жизни.
Сам Достоевский прошёл через нечто похожее. Нет, он не убивал старушек, но был осуждён на смертную казнь за участие в кружке Петрашевского, причём его участие было весьма и весьма условное — он несколько раз прочитал письмо Белинского. Белинский был запрещённым автором в России, но вот это публичное чтение в кругу других революционно-настроенных молодых людей, молодых офицеров, (Достоевский был военным инженером) — это приравнивалось к преступлению против государства, и его приговорили к расстрелу.
В конечном итоге Достоевского вывели на эшафот, он должен был быть расстрелян, всё было так инсценировано, что один из участников этих событий, тоже приговорённый к смертной казни, даже сошёл с ума. Расстрела в действительности не было, потому что буквально в последнее мгновение всем осужденным объявили о том, что их смертная казнь заменена на каторжные работы. Достоевского отправили на каторгу, где он провёл 4 года, после чего был отправлен рядовым в линейные солдатские роты.
Жизнь этого человека нельзя назвать лёгкой, тем более, что в промежутках между этими страшными событиями он ещё и писал. И не просто писал, его произведения — это, по сути, сокровищница русской литературы. Достоевский раскрывает внутренние душевные переживания человека при помощи слова, что крайне сложно сделать.
Вторая половина жизни Достоевского была связана с поиском Христа в себе. То есть успокоения души, принятия окружающего таким, какое оно есть. Изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями.
Творчество Ф. М. Достоевского — это развитие психологического романа, экзистенциальной философии. Писатель стал первым представителем персонализма в русской литературе.

Лучшие романы:

• «Преступление и наказание» (1866 г.)
• «Идиот» (1869 г.)
• «Бесы» (1872 г.)
• «Братья Карамазовы» (1880 г.)

Достоевский обращается к теме страданий и трагедий.
 Писатель пытался показать, что если у человека нет достоинства, то это разрушает его душу.

Г)  В эти годы творил и другой великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой, чьи повести, романы и драмы до сих пор известны всему миру.
Одна из центральных фигур Золотого века русской литературы, Л. Н. Толстой максимально развил уровень критического реализма.
Этот выдающийся мастер слова, литератор, философ, автор религиозно-философского учения, главными принципами которого являются непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение (минимализм).

Главные произведения:

• Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1857 гг.)
• «Севастопольские рассказы» (1855–1856 гг.)
• «Война и мир» (1863–1869 гг.)
• «Анна Каренина» (1873–1877 гг.)
• «Воскресение» (1889–1899 гг.)

Он критиковал свою страну за очень многие вещи и, самое главное, был яростным противником войны во всех её формах.
Толстой был по образованию офицером-артиллеристом, причём по-настоящему боевым офицером, прошедшим две войны. Он два года воевал на Кавказе, причём в самый активный период боевых действий.
В конце своего творческого периода, когда он практически перестаёт писать, то становится ещё более значимым персонажем для российской интеллигенции: он становится мыслителем.
• Толстой говорит:
«Всякая война — это ужас и страдание, всякая война — это извращение человеческой природы, всякая война — это убийство, а все это противоречит человеку, противоречит человечности».
Его романы затрагивают наиболее острые проблемы нравственности, морали, незрелости человеческого общества, страстей. Самое главное в них — это глубоко русский человек. Толстой пытается понять природу русского человека, понять, кто же мы, почему мы такие разные. В романе Толстого «Война и мир», мы найдём огромное количество образов и это все люди самых разных сословий, от простых солдат — до высшей аристократии и вроде бы все они говорят на русском языке, но они люди очень разные, хотя что-то общее в них есть, какая-то общая русская жилка. Вот в этом и есть реализм Толстого.

Основным художественным направлением в 19 веке стал критический реализм.
Большой интерес уделялся к жизни человека. И большое стремление было бороться с пороками общества.

Д) И. А. Гончаров.
 
Ввёл новый тип персонажа, чья фамилия стала нарицательной, показал социальное явление, получившее название «обломовщина».

Наиболее известны 3 его романа:

• «Обыкновенная история» (перед периодом — 1847 г.)
• «Обломов» (1859 г.)
• «Обрыв» (1868 г.)

Е) В произведениях М. Е. Салтыков¬-Щедрина Россия представляется смешной, но страшной.
Он пытается заставить россиянина задуматься над тем, что его окружает и говорит: «Если мы это не изменим, значит, мы будем в этом жить всегда».
 Художественный приём, которым он писал свои произведения - гротеск.
• «Губернские очерки»,
• «Господа Головлёвы»,
• «Помпадуры и помпадурши»,
• «Дикий помещик» (1869 г.)
• «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869 г.)
• «История одного города» (1869–1870 гг.)
• «Премудрый пескарь» (1883 г.)

Ё)  С конца 70-х годов литературной деятельностью занялся Чехов Антон Павлович.
В рассказах А. П. Чехова созданы типажи провинциальных обывателей. Новаторским было использование приёма «поток сознания», в дальнейшем повлиявшего на развитие модернизма. Драматургию Чехова выделяет внимание к деталям и подробностям быта.
 Всего писатель создал около 900 произведений, в том числе:

• «Толстый и тонкий» (1883 г.)
• «Каштанка» (1887 г.)
• «Палата № 6» (1892 г.)
• «Человек в футляре» (1898 г.)
• «Дама с собачкой» (1898 г.)
• «Три сестры» (пьеса, 1900 г.)
• «Чайка».
• «Вишнёвый сад» (пьеса, написана позже — 1903 г.)

Его герои в произведениях - разорившиеся дворяне, студенты, люди с жизненными проблемами. Чехов изображал человека такого, какой он есть. Без приукрашиваний и выдумки.

Ж) Н. С. Лесков.
 
Произведения:
• «Леди Макбет Мценского уезда»,
• «На ножах»,
• «Соборяне»,
• «Запеча;тленный ангел»,
• «Очарованный странник».

З) Драматургия.

А. Н. Островский - основоположник современного русского театра.
Его самые известные произведения с 1850 года (из нескольких десятков пьес):

• «Бедность — не порок» (1853 г.)
• «Доходное место» (1856 г.)
• «Бешеные деньги»,
• «Лес»,
• «Волки и овцы»,
• «Гроза» (1859 г.)
• «Женитьба Бальзаминова» (1861 г.)
• «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.)
• «Бесприданница» (1878 г.)

З) Поэзия.

• Гражданская лирика:  Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»).
• Любовная лирика: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой.

Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева — около 400 стихотворений.
Это любовная лирика, стихотворения о природе, на политические темы.
Лишь некоторые из них:

• «О, как убийственно мы любим...» (1851 г.)
• «Эти бедные селенья» (1855 г.)
• «Умом Россию не понять...» (1866 г.)
• «Чародейкою зимой...» (1882 г.)

Лирика А. А. Фета также в основном посвящена природе и любви.
 Для нее характерно стремление уйти от повседневности в «светлое царство мечты».
 Наследие — 211 стихотворений в период с 1832 по 1892 гг.

• «Шёпот, робкое дыханье...» (1850 г.)
• «Первый ландыш» (1854 г.)
• «Ещё весны душистой нега...» (1854 г.)

Н. А. Некрасов разделял революционно-демократические взгляды, был редактором одних из самых влиятельных литературных журналов своего времени: «Современник» (1847–1866 гг.) и «Отечественные записки» (1868 г.).

• «Поэт и гражданин» (1855 г.)
• «Однажды, в студёную зимнюю пору...» (1861 г.)
• «Кому на Руси жить хорошо» (последняя поэма и главное произведение, 1863–1877 гг.)

Литература 2-й половины XIX века была тесно связана с общественной жизнью того времени и взаимно оказывала на неё влияние.
Писатели изучали волнующие страну процессы с помощью новых сюжетов и персонажей, завуалированная подача позволяла обходить цензуру.

В истории литературы 1850–1900 годы имеют следующее значение:

• часть Золотого века русской литературы;
• отражение общественных и исторических преобразований;
• развитие «вечных тем»;
• основа жанров и направлений XX века.

Произведения русской литературы 2-й половины XIX века входят в золотой фонд мировой литературы. Имена Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Лескова известны и любимы во всём мире, их произведения считают высшим образцом искусства художественного слова.
По словам немецкого писателя Томаса Манна, русская литература «и вправду одно из чудес духовной культуры».
Русская литература 2-й половины XIX века — это период, который принёс множество выдающихся произведений и незабываемых литературных фигур.
Это время, когда на первый план вышел реализм, писатели стали многогранно отражать в разных литературных жанрах сложные социальные и политические реалии своего времени, а также внутренние моральные и философские проблемы.
В это же время идеология народничества, основным принципом которой была близость к народу, вызвала взрыв интереса у молодых поколений писателей.

4. Живопись.

В середине XIX века в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм.
Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда «застряв» в классицизме.
Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как «бунт четырнадцати».

 В 1863 году все сильнейшие ученики (среди которых были И. Н. Крамской, К. Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. Они сделали это  после того, как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы. И всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг – «Пир в Валгалле», либо на тему «Освобождение крестьян», трактовавшуюся исключительно верно-подданически.
Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадёжными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии «протестанты» организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодёжи.
 Организатором артели выступил И. Н. Крамской.
Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась.
Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.
С выходом «четырнадцати» авторитет Академии был сильно подорван.
Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества).
По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств.
Здесь обучались многие выходцы из низших сословий.
Училище закончили А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.
В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.


А) Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов.
 Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого.
Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу.
• Громкую скандальную известность получила завершённая в 1861 году картина «Сельский крестный ход на Пасху».
 Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчёркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла.
Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг.
Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей.
Скандальность «Сельского крестного хода на Пасху» была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать.
• Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова – «Чаепитие в Мытищах».
Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провёл за границей.
 Однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства, вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу.
Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времён начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества).
После возвращения он создает лучшие свои работы:
• «Проводы покойника» (1865 г.),
• «Тройка» (1866 г.) и
• «Последний кабак у заставы» (1868 г.).
Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.
• В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов.
 По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры.
Среди них, прежде всего, необходимо назвать портреты А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского.
В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.
Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры («Сельский крестный ход на Пасху») к социальной драме («Тройка»), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства 2-й пол. XIX века неразрывно связан был  с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.
 В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель – «знакомить Россию с русским искусством».
Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города.
«Передвижничество» было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок.
Большую помощь передвижникам оказал П. М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения.
Позднее термины «передвижник», «передвижничество» зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Б) Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому.
Главное место в его творчестве занимал портрет.
Лучшими его работами в этом жанре считаются:
• автопортрет (1867 год) и
• портрет Л. Н. Толстого (1873 год).
Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи 2-й пол. XIX в.
Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин.
• Одна из наиболее известных – «Христос в пустыне» на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

В) Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге.
Его творчество представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве 2-й пол. XIX века.
 Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства.
Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал.
• В картине «Тайная вечеря» (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя.
• Эту же тему продолжили картины «Что есть истина?» (1890 г.) и «Голгофа» (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л. Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.
Н. Н. Ге отдал дань и историческому жанру.
• Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства.
• В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А. И. Герцена, Л. Н. Толстого, автопортрет.

Г) Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского.
• Он рисовал жизнь самых разных слоев русского общества («Крах банка» и др.).
• Лучшая картина художника – «На бульваре» (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжёлой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.
• «Осуждённый», «Узник», «Вечеринка».
• «Призыв Кузьмы Минина».

Д) Убеждённым передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко.
• «Кочегар» (1878 год),
• «Заключенный» (1878 год).
• В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна («Студент» и «Курсистка»), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников.
• Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П. А. Стрепетовой (1884 г.).

Е) Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин.
 Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев.
Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба её рядовых участников, героизм и страдания русских солдат.
Широко известны его картины:
• «Апофеоз войны»,
• «Торжествуют»,
• «Смертельно раненый»,
• «Перед атакой. Под Плевной.»,
• «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.»,
• «На Шипке всё спокойно»,
• «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».
Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи.
Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Ж) Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своём творчестве Илья Ефимович Репин.
• Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина «Бурлаки на Волге».
Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.
• 80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина «Крёстный ход в Курской губернии» вновь (как и «Бурлаки» в 70-е гг.) стала новаторской.
Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все её сословия и классы.
Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности.
 В «Крестном ходе» народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое.
• Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы.
Ей посвящены картины «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали».
• Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью.
 Так, сюжет картины «Иван Грозный и сын его Иван» навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым.
«Запорожцы», наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

З) Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внёс Василий Иванович Суриков.
Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности.
• В 1881 году им была создана картина «Утро стрелецкой казни».
Суриков изображает не саму казнь, а последние напряжённые моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины.
• В 1883 году Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Холодный и тёмный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, «полудержавного властелина», брошенного с семьей в сибирскую ссылку.
• Крупнейшей работой Сурикова стала «Боярыня Морозова» (1887 год).
 В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи.
 Показан момент, когда неукротимую противницу «никонианства» Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу.
Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины.
• Из поздних работ Сурикова можно назвать «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

И) Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова.
 По его собственным словам он был историком «несколько на фантастический лад».
Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты.
• Сюжет его первой большой картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.) навеян «Словом о полку Игореве».
 Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности.
• С особой силой это проявилось в картине «Богатыри» (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д.
• Если «Богатыри» олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то «Алёнушка» (1881 г.) - это тонкая лирика.
• «Витязь на распутье»,
• «Иван Царевич на Сером Волке».

К) Одним из лучших русских пейзажистов конца 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов.
Наиболее известные его картины:
• «Грачи прилетели» (1871 год) и
• «Проселок» (1873 год).
Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина «Грачи прилетели» знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа.
 В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Л) Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым.
 Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника.
• В «Московском дворике» (1878 год), «Заросшем пруде» (1879 год) передана особая поэзия тихих уголков русской природы.
 Как и Саврасов, Поленов был большим педагогом.

М) Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи.
Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг.
• Наиболее характерными его работами могут считаться «Рожь», «Сосны, освещённые солнцем»,
• и, наконец, наиболее знаменитая – «Утро в сосновом лесу».

Н) Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников.
Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг.
В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое.
 Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах.
Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества:
• «После дождя. Плёс» (1889 год),
• «Свежий ветер. Волга» (1895 год). В этой работе заметно влияние французских импрессионистов.
• «У омута»,
• «Золотая осень»,
• «Тихая обитель».

О)  Реалистичные морские пейзажи, наполненные драматизмом, писал выдающийся художник-маринист Иван Айвазовский.

5. Театр.

Во 2-й половине XIX века активно разви¬валось театральное искусство.
• Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Че¬хова, А. М. Горького.
• В московском Малом театре блистала плеяда замечательных ар¬тистов (М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова).
• В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основа¬ли Художественный театр, ставший центром театральной жизни Мо¬сквы.
 
Ко 2-й половине XIX века театральное искусство окончательно завоевало сердца россиян. В театр ходили все, от императора до простых обывателей.
Спектакли ставили не только в губернских, но даже в уездных городах.
Повсюду собирались самодеятельные труппы.
В Петербурге внимание публики привлекал Александринский театр — здесь впервые покажут «Грозу» А. Н. Островского, здесь обернётся грандиозным провалом «Чайка» А. П. Чехова, здесь будет ставить смелые эксперименты В. Э. Мейерхольд.
Главной звездой Малого театра 1870–1890-х гг. стала Мария Николаевна Ермолова (1853–1928).
 Её отец, служивший в театре суфлёром, отдал дочь в балерины. Способностей к танцам у Марии не обнаружилось, зато она участвовала во всех самодеятельных театральных постановках. В 1866 году девочке дали шанс — эпизодическую роль в одном из спектаклей Малого театра. Она провалилась. Новая возможность представилась в 1870 году, когда Ермоловой предложили сыграть в спектакле по пьесе Г. Лессинга «Эмилия Галотти». В те времена женщина могла быть исключительно комедийной актрисой, но Ермоловой удалось сломать этот стереотип, став непревзойдённой Катериной из «Грозы», Вассой из одноимённой драмы М. Горького, Ларисой из «Бесприданницы».

6. Кино.

 На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность.
Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г.
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы.
 
7. Музыка.

 Во 2-й половине XIX века окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа.
В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой».
Её организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев.
 В 1866 году, после кропотливой работы он издал «Сборник русских народных песен».
В состав «Могучей кучки» входили:
• М. П. Мусоргский,
• А. П. Бородин,
• А. Римский-Корсаков,
• М. А. Балакирев,
• Ц. А. Кюи.

А) В 1873 году была поставлена «Псковитянка» - 1-я опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908 гг.).
Она занимает особое место в его творчестве.
По силе и глубине музыкального драматизма «Псковитянка» превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки.
 Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка «Псковитянки».
 С особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече.
Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты.
Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки», грустной сказки о весне и первой любви.

Б)  Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881).
Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу.
В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу «Борис Годунов» (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.
Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.
Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму «Хованщина» (из эпохи стрелецких бунтов).
 Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение.
 “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

В) «Князь Игорь», единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833—1887), была поставлена после его смерти.
Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.
Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та лёгкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали «Богатырской»).
 Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность «Могучей кучки» - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 - 70-х годов.
С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка»  окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Г) Петр Ильич Чайковский (1840—1893) не входил в «Могучую кучку».
Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе.
• Его опера «Евгений Онегин», написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание.
• Великолепны его симфонические поэмы («Ромео и Джульетта» и др.)
• Из симфоний особо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии.
• Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

К концу XIX века появилось новое поколение композиторов, среди которых Сергей Танеев, Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин.
Известность приобрёл пианист и дирижёр Николай Рубинштейн.
 В 1866 году он возглавил Московское отделение Русского музыкального общества и стал директором Московской консерватории.

Во 2-й половине XIX века началось изучение народной музыки различных национальных регионов, активно развивалась их новая музыкальная культура.
• Так, украинец Николай Лысенко написал оперы «Наталка-Полтавка», «Тарас Бульба», «Тарас Шевченко».
• А армянский композитор Тигран Чухаджян создал 1-ю армянскую оперу «Аршак 2-й».
• 1-й грузинской оперой стала «Тамара Коварная» Мелитона Баланчивадзе.

Музыкальное искусство второй половины XIX века отличалось жанровым разнообразием.
Появились такие жанры, как симфония и инструментальный концерт.
Популярным оставался жанр романса.
Своего совершенства достигло оперное искусство.
На сценах Мариинского и Большого театра блистали Осип Петров, Елизавета Лавровская, Дарья Леонова, Павел Хохлов, Богомир Корсов.
Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова.

8. Скульптура.

А) Наиболее значительным русским скульптором 2-й половины XIX века был Марк Матвеевич Антокольский.
В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным.
 Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике.
• В 1870 году он закончил статую «Иван Грозный» в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести.
• Вскоре (1872 год) он создает новое значительное произведение - статую «Пётр Великий» (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора).
Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа.
Впоследствии М. М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).
• Скульптурные  портреты:  «Нестор-летописец», «Ермак», «Ярослав Мудрый».

Б) Михаил Осипович Микешин прославился как автор таких знаменитых произведений, как:
• Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) - представляет собой шар-державу, установленный на постаменте в виде нижней части колокола. Памятник отлит из бронзы, его высота составляет около 16 м, диаметр в основании — 9 м, вес — 100 тонн.
Памятник состоит из трёх ярусов: на верхнем — ангел с крестом, благословляющий женщину. На среднем — шесть ключевых сцен русской истории: призвание варягов, Крещение Руси, изгнание монголо-татар, правление Ивана III, воцарение Романовых и основание Российской империи. На третьем ярусе находятся горельефы 109 исторических персонажей: правители, просветители, полководцы, деятели культуры. Памятник пережил революцию, но был разрушен в годы Великой Отечественной войны, а затем бережно восстановлен.

• Памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и
• Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 год).

В) Александр Михайлович Опекушин известен, прежде всего, как автор памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 год) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

9. Архитектура.

 Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России.
Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы.
 
Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей.
 Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства.
 Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые «хозяева жизни» не обращали внимания на такие «мелочи», как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д.
В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены были многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.
И всё же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры середины – 2-й половины XIX века.
Прежде всего они обусловлены прогрессом техники.
 Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др.
Появляются новые строительные материалы: бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было «ретроспективное стилизаторство», т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого.
Для второй половины XIX века было характерно разнообразие направлений и смешение стилей.

А) Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования.
• Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма.
• Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко.

Б) К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (здание Зоологического музея в Москве (1896 год).

В) По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля.
 Постепенно «рус¬ский» стиль стал преобладать.
Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как:
• Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В. О. Шервуд),
• Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А. Н. Померанцев),
• Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д. Н. Чичагов).
• Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова («Спас на крови») (1883 – 1907 гг., арх. И. В. Макаров, А. А. Парланд).

«Русский» стиль просуществовал недолго.
На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Таким образом, 2-я половина XIX века - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.
Наиболее успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре.
Вместе с тем, не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции её от остального мира.
Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание.
Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур.
Многие отечественные учёные были почётными членами европейских академий и научных учреждений.
Имена русских путешественников остались на географической карте мира.


Рецензии