О Всемирном потопе и конце Света
Кратко коснемся истории, предшествующей этим событиям. После изгнания из рая, праотцы поселились на земле, напротив Эдема, то есть на западе земли. У них появилось многочисленное потомство от Каина и Сифа – третьего сына Адама и Евы. Первых стали называть каинитами, а последних – сифитами или сифианами, по именам их прародителей. Потомки Каина после убийства Авеля, размножились и положили начало всем ремеслам, скотоводству, земледелию и развлечениям (Быт.5:21), то есть заложили основы будущей цивилизации. Кстати, Ноема – дочь Лемеха из потомков Каина, как считают библеисты, была родоначальницей древнейшей в мире женской профессии. Потомки Сифа в лице Еноса и его детей сохранили благочестие и верность Богу: «начали призывать имя Господа» (Быт.5:26). Со временем каиниты размножились, но не ведая Бога, пустились во все тяжкие и мерзкие дела. Сифиты, как можно предположить, жили отдельно от своих сородичей и именовались «Сынами Божиими» как сохранившие верность Богу.
О последующих событиях рассказывает Книга Бытия: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:1-4).
В буквальном смысле это означает следующее. Люди размножались и племена смешивались. Поврежденная грехом человеческая природа гораздо легче усваивала зло и пороки, чем сохраняла остатки добродетели и святости. Потомки Сифа вступали в беспорядочные связи с дочерями каинитов и зло стало размножаться во вселенском масштабе, поскольку женщине всегда легче склонить мужа к пороку, чем сохранить чистоту. Еще была свежа в них кровь Евы, породившей первый в мире женский соблазн. В силу этого, нравственные преграды и божественные качества в человеке стали умаляться и зло беспрепятственно завладело миром, причем не только человеком, но и природой. Исполнилось обетование Божие: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3:18). Под угрозой оказалось само существование человека как образа и подобия Божьего, а значит и весь Промысел Домостроительства.
Когда гангрена начинается распространяться, хирург удаляет поврежденный член, чтобы сохранить жизнь больному. Такое же «хирургическое» вмешательство пришлось применить и Богу. И тогда, как говорит Библия: «увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7).
Важно понимать, что Бог по Своей природе лишен всяких чувств и страстей, и соответственно не может гневаться и раскаиваться. Поэтому речь идет о неприятии зла Божеством и отторжение его от лица Божия как чужеродное тело. Причем, не имеет значение кто является носителем зла – человек, животное или растение, поскольку тлению и смерти подверглись все. И тогда Господь находит среди развращенного народа единственного не поврежденного злодеяниями Ноя с семьей и предопределяет ему быть родоначальником новых людей в обновленном мире: «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт.6:13-14). Здесь важное значение имеют слова: «земля наполнилась от них злодеяниями». Этим Бог подчеркивает, что в гибели всего живого виновен человек, ибо из-за его падения подверглась проклятию земля, но не прямом смысле. Речь идет о следующем.
Сотворение земли, флоры и фауны предназначалось для жизни человека и украшения рая. В природу всего сущего заложено стремление к Богу. Это касается и земли, и разумной твари. Согласно учению Аристотеля и древних Отцов, всякое движение не беспричинно, и своим началом и завершением имеет Причину их породившую: любая вещь наделена стремлением к Создателю и влечется к Нему скрытыми в ней энергиями. У живых тварей это выражено на уровне инстинктов и жизненной силы, у неодушевленных вещей энергией их породившей. Характерно, что душу, как жизненную силу, имеют животные, растения и прочие микроорганизмы, вплоть до микробов и клеток. Весь первозданный животный и растительный мир поддерживался благодатью Божьей, исходившей через Адама. После падения сила благодати умалилась и грех, поразивший праотцов, перешел на весь тварный мир: «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11-12).
Для обновления жизни нужен был не только благочестивый Ной с семейством, но также свободные от проклятия флора и фауна. Все земля была поражена грехом, словно вещи покойного погибшего от чумы. Поэтому Господь решает: «Наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17). Для возрождения флоры и фауны нужны были чистые животные и растения, и тогда Бог велит Ною: «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (Быт.6:19-21).
«Всякая пища, какою питаются» звери – это растительный мир, семена будущей флоры новой земли. При внимательном изучении текста нельзя не заметить, что допотопные звери не пожирали друг друга, поскольку хранили в своей природе инерцию рая. По этой же причине люди не ели мяса. Бог прямо указывает, что скот, гады, птицы и люди питались одной пищей, а значит животные не были хищниками, иначе их совместное пребывание в ковчеге было бы невозможно. И с этого момента начинается самое сокровенное учение о тайне Всемирного потопа. В Книге Бытия сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2:19-20). Возникает вопрос: а кто дал имена всем тварям в морях, океанах и иных водах сущим? Об этом в Библии нет ни слова. Я не нашел ответ на этот вопрос ни в одном открытом источнике. А ведь – это величайшая тайна, суть которой в следующем.
Как я сказал, сотворения рая, животного и растительного мира имело целью не только благобытие человека, но и эволюцию, то есть непрестанное восхождение к Богу. Не только Адама с Евой должны были совершенствоваться, но и все живое. Вспомним апостола Павла, который видел на Третьем небе то, что словами описать невозможно. А ведь это был не только ангельский мир, но и рай. Но рай совершенно иной, обновленный, лучше и прекраснее прежнего, а значит райская эволюция завершилась и новый Эдем ждал Нового Адама. После грехопадения земля стала деградировать. Все прекрасное бывшее в раю утратило свои формы, внешний вид и свойства. То, что должно было возвышаться в развитии, стало приземляться в падении – в прямом и переносном смысле. Твари Эдема изменились до неузнаваемости по виду и по сущности. На момент Всемирного потопа, многие из них уже не могли пребывать на земле. Поэтому, когда пришла большая вода, часть животного мира погрузилась в океан, где, утратив первозданный облик, адаптировалась к водной среде. Соответственно, названия морских и речных существ – отражают имена тех зверей, птиц и скотов, которых Бог приводил к Адаму в раю.
Характерно, что в Библии нет ни слова о том, что Ной взял в ковчег морскую и речную живность. Если допустить, что книга Бытия об этом не упоминает, поскольку они и так могли жить в воде, то это будет противоречить законам природы: морская и пресная вода – слишком разные среды обитания для одних и тех же существ. Напомню, что в те дни и вода морей покрывала землю, и дождь с небес не утихал. Кроме того, вряд ли Бог решил спасти одних «по родам их» и отказать другим. В этом уже не логика Бога, а человека. Следовательно, до Потопа не было тварей, обитающих в воде. Об этом же свидетельствует девятая глава Книги Бытия: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:2-3). Здесь под словами «все рыбы морские» впервые упоминаются как морские животные, так и рыбы как надкласс вообще. Другими словами, Господь показывает, что водная среда станет источником пищи для человека.
Итак, мы видим, что во времена Ноя вся фауна была земной и воды не знала. Конечно, это только мои предположения, но опровержения я им не нашел нигде. Можно заняться ономастикой и проследить происхождение имен морских существ и рыб, но это уже выходит за рамки беседы. Если признать теорию инволюции верной, то напрашиваются следующие выводы. Вопреки мнению дарвинистов, во-первых, не из воды вышли существа, положившее начало видам и родам, а наоборот – представители допотопной фауны были смыты водой, где, изменившись, и поныне пребывают в мировом океане; во-вторых, и это самое главное, – не человек произошел от обезьяны, а обезьяна – жалкий плод распутства допотопных людей-зоофилов. Проявлений этой мерзости хватает с лихвой и в наши дни: иначе, как подобное влечение объяснить?
Если так подходить к теории Дарвина, то все становится на свои места и переходного звена в эволюции человека искать не нужно. По сути, ее никогда и не было, поскольку мир не развивался после спасения Ноя, а деградировал, неизбежно приближаясь к Апокалипсису. Не может быть эволюции от хорошего к плохому, а рай был всяко лучше проклятой земли. Поэтому цивилизация и прогресс, по своей сути, – не развитие, а регресс, превращение благого и чистого в губительное и ничтожное. И только после Потопа началась эволюция Дарвина. Ужасные звери – бронтозавры, динозавры, тираннозавры, птеродактили и прочие выползли из океана и захватили землю, положив основу новым видам животных. Пример тому современные крокодилы и ящеры. Потомки обезьяночеловек от исполинов (Быт.6:4) – гигантопитеки, вероятно, попавшие в ковчег как часть «скота нечистого», инволюционировали в пещерных питекантропов и неандертальцев; их следы до сих пор находят. И поскольку вся эта нечисть стала бурно размножаться, угрожая существованию людей, то Богу пришлось навести Ледниковый период. Однако старина Дарвин так запутался между деизмом, англиканством и своей женой, что перепутал причину и следствие – вывел человека из обезьяны, вместо того чтобы сделать все наоборот.
В свете этого необходимо выяснить, как завершится Мироздание, и что такое конец света. Об этом прикровенно сказано в Книге Апокалипсиса Иоанна Богослова. В Церкви это учение называется «эсхатология». Оно исследует жизнь души после смерти и ее участи в загробном мире. Общий смысл догмата сводится к следующему. Всякое творение имеет свое начало и завершение проистекающие во времени. Все произведенное на свет подвержено тлению, изменению и смерти, то есть разрушению. Оно становится бессмертным только по воле Бога, поддерживающим Мироздание неиссякаемой благодатью. В качестве примера можно привести Ангельский мир. Все ангелы – творения Божии, и как любая тварь подвержены тлению и разрушению. Однако этого не происходит, поскольку их жизнь протекает в энергиях Божества, которые и обеспечивают вечность служебным духам. Рай и земля с их флорой и фауной создавались как место вечного блаженства человека. Их вечное бытие поддерживалось благодатью Божьей, которая через господина земли Адама распространялось на все живое и на саму землю. Он, образно говоря, был ретранслятором бессмертия в природе.
Когда Адам и Ева пали, это блаженство закончилось, человек стал смертным и грешным, а земля и ее обитатели под действием греха исказились до неузнаваемости. Это случилось потому, что люди перестали быть проводником благодати, а стали источником зла. Соответственно, злом наполнилась и Вселенная. С момента послушания дьяволу, начался отсчет конца света, а в мире вошли тление и смерть. Этот процесс, по законам возникновения и движения, должен завершиться в своей Первопричине, то есть в Боге. Согласно перипатетикам и неоплатоникам, любое бытие имеет свою причину, а значит подвержено движению от возникновения к завершению. Так устроен этот мир. Именно поэтому рождение и есть начало смерти. Как говорили Отцы, если зерно, брошенное в землю, не умрет, то не будет жить, то есть не даст колоса, приносящего плод стократный.
Выше я показал, что с момента изгнания из рая человеческая цивилизация стремительно деградирует, двигаясь к своему завершению и гибели, как это происходит с любой тварью. В предыдущих беседах мы говорили о том, что все сущее имеет свой логос или идею, который является носителем основных природных свойств и качеств вещи. Эти идеи всегда пребывают в Боге, остаются неизменными, вне времени и тления. Именно по ним будет возрожден мир при разрушении нынешнего. Это касается и человека, и всего остального, что его окружало на земле – от микроорганизмов до мамонтов. Но только логосы ангелов и людей – строго индивидуальны и пребывают в Боге как Его «частицы». Учение об этом разработал духоносный отец Церкви Максим Исповедник, который писал: «По логосам Бог узнает всю тварь и прежде ее привидения в бытие, хотя само создание происходит в подобающее каждой твари время. Все твари существуют в Боге от вечности в возможности. Все логосы, присущие тварям собираются в Одном, едином Логосе [Сыне]. Мы частицы Бога…по предсуществующему в Боге логосу. Бог знает творения как Свои собственные воли (логосы)». Думаю, что эти слова многое объясняют и в комментарии не нуждаются.
Когда, отпущенное миру время закончится, наступит его полное разрушение, но не по сути, то есть не по природе, а по тварной форме. Говоря проще, умрет тело, но не душа. В православном учении о конце света «эсхатологии» это называется Днем Господнем, Всеобщим Воскресением или Вторым Пришествием Христа. Преобразование вселенной произойдет мгновенно и коснется всего сущего – от травинки до Солнечной системы. В этот День каждая душа от Адама и Евы и до Страшного Суда соединится со своим телом и предстанет перед Царем Славы для окончательного решения своей участи. Оправданные получат обители Отца и Царствие Небесное, а грешники отправятся на вечные муки к дьяволу и его аггелам, для которых уже уготован огонь вечный. При этом каждое тело получит его душу и воскреснет в таком обновленном виде, чтобы бесконечно либо мучаться в геенне, либо вечно наслаждаться благодатью Царствия Небесного. Воскресение тел, даже давно превратившихся в пыль, произойдет по их личным логосам, пребывающим в Боге. Тоже самое касается флоры и фауны. Однако их обитатели, как не имеющие разумной души, воскреснут не по индивидуальным логосам, а по родовым и видовым. В этом акте Вселенского значения соединятся Земная или Воинствующая и Небесная или Торжествующая Церкви. Небо и земля станут единым Царствием Небесным, и ангелы встретятся с праведниками в единой радости о Христе. Живые в День Господень не заметят, как мгновенно преобразятся душой и телом для вечности, а восставшие из мертвых не почувствуют отличий от живых. На Страшном Суде ранее осужденные грешники могут получить облегчение мук или вовсе быть оправданы по молитвам Церкви и ближних. Поэтому так важны заупокойные службы и поминовения.
Так, в общих чертах, выглядит учение о Всеобщем Воскресении. Само по себе, оно очень сложное и доступно весьма немногим, и то, в той мере, в какой Бог открывает каждому. Поэтому я коснулись лишь несколько его аспектов с богословской точки зрения. Это учение называется Апокатастасис или восстановление. Мы его рассмотрим применительно к воскрешению души и тела. Его суть заключается в следующем. Человеческая природа обретет такие свойства, которые позволяет ей не опасаясь гибели, лицезреть Бога и пребывать в вечном блаженстве вместе с ангелами. Память и сознание каждого сохранит во всей полноте и ясности мельчайшие подробностей земной жизни. Однако для праведников все греховное и порочное сотрется оправданием, а благое и святое проявится в особой красоте и величии. И наоборот, у грешников все доброе будет уничтожено грехом и злом, которые они породили в себе при жизни. От этого блаженства первых многократно усилятся, а мучения грешников – усилятся. В воскресении изменится и физическая природа человека. Исчезнет половое различие и связанные с ним мужские и женские репродуктивные органы. Это обусловлено тем, что отпадет необходимость в размножении и отправлении естественных потребностей. «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30), – учит Христос, а значит и не рожают детей. При этом сознание женщин и мужчин сохранит мужскую и женскую самоидентичность.
Родственные связи, включая родителей и детей, также утратят свое значение, ибо все будут друг другу близкими в едином Отце, восхваляя Бога как Его чада. Поэтому не стоит особо обольщаться встречей с родственниками после смерти, ибо это чувство просто не действует в загробном мире. У всех праведников будет только одно чувство и одна радость – Христос и Его слава. Они будут видеть и узнавать друг друга, но этим и ограничатся, ибо ничто не может быть радостнее и желаннее, чем лицезреть Царя Славы, чувства и страсти в Загробном мире не действуют. Для грешников картина будет совершенно обратная. Страдать и мучаться им предстоит в глубоком одиночестве, без возможности разделить с кем-либо боль и ужас преисподней. Эти скорби многократно усилятся, ибо душа будет страдать не только от мучений и одиночества, но и от понимания их бесконечности.
Необходимо отметить еще ряд важных моментов Всеобщего Воскресения. Еще со времен апостолов верующие задавались вопросом, в каком теле мы воскреснем, на что Павел отвечал: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:37-38). Это значит, что не стоит думать о том, что от тебя не зависит. Какое Бог решит, такое и даст тело. Поэтому не о том думаете коринфяне, не вашего это ума дело. Главное, что воскреснете в теле. Однако, он все же приоткрывает тайну для тех, кто способен понять: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50). Другими словами, в Воскресении нет тела, свойственного человеку на земле. Далее апостол Павел не стал распространяться о тайнах не доступных уму маловерных коринфян. Сам то он увидит в каком теле воскреснет (2Кор.12:2-4). Помимо отсутствия половых признаков, воскресшие тела будут иметь еще одно важное отличие – все они восстанут в одном возрасте. При этом не важно – убитый это во чреве плод, выкидыш, старик, сожженный на костре или растерзанный зверями мученик. По мнению некоторых Отцов, воскресение будет соответствовать телу, в котором воскрес Христос, то есть тридцати трем годам, то есть возрасту расцвета сил человека.
Отдельный вопрос касается спасения иноверцев и не крещенных. На него отвечает апостол Петр: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Об этом же косвенно упоминает и Христос: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:2). Это значит, что критерием оправдания на Страшном Суде будет не конфессиональная принадлежность, а жизнь по совести, что и выражается словами: «боящийся Его и поступающий по правде». Следовательно, обрести милость Божию и избегнуть геенны дано и австралийскому аборигену и Патриарху и Папе Римскому. Другое дело, что степень блаженств для всех будет разная. Но для них главное – в преисподнюю не попасть, а не о высоких блаженствах думать. Важно понимать, что в День Второго Пришествия исчезнут всякие различия между видимым миром и невидимым, и на бывшей земле восстанет всеобщее Царство Небесное, в котором ангельский и человеческий миры объединятся в вечной радости лицезрения Бога. Не будет и рая. Точнее, он раскроется в обновленной красоте и станет частью единого Царства Христова.
Конечно, как именно будет происходить Воскресение от нас сокрыто, ради нашего же блага. Но, внимательно изучая Священное Писание и Предание, каждый уже сейчас может получить некие общие представления об этом. Для верующих эти знания имеют непреходящие значения, ибо позволяют готовиться к неизбежному, выстраивая свою жизнь так, чтобы, как Многострадальный Иов, ответить на Суде Христовом: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6).
Свидетельство о публикации №225103100743