О Всемирном потопе и конце Света

                Этой темой мы завершаем цикл бесед, посвященных вере и богопознанию. Начинались они беседой о  сотворении ангельского мира и падения Люцифера, возникновения в мире зла и греха. Сейчас наступило время поговорить о конце света. Нечто похожее уже происходило в библейской истории, когда Всемирный потоп стер с лица земли цивилизацию «исполинов» (Быт.6:1-4). Некоторые скептики и атеисты ставят его под сомнение, приписывая все фантазиям верующих и попов. Однако археологическая и  исторические науки свидетельствуют об обратном. Множество артефактов подтверждают историю Всемирного потопа – от остатков Ноева Ковчега, найденных в горах Армении, до морских ракушек в основании Египетских пирамид. Я не буду подробно распространяться на этот счет, поскольку у нас другая тема. Всякий христианин знает, что отвергать Потоп – это все равно, что отвергать сотворение Адама и Евы.
                Кратко коснемся истории, предшествующей этим событиям. После изгнания из рая, праотцы поселились на земле, напротив Эдема, то есть на западе земли. У них появилось многочисленное потомство от Каина и Сифа – третьего сына Адама и Евы. Первых стали называть каинитами, а последних – сифитами или сифианами, по именам их прародителей. Потомки Каина после убийства Авеля, размножились и положили начало всем ремеслам, скотоводству, земледелию и развлечениям (Быт.5:21), то есть заложили основы будущей цивилизации.  Кстати, Ноема – дочь Лемеха из потомков Каина, как считают библеисты, была родоначальницей древнейшей в мире женской профессии. Потомки Сифа в лице Еноса и его детей сохранили благочестие и верность Богу: «начали призывать имя Господа» (Быт.5:26). Со временем каиниты размножились, но не ведая Бога, пустились во все тяжкие и мерзкие дела. Сифиты, как можно предположить, жили отдельно от своих сородичей и именовались «Сынами Божиими» как сохранившие верность Богу.
                О последующих событиях рассказывает Книга Бытия: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:1-4).
                В буквальном смысле это означает следующее. Люди размножались и племена смешивались. Поврежденная грехом человеческая природа гораздо легче усваивала зло и пороки, чем сохраняла остатки добродетели и святости. Потомки Сифа вступали в беспорядочные связи с дочерями каинитов и зло стало размножаться во вселенском масштабе, поскольку женщине всегда легче склонить мужа к пороку, чем сохранить чистоту. Еще была свежа в них кровь Евы, породившей первый в мире женский соблазн. В силу этого, нравственные преграды и божественные качества в человеке стали умаляться и зло беспрепятственно завладело миром, причем не только человеком, но и природой. Исполнилось обетование Божие: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт.3:18). Под угрозой оказалось само существование человека как образа и подобия Божьего, а значит и весь Промысел Домостроительства.
                Когда гангрена начинается распространяться, хирург удаляет поврежденный член, чтобы сохранить жизнь больному. Такое же «хирургическое» вмешательство пришлось применить и Богу. И тогда, как говорит Библия: «увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7).
                Важно понимать, что Бог по Своей природе лишен всяких чувств и страстей, и соответственно не может гневаться и раскаиваться. Поэтому речь идет о неприятии зла Божеством и отторжение его от лица Божия как чужеродное тело. Причем, не имеет значение кто является носителем зла – человек, животное или растение, поскольку тлению и смерти подверглись все. И тогда Господь находит среди развращенного народа единственного не поврежденного злодеяниями Ноя с семьей и предопределяет ему быть родоначальником новых людей в обновленном мире: «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт.6:13-14). Здесь важное значение имеют слова: «земля наполнилась от них злодеяниями». Этим Бог подчеркивает, что в гибели всего живого виновен человек, ибо из-за его падения подверглась проклятию земля, но не прямом смысле. Речь идет о следующем.
                Сотворение земли, флоры и фауны предназначалось для  жизни человека и украшения рая. В природу всего сущего заложено стремление к Богу. Это касается и земли, и разумной твари. Согласно учению Аристотеля и древних Отцов, всякое движение не беспричинно, и своим началом и завершением имеет Причину их породившую: любая вещь наделена стремлением к Создателю и влечется к Нему скрытыми в ней энергиями. У живых тварей это выражено на уровне инстинктов и жизненной силы, у неодушевленных вещей энергией их породившей. Характерно, что душу, как жизненную силу, имеют животные, растения и прочие микроорганизмы, вплоть до микробов и клеток. Весь первозданный животный и растительный мир поддерживался благодатью Божьей,  исходившей через Адама. После падения сила благодати умалилась и грех, поразивший праотцов, перешел на весь тварный мир: «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11-12).
                Для обновления жизни нужен был не только благочестивый Ной с семейством, но также свободные от проклятия флора и фауна.  Все земля была поражена грехом, словно вещи покойного погибшего от чумы. Поэтому Господь решает: «Наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17). Для возрождения флоры и фауны нужны были чистые животные и растения, и тогда Бог велит Ною: «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (Быт.6:19-21).
                «Всякая пища, какою питаются» звери – это растительный мир, семена будущей флоры новой земли. При внимательном изучении текста нельзя не заметить, что допотопные звери не пожирали друг друга, поскольку хранили в своей природе инерцию рая. По этой же причине люди не ели мяса. Бог прямо указывает, что скот, гады, птицы и люди питались одной пищей,  а значит животные не были хищниками, иначе их совместное пребывание в ковчеге было бы невозможно. И с этого момента начинается самое сокровенное учение о тайне Всемирного потопа. В Книге Бытия сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2:19-20). Возникает вопрос: а кто дал имена всем тварям в морях, океанах и иных водах сущим? Об этом в Библии нет ни слова. Я не нашел ответ на этот вопрос ни в одном открытом источнике. А ведь – это величайшая тайна, суть которой в следующем.
                Как я  сказал, сотворения рая, животного и растительного мира имело целью не только благобытие человека, но и эволюцию, то есть непрестанное восхождение к Богу. Не только Адама с Евой должны были совершенствоваться, но и все живое. Вспомним апостола Павла, который видел на Третьем небе то, что словами описать невозможно. А ведь это был не только ангельский мир, но и рай. Но рай совершенно иной, обновленный, лучше  и прекраснее прежнего, а значит райская эволюция завершилась и  новый Эдем ждал Нового Адама. После грехопадения земля стала деградировать. Все прекрасное бывшее в раю утратило свои формы, внешний вид и свойства.  То, что должно было возвышаться в развитии, стало приземляться в падении – в прямом и переносном смысле. Твари Эдема изменились до неузнаваемости по виду и по сущности. На момент Всемирного потопа, многие из них уже не могли пребывать на земле. Поэтому, когда пришла большая вода, часть животного мира погрузилась в океан, где, утратив первозданный облик, адаптировалась к водной среде. Соответственно, названия морских и речных существ – отражают имена тех зверей, птиц и скотов, которых Бог приводил к Адаму в раю.
                Характерно, что в Библии нет ни слова о том, что Ной взял в ковчег  морскую и речную живность. Если допустить, что книга Бытия об этом не упоминает, поскольку  они и так могли жить в воде, то это будет противоречить законам природы: морская и пресная вода – слишком разные среды обитания для одних и тех же существ. Напомню, что в те дни и вода морей покрывала землю, и дождь с небес не утихал. Кроме того, вряд ли Бог решил спасти одних «по родам их» и отказать другим. В этом уже не логика Бога, а человека.  Следовательно, до Потопа не было тварей, обитающих в воде. Об этом же свидетельствует девятая глава Книги Бытия, в которой Бог благословляет  людей после потопа: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:2-3). Здесь под словами «все рыбы морские» впервые упоминаются как морские животные, так и рыбы как надкласс вообще. Другими словами, Господь показывает, что водная среда станет источником пищи для человека на обновленной планете.
                Итак, мы видим, что во времена Ноя вся фауна была земной и воды не знала. Конечно, это только мои предположения, но опровержения я им не нашел нигде. Можно заняться ономастикой и проследить происхождение имен морских существ и рыб, но это уже выходит за рамки беседы. Если признать теорию инволюции верной, то напрашиваются следующие выводы. Вопреки мнению дарвинистов, во-первых, не из воды вышли существа, положившее начало видам и родам, а наоборот – представители допотопной фауны были смыты водой, где, изменившись, и поныне пребывают в мировом океане; во-вторых, и это самое главное, – не человек произошел от обезьяны, а обезьяна – жалкий плод распутства допотопных людей-зоофилов.   Проявлений этой мерзости хватает с лихвой и в наши дни: иначе, как подобное влечение объяснить?
                Если так подходить к теории Дарвина, то все становится на свои места и переходного звена в эволюции человека искать не нужно. По сути, ее никогда и не было, поскольку мир не развивался после спасения Ноя, а деградировал, неизбежно приближаясь к Апокалипсису. Не может быть эволюции от хорошего к плохому, а рай был всяко лучше проклятой земли. Поэтому цивилизация и прогресс, по своей сути, – не развитие, а регресс, превращение благого и чистого в губительное и ничтожное. И только после Потопа началась эволюция Дарвина. Ужасные звери – бронтозавры, динозавры, тираннозавры, птеродактили и прочие выползли из океана  и  захватили землю, положив основу новым видам животных. Пример тому современные  крокодилы и ящеры. Потомки обезьяночеловек от исполинов (Быт.6:4) – гигантопитеки, вероятно, попавшие в ковчег как часть «скота нечистого», инволюционировали в пещерных питекантропов и неандертальцев; их следы до сих пор находят. И поскольку вся эта нечисть стала бурно размножаться, угрожая  существованию людей, то Богу пришлось навести Ледниковый период.  Однако старина Дарвин так запутался между деизмом, англиканством и своей женой, что перепутал причину и следствие – вывел человека из обезьяны, вместо того чтобы сделать все наоборот.   
                В свете этого необходимо выяснить, как завершится Мироздание, и что такое конец света. Об этом прикровенно сказано в Книге Апокалипсиса Иоанна Богослова. В Церкви это учение называется  «эсхатология». Оно исследует жизнь души после смерти и ее участи в загробном мире. Общий смысл догмата сводится к следующему. Всякое творение имеет свое начало и завершение проистекающие во времени. Все произведенное на свет подвержено тлению, изменению и смерти, то есть разрушению. Оно становится бессмертным только по воле Бога, поддерживающим Мироздание неиссякаемой благодатью. В качестве примера можно привести Ангельский мир. Все ангелы – творения Божии, и как любая тварь подвержены тлению и разрушению. Однако этого не происходит, поскольку их жизнь протекает в энергиях Божества, которые и обеспечивают вечность служебным духам. Рай и земля с их флорой и фауной создавались как место вечного блаженства человека. Их вечное бытие поддерживалось благодатью Божьей, которая через господина земли Адама распространялось на все живое и на саму землю. Он, образно говоря, был ретранслятором бессмертия в природе.
                Когда Адам и Ева пали, это блаженство закончилось, человек стал смертным и грешным, а земля и ее обитатели под действием греха исказились до неузнаваемости. Это случилось потому, что люди перестали быть проводником благодати, а стали источником зла. Соответственно, злом наполнилась и Вселенная. С момента послушания дьяволу, начался отсчет конца света, а в мире вошли тление и смерть. Этот процесс, по законам возникновения и движения, должен завершиться в своей Первопричине, то есть в Боге. Согласно перипатетикам и неоплатоникам, любое бытие имеет свою причину, а значит подвержено движению от возникновения к завершению. Так устроен этот мир. Именно поэтому рождение и есть начало смерти. Как говорили Отцы, если зерно, брошенное в землю, не умрет, то не будет жить, то есть не даст колоса, приносящего плод стократный.
                Выше я показал, что  с момента изгнания из рая человеческая цивилизация стремительно деградирует, двигаясь к своему завершению и гибели, как это происходит с любой тварью. В предыдущих беседах мы говорили о том, что все сущее имеет свой логос или идею, который является носителем основных природных свойств и качеств вещи. Эти идеи всегда пребывают в Боге, остаются неизменными, вне времени и тления. Именно по ним будет возрожден мир при разрушении нынешнего. Это касается и человека, и всего остального, что его окружало на земле – от микроорганизмов до мамонтов. Но только логосы ангелов и людей – строго индивидуальны и пребывают в Боге как Его «частицы». Учение об этом разработал духоносный отец Церкви Максим Исповедник, который писал: «По логосам Бог узнает всю тварь и прежде ее привидения в бытие, хотя само создание происходит в подобающее каждой твари время. Все твари существуют в Боге от вечности в возможности. Все логосы, присущие  тварям собираются в Одном, едином Логосе [Сыне]. Мы частицы Бога…по предсуществующему в Боге логосу. Бог знает творения как Свои собственные воли (логосы)». Думаю, что эти слова многое объясняют и в комментарии не нуждаются.
                Когда, отпущенное миру время закончится, наступит его полное разрушение, но не по сути, то есть не по природе, а по тварной форме. Говоря проще, умрет тело, но не душа. В православном учении о конце света «эсхатологии» это называется Днем Господнем, Всеобщим Воскресением или Вторым Пришествием Христа. Преобразование вселенной  произойдет мгновенно и коснется всего сущего – от травинки до Солнечной системы. В этот День каждая душа от Адама и Евы и до Страшного Суда соединится со своим телом и предстанет перед Царем Славы для окончательного решения своей участи. Оправданные получат обители Отца и Царствие Небесное, а грешники отправятся на вечные муки к дьяволу и его аггелам, для которых уже уготован огонь вечный. При этом каждое тело получит его душу и воскреснет в таком обновленном виде, чтобы бесконечно либо мучаться в геенне, либо вечно наслаждаться благодатью Царствия Небесного. Воскресение тел, даже давно превратившихся в пыль, произойдет по их личным  логосам, пребывающим в Боге. Тоже самое касается флоры и фауны. Однако их обитатели, как не имеющие разумной души, воскреснут не по индивидуальным логосам, а по родовым и видовым. В этом акте Вселенского значения соединятся Земная или Воинствующая и Небесная или Торжествующая Церкви. Небо и земля станут единым Царствием Небесным, и ангелы встретятся с праведниками в единой радости о Христе. Живые в День Господень не заметят, как мгновенно преобразятся душой и телом для вечности, а восставшие из мертвых не почувствуют отличий от живых.  На Страшном Суде ранее осужденные грешники могут получить облегчение мук или вовсе быть оправданы по молитвам Церкви и ближних. Поэтому так важны заупокойные службы и поминовения.
                Так, в общих чертах, выглядит учение о Всеобщем Воскресении. Само по себе, оно очень сложное и доступно весьма немногим, и то, в той мере, в какой Бог открывает каждому. Поэтому я коснулись лишь несколько его аспектов с богословской точки зрения. Это учение называется Апокатастасис или восстановление. Мы его рассмотрим применительно к воскрешению души и тела. Его суть заключается в следующем. Человеческая природа обретет такие свойства, которые позволяет ей не опасаясь гибели, лицезреть Бога и пребывать в вечном блаженстве вместе с ангелами. Память и сознание каждого сохранит во всей полноте и ясности мельчайшие подробностей земной жизни. Однако для праведников все греховное и порочное сотрется оправданием, а благое и святое проявится в особой красоте и величии. И наоборот, у грешников все доброе будет уничтожено грехом и злом, которые они породили в себе при жизни. От этого блаженства  первых многократно усилятся, а мучения грешников – усилятся. В воскресении изменится и физическая природа человека. Исчезнет половое различие и связанные с ним мужские и женские репродуктивные органы.  Это обусловлено тем, что отпадет необходимость в размножении и отправлении естественных потребностей. «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30), – учит Христос, а значит и не рожают детей. При этом сознание женщин и мужчин сохранит мужскую и женскую самоидентичность.
                Родственные связи, включая родителей и детей, также утратят  свое значение, ибо все будут друг другу близкими в едином Отце, восхваляя Бога как Его чада. Поэтому не стоит особо обольщаться встречей с  родственниками после смерти, ибо это чувство просто не действует в загробном мире. У всех праведников будет только одно чувство и одна радость – Христос и Его слава. Они будут видеть и узнавать друг друга, но этим и ограничатся, ибо ничто не может быть радостнее и желаннее, чем лицезреть Царя Славы, чувства и страсти в Загробном мире не действуют. Для грешников картина будет совершенно обратная. Страдать и мучаться им предстоит в глубоком одиночестве, без возможности разделить с кем-либо боль и ужас преисподней. Эти скорби многократно усилятся, ибо душа будет страдать не только от мучений и одиночества, но и от понимания их бесконечности.
                Необходимо отметить еще ряд важных моментов Всеобщего Воскресения. Еще со времен апостолов верующие задавались вопросом, в каком теле мы воскреснем, на что Павел отвечал: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:37-38). Это значит, что не стоит думать о том, что от тебя не зависит. Какое Бог решит, такое и даст тело. Поэтому не о том думаете коринфяне, не вашего это ума дело. Главное, что воскреснете в теле. Однако, он все же приоткрывает тайну для тех, кто способен понять: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50). Другими словами, в Воскресении нет тела, свойственного человеку на земле. Далее апостол Павел не стал распространяться о тайнах не доступных уму маловерных коринфян. Сам то он увидит в каком теле воскреснет (2Кор.12:2-4). Помимо отсутствия половых признаков, воскресшие тела будут иметь еще одно важное отличие – все они восстанут в  одном возрасте. При этом не важно – убитый это во чреве плод, выкидыш, старик, сожженный на костре или растерзанный зверями мученик. По мнению некоторых Отцов, воскресение будет соответствовать телу, в котором воскрес Христос, то есть тридцати трем годам, то есть возрасту расцвета сил человека.
                Отдельный вопрос касается спасения иноверцев и не крещенных. На него отвечает апостол Петр: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Об этом же косвенно упоминает и Христос: «В  дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:2). Это значит, что критерием оправдания на Страшном Суде будет не конфессиональная принадлежность, а жизнь по совести, что и выражается словами: «боящийся Его и поступающий по правде». Следовательно, обрести  милость Божию и избегнуть геенны дано и австралийскому аборигену и Патриарху и Папе Римскому. Другое дело, что степень блаженств для всех будет разная. Но для них главное – в преисподнюю не попасть, а не о высоких блаженствах думать. Важно понимать, что в День Второго Пришествия исчезнут всякие различия между видимым миром и невидимым, и на бывшей земле восстанет всеобщее Царство Небесное, в котором ангельский и человеческий миры объединятся в вечной радости лицезрения Бога. Не будет и рая. Точнее, он раскроется в обновленной красоте и станет частью единого Царства Христова.
                Конечно, как именно будет происходить Воскресение от нас сокрыто, ради нашего же блага. Но, внимательно изучая Священное Писание и Предание, каждый уже сейчас может получить некие общие представления об этом. Для верующих эти знания имеют непреходящие значения, ибо позволяют готовиться к неизбежному, выстраивая свою жизнь так, чтобы, как Многострадальный Иов, ответить на Суде Христовом: «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6).


Рецензии
Очень интересная, доступная, богодухновенная статья, Игорь! Для меня явилось новостью, что обезьяна произошла от глубоко падшего, погрязшего во грехах человека, что населяющие на сегодня мировой океан существа произошли из земной фауны, спустившейся в воду во время Всемирного Потопа. И что Дарвин свою теорию эволюции представил наоборот, в обратном порядке действительному превращению видов... Я всегда думала, что все виды были сотворены Богом в том виде, в каком есть сейчас... А у Вас так всё логично выглядит, если смотреть на вещи духовными глазами...
Как ни прискорбно осознавать, но сегодняшнее человечество с космической скоростью катится в тар-тара-ры... А дальше - Новое Небо и Новая Земля, и новые люди... Новыми людьми станут праведники. Грешников же ждёт геенна огненная во веки веков...
Процесс размножения в Едином Небесном Царстве остановится. Все обитатели его будут в одном возрасте, возрасте Христа - 33х лет. И все будут любить друг друга...
И я совершенно согласна, что Суд Христов будет учитывать не конфессию, а чистоту сердца человека! Я всегда так думала и до прочтения этой благословенной статьи!
Очень жаль, что, как я поняла, новых богословских статей не будет...
Хотелось бы ошибиться в своём выводе...
С уважением к автору,

Вера Шляховер   05.11.2025 23:03     Заявить о нарушении
Добрый день, Вера! Спасибо за добрый отзыв и мудрые слова! Новые статьи обязательно будут. Речь шла о том, что эту книгу я закончил.

Игорь Устичев   06.11.2025 07:46   Заявить о нарушении