Фальстаф
Вот цитата о нашем герое из книги “Шекспировский экран” А. Липкова (М., Искусство, 1975): “... обрюзгший, заплывший жиром толстяк, позабывший когда в последний раз видел собственные колени, бурдюк прибауток, бомба, начиненная враньем, этот завсегдатай трактиров, бардаков и всех иных непотребных мест, только и умеющий что бражничать, похабничать и, залившись хересом, храпеть как лошадь”. Казалось бы - целиком отрицательный персонаж! Но вот в главе “Творчество Шекспира” советский шекспировед Юрий Шведов (Вильям Шекспир. Исследования. Изд. Московского Университета, 1977) пишет так: “... огромное жизнелюбие Фальстафа, так характерное для людей эпохи Возрождения, вырвавшихся из под гнета аскетических догм средневековья, жизнелюбие, роднящее Фальстафа с героями “Декамерона” и эпопеи Рабле, вместе с его остроумием привлекают на сторону жирного рыцаря симпатии зрителей.”
Познакомимся и мы поближе с этим знаменитым персонажем. По сюжету пьесы принц Гарри (будущий король Генрих 5) весело проводит время в злачных местах Лондона в компании Фальстафа и его дружков. Как Фальстаф влиял на принца видно из его поучений:” Будь у меня тысяча сыновей первое, что я в долбил бы им с детства, это чтобы они избегали воды и побольше налегали на херес.” Принц прекрасно усваивается эти уроки. Так он рассказывает своему приятелю:”... вот их словарь. Напиться значит у них “накраситься”. Кружку полагается выпивать залпом, а если кто нибудь остановится, чтобы передохнуть кругом кричат “Переиграть“ и требуют повторения”.
Вот один случай из жизни Фальстафа. Он с дружками решили ночью ограбить богатых купцов. Принц отказался принимать в этом участие, но решил проучить Фальстафа. Зная его трусость, он с другом, укрывшись плащами и пользуясь темнотой, напал на банду Фальстафа и без труда отобрал их добычу.
А утром Фальстаф, не узнавший в темноте нападавших, врал принцу:” Считай меня последним мерзавцем, если я не отбивался два часа в рукопашную от доброго десятка. Я спасся чудом. Безрукавка проткнута у меня в восьми местах, штаны - в четырех. Щит изрублен вдоль и поперек, меч в зазубринах, как ручная пила… “
Да - лгун, да - обжора, да - пьяница, да - трус, но есть у Джона Фальстафа и очень интересные черты. Он, как сейчас бы сказали, превосходный психолог: в каждом человеке Фальстаф умеет не только подметить, но и заострить и высмеять самые характерные черты его характера. Именно это умение, несвойственное чопорным придворным, так привлекала внимание принца к остроумному пьянице и гуляке. Принц с восхищением смотрел на то, как Фальстаф выкручивается из неловких ситуаций в которые он частенько попадал.
Ну кто, кроме Фальстафа, умудрился бы во время жестокого средневекового сражения упасть и притвориться мертвым? В нужное время он “оживает, наносит себе небольшую рану мечом, взваливает на себя убитого кем-то знатного воина и уносит со словами:” По видимому меня наградят. Награди бог всякого кто награждает меня… “ И когда пораженный принц, случайно видевший “мертвого” Фальстафа на поле боя, начинает удивляться его невероятному спасению, Фальстаф возмущается: ”Господи, Господи: до чего доходит человеческая бессовестность! Правда я лежал бездыханный точно также как и он, но потом мы оба вскочили в одну и ту же минуту и дрались еще добрый час… “ И принц Гарри, выслушав его тираду, махнул рукой на счастливое воскрешение сэра Джона.
Даже из своей подагры Фальстаф хочет извлечь пользу: ”... опять же подагра! А впрочем, наплевать. Это даже к лучшему, что я хромаю. Свалю на войну и буду просить перевода на пенсию. Умный человек никогда не пропадет и даже из болезни сумеет извлечь для себя пользу”.
Итак, одни считают его отбросом общества, другие клоуном, третьи чуть ли не “лучом света в темном царстве” (да простит мне Добролюбов позаимствованную фразу. Но неизменной остается любовь зрителей всех времен к этому персонажу. И подтверждением этого является сохранившаяся в дневнике современника Шекспира, запись такого содержания: ”Давали Фальстафа”, а не “ходили смотреть пьесу “Король Генрих 4”
Свидетельство о публикации №225103100782
