История территории, прилегающей к ВКГЗ

Культурная ценность заповедной и охранной зон Волжско-Камского Государственного Заповедника и прилегающих к Раифскому участку заповедника территорий.

Охранная зона заповедника в нынешнем её виде сформирована в результате появления следующих юридических документов:
1. Постановление СМ ТАССР от 4 ноября 1983 г. N 552 "Об утверждении Положения об охранной зоне Волжско-Камского государственного заповедника".
2. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАННОЙ ЗОНЕ ВОЛЖСКО-КАМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА (с изменениями на: 07.12.2017)
В охранную зону входят водоохранные зоны рек Сопа, Сумка (до выхода за с. Ильинское), Сер-Булак, а также населенные пункты - Дубровка, Красницкий, Новопольский, Ильинское, Маевка, Бело-Безводное, Садовый, Раифа, застройки КОКБ «Союз».

Считаем, что данный список населенных пунктов, имеющих отношение к ВКГЗ, необходимо расширить. Это не только населенные пункты непосредственно находящиеся в охранной зоне заповедника, но и на прилегающих к ней территориях. Их объединяет единая история, хозяйственная деятельность населения, взаимодействие населения во многих сферах жизни.
На наш взгляд список этих населенных пунктов выглядит так:

Бело-Безводное – основано в начале XVII  в.
Ивановское – основано не позднее 1-й пол. XVII в.
Ильинское – основано во 2 пол.XVII в.
Большие Ключи – основано в 1680 г.
Осиново – основано в 1793 г.
Новая Тура – основано в 1794 г.
Малые Ключи – основаны в 1870 гг.
Новочувашский – основан в 1894 г.
Маевка – основан в 1910 гг.
Новопольский – основан в 1910 гг.
Садовый – 1914 г.
Урняк – основан в нач. 1920 –х гг.
Дубровка – основан в 1920 гг.
Красницкий – основан в 1920 гг.
 Местечко Раифа – основано в 1920 гг.
Ореховка – основана в 1920 гг.
Грузинский - посёлок был основан в 1925 году.
Все эти населенные пункты появились на нашей земле в процессе исторического развития, в XVI – ХХ вв. как результат экономических и демографических процессов.
Национальный состав в этих населенных пунктах неоднородный, чему немало способствовал ХХ век с его вынужденными и принудительными переселениями. Однако первоначально многие населенные пункты были относительно мононациональными, основанными русскими поселенцами. В ХХ в. в новых поселках, которые сейчас расположены вдоль дороги Казань - Зеленодольск появляется чувашское население. Тогда же, в 20-х гг. ХХ в. появляется первый татарский поселок, Урняк. В Маевке, что стоит у самой границы с республикой Марий Эл, имеется марийское население.
Земля, освобожденная от леса, в большинстве своем была песчаная, в лучшем случае суглинки. Прокормиться на такой земле, не занимаясь дополнительными промыслами, было невозможно. Местное население занималось углежогством,  выгонкой дегтя, смолокурением,  пчеловодством. В лесу западнее с. Бело-Безводное можно увидеть множество воронкообразных ям, оставшихся от этих лесных промыслов. Занимались промыслами в основном в зимнее время. Тропки по деревне были черны от сажи и золы, за что бельских крестьян называли «чернотропы». Продукцию свою местные крестьяне реализовывали в Казани. В основном пользовались так называемой Казанской дорогой, которая до сих пор просматривается в восточной части Раифского леса.
Сегодняшний Раифский лес был неотъемлемой частью лесов, простирающихся на запад и северо-запад от Казани, ныне называемых Марийскими. До присоединения Казанских земель к Русскому государству в 1552 г. на территории, которая является Раифским участком заповедника, проживали хозяева этих мест – предки современных марийцев черемисы. Девственный лес в 15-16 вв. во времена Казанского ханства простирался едва ли не до самых стен Казани. Во время взятия Казани войсками Ивана IV черемисы, пользуясь так называемой Галицкой дорогой, выходили в тыл русских войск и наносили ощутимые удары. Об этом писал в своих сочинениях Андрей Курбский, один из командующих русскими войсками во время взятия Казани. Точных сведений о том, где проходила дорога, к сожалению нет. Но можно предположить, что Галицкая дорога или ее ответвление проходило через территорию современной Раифы. Аргументы в пользу этой версии будут высказаны ниже.               
Присоединение земель Казанского ханства к Русскому государству сопровождалось ожесточенным сопротивлением местного населения, продолжавшееся более 30 лет. Да и после подавления сопротивления очаги восстаний вспыхивали то и дело по всей Казанской земле. Поэтому русское население края во 2-й половине 16 в. это в основном гарнизоны Казани, Свияжска, Царевококшайска, Тетюш и других крепостей.
К концу 16 в., когда утихли восстания, начинается заселение края русскими вглубь территории: вдоль берегов рек, вдоль трактов. На берегах рек и озер появляются русские поселения. Так в наших краях появляются деревня Бело-Безводное (начало XVII в.), а также село Ивановское (чуть позднее) (Сборник статей "Волжско - Камский заповедник"- Казань, 1975, с. 29).
В сущности, освоение русским населением лесов на северо-запад от Казани начинается после окончания смутного времени. 1613 годом отмечено и прибытие в Казань инока Филарета, считающегося основоположником Раифской пустыни (Малов А.Е. Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии - Казань, 1880). Филарет искал уединения. Его не удовлетворяла суетная жизнь в Спасо-Преображенском монастыре, который находился на территории Казанского Кремля, продолжавшего строится и перестраиваться. Поэтому Филарет уходит частенько в окрестные леса, где находит тихое глубокое озеро. Филарет строит хижину, долгое время живет один, совершая подвиг отшельника, а может быть и подвижника: для марийцев озеро  было  священным и на его берегах они  молились и совершали жертвоприношение (Раифский Богородицкий монастырь. Издание Раифского Богородицкого монастыря. Составитель иеромонах Гурий (Маленин) -1992г. с. 3.).
О том, что марийскому народу Раифское озеро известно, говорит такой факт: озера Раифское и Белое имеют марийское название - Сузенер, что в переводе на русский обозначает - Светлое. Об этом нам рассказала во время похода в село Большие Параты Волжского района республики Мари Эл в 1996г. учительница история Большепаратской средней школы Маргарита Михайловна Михайлова, которая занимается сбором краеведческого и этнографического материала по истории марийского народа.
Единое марийское название озер Белое и Раифское - Сузенер - косвенно подтверждает предания, зафиксированные А.С. Тайсиным и опубликованным им в 1975 г. в сборнике статей "Волжско-Камский заповедник" - Казань , 1975 г., с.29:    «старожилы деревни Белое - Безводное помнят, что жители деревни ездили в  Раифский монастырь, расположенный на берегу одноименного озера на  лодках в течение  всего лета». Видимо  столетия  назад  озера  Раифское  и  Белое  были  или большим единым  озером, или речка Сумка на участке между нынешними озерами Белое и Раифское была протокой, соединявшей их.
Обращает на себя внимание факт, что крестьяне, основавшие Безводный починок, не заняли берег с марийским капищем, а обосновались в 2 км. севернее современной Раифы. Озеро, богатое рыбой, было хорошим подспорьем для переселенцев, которым еще только предстояло заняться хлебопашеством. На расчистку поля уходило много времени и сил. Крестьяне благоразумно предпочитали занять свободную территорию, не сталкиваясь с хозяевами этих мест. Для Филарета и его сподвижников, которые присоединились к нему спустя некоторое время, наоборот, требовался контакт с черемисами и берег Сузенера с языческим капищем, куда черемисы являлись для молений и празднеств, подходил для их миссии. И раз место было святым для лесного народа, и было капище, то бишь место для молений, и, значит, была дорога к святому месту. Может быть это была Галицкая дорога или какое-то ее ответвление.
Появление монахов на Сузенере было одним из первоначальных шагов в христианизации марийцев. Христианизация края, начавшаяся с присоединением земель Казанского  ханства к Русскому государству, проходила туго. Монастыри были оплотом этой политики. Проникновение монахов к самым святыням черемисов означало только одно: монахи пришли надолго и этого места не бросят.
Скит на берегу Сузенера разрастался - построили часовню. После смерти Филарета скитники не разбежались, а испросили разрешения построить монастырь. В 1662 г. с благословения митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия началось строительство Раифской пустыни (Составитель иеромонах Гурий. Раифский Богородицкий мужской монастырь - Издание Раифского Богородицкого монастыря, 1992, с. 4). Вновь нарождавшийся монастырь испытывал финансовые трудности, которые можно было преодолеть с помощью хозяйственной деятельности, для которой нужны были земли и угодья. В 1670 г. игумен Савватий обратился с челобитной к царю Алексею Михайловичу, в которой говорил, что "к пустыни вотчины и пустых земель нету, строить нечем" и просил помощи (Там же, с.5). Монастырю была дана пустынь Свиные горы на Каме, а в 1674 г. по "челобитью игумена монастыря Алексея пустыни были отведены лес, пашни и луга близ нее (Там же). 
По сведениям М.М. Михайловой, земля между монастырем и черемисами была разделена по р. Сумке. Речка стала границей между двумя враждебными мирами. Языческое     капище было разрушено, принадлежавшие местному населению угодья отобраны. Отношения накаливались до предела. М.М. Михайлова имеет сведения о том, что марийцы обратились к царю с челобитной, но ответ, видимо, был отрицательным. Монастырь строился быстро, благо материал - лес был рядом. В 1689 обитель настигло страшное бедствие - пожар, уничтоживший все, что было построено. О причинах пожара сведений нами пока не найдено.
Можно только предположить, что причиной были соседи - черемисы и бельские крестьяне, к угодьям которых монастырь тоже постепенно подбирался. Каменное строительство, начавшееся в 1690 г. и продолжавшееся около 30 лет, позволило обрести 3 церкви, 3 двухэтажных флигеля, а также была отстроена ограда, представлявшая собою настоящую крепостную стену с башнями. Евфимий Малов, протоирей Казанского Богоявленского собора в своей книге "Раифская Богородицкая пустынь" вышедшей в Казани в 1880 г. писал, что "такое устройство было даже необходимо: огромная стена служила братии своего рода крепостью на случай нападения на пустынь грубых инородцев. В оградной стене устроены вверху отверстия в виде узких окон, а внизу круглые (амбразуры) для пушек. В прошлом, 18 столетии, было в монастыре немало и самих пушек. 4 чугунные пушки со станками были отправлены в 1734 г. в Казенный приказ. В 1880 г. в пустыни хранились как редкость 2 чугунные пушки» (Цит. по П. Евгеньеву. Обелиск в Раифе. - Казань, 1969, с.53). Видимо пожар в монастыре 1689 г. не был просто стихийным бедствием, а был последствием натянутых отношений вследствие раздела земли в 1674 г.
Когда на каменное строительство Раифской обители потребовались деньги, игумен монастыря Герман вновь обращается с челобитной к царю, в которой просит приписать в вотчину деревни и села округи. В 1693 г., т.е. через 3 года после начала строительства к монастырю переходят деревни Васильево, Сафоново, Тенишево и село Ильинское  (П.Евгеньев. Обелиск в Раифе -  Казань,1969г., с. 54). К концу 17 века монастырь имел вотчину со следующими границами:
"От монастыря по дороге к Казани через Осиновую полянку до долгова буерака - 6 верст, а от того долгова буерака  к Волге до матераго кряжу и до Сумки-реки - 4 версты, а от Сумки-реки до матерагу кряжу 3 версты, а в четвертую сторону от Сумки реки, что поперек дороги Парацкой и Кукморской, к городу до того же долгова буерака 5 верст "(Там же, с.53).Таким образом, длина границы владений монастыря составляла 22 версты.
Монастырю теперь принадлежала вотчина, в которой имелись села, деревни, пашни, луга, лес. Русские крестьяне округи принадлежали монастырю: Васильево, Ильинское, Бело-Безводное, Ивановское. В 1764 г. по указу Екатерины II происходит секуляризация церковных земель. Монастырские крестьяне были переведены в разряд экономических, получили относительную свободу. Однако лесные угодья остались по-прежнему в руках монастыря. В монастыре существовала специальная лесная стража. На периферии этих лесных владений появляются новые починки, Осиновка (1793 г.) и Новая Тура (1794 г.). Будущее Осиново попало в разряд удельных деревень, а в Новой Туре крестьяне оказались экономическими. Говорят, что жители этих двух деревень на некоторые праздники сходились и бились на кулачках. Традиция эта сохранялась очень долго. И причину этих «битв» никто объяснить не мог. Возможно, это был изначально разный статус крестьян этих двух рядом расположенных населенных пунктов.
Организованное в 1718 г. по указу Петра 1 Казанское Адмиралтейство прибирало к рукам леса казанской округи. В первую очередь дубняки и сосняки, коих вокруг Казани в то время было множество. Село Большие Параты стало лесным административным центром, называемым Большепаратским лашманным волостным правлением. В состав этой лашманной волости входила территория, простиравшаяся от округи современных Новых Парат в Волжском районе Республики Марий Эл на западе до Аракчино на востоке. Владения Раифского монастыря и Адмиралтейства должны были соприкасаться. Наверное, именно в 18 веке начинается выделение Раифского леса из массива Марийских лесов. Монастырское владение лесами округи позволило сохранить их до наших дней. Сейчас Раифский лес и южную границу Марийских лесов разделяет полевая полоса шириной от 3 до 20 км., в которой проходит административная граница между Республикой Татарстан и Республикой Мари Эл и располагаются русские, татарские, марийские села и деревни. В этой же полосе проложена нитка знаменитого газопровода Уренгой - Помары - Ужгород.
Казанское Адмиралтейство занималось заготовкой леса для верфей всей России. Чтобы обеспечить Адмиралтейство рабочей силой, к нему были приписаны ясачные крестьяне, в основном татары и марийцы, обязанные работать на Адмиралтейство 6 месяцев в год. Называли этих людей лашманы. Тяжелое отбывание лашманных повинностей на протяжении века с лишним (Адмиралтейство закрыли в 1827 г.) еще более сблизило народы нашего края, способствовало укреплению взаимосвязей между ними.
Шло время. Монастырь укрепил свои позиции в крае. И дело христианизации "инородцев" пошло на лад. По сведениям краеведа М.М. Михайловой, деревня, в которой крестились первые марийцы, была Ашланка, что в 12 км. от Раифы (по прямой). В 1747 г. в Старых Паратах открывается церковь, а в 1860 г. в Больших Паратах открывают школу. Христианизация марийского народа в 19 веке шла бок о бок с просвещением.
В 1835 г. начинается так называемая реформа Киселева. Надо сказать, что она сказалась на жителях нашей округи, представителях разных народов, самым благотворным образом. Ясачные крестьяне (татары, марийцы, чуваши), экономические (бывшие монастырские) и  удельные крестьяне – все получили статус государственных крестьян и, в сущности, были уравнены в правах. Да, платили подати, исполняли множество обязанностей типа ремонта дорог, мостов, подводную повинность и размещение на постой войск и арестантов, но, тем не менее, начался прирост населения.
Земли около старых населенных пунктов не хватало. Поэтому крестьянам выделяется земля вдалеке от них. С начала 70-х годов 19 в. из села Большие Ключи выделяются Малые Ключи, Соловьевка, Маевка (Труды Волжско-Камского государственного заповедника - Казань, 1968, т.1,с.112). Русские и марийские деревни встали вплотную  друг к другу на расстоянии 1- 2 км. Взаимовлияние оказалось настолько плотным, что сказалось даже на свадебном обряде: в русских селах и деревнях северной части Зеленодольского района свадьбу играют так же, как и в марийских деревнях - в первый день гуляют у невесты, на второй день идут к жениху. В Татарстане аналогов такого обряда у русских в других районах нет. 
Тогда же, в середине XIX в. центр волости был перенесен из Больших Парат в с. Ильинское. Ильинское оставалось центром округи, волости вплоть до 1927 г., пока не был ликвидирован Арский кантон уже в составе ТАССР. 
Граница между республиками Татарстан и Мари Эл точно отражает зоны расселения марийцев и татар, причем татарские и марийские села и деревни порой разделяет расстояние менее 2 км. Среди марийцев встречаются люди, говорящие по-татарски, и, наоборот, среди татар, живущих рядом, есть немало говорящих на бытовом марийском языке. О том, что эти два народа жили в постоянном взаимодействии, говорят и такие факты: в языке марийцев, проживающих в пограничном с нашим Зеленодольским районом Волжском районе республики Мари Эл много заимствований из татарского языка. 
К началу 20 века сама Раифа была местом малолюдным. Лишь монахи и паломники нарушали тишину этих мест. Раифа получила свое название от названия монастыря, а сам монастырь стал  называться так по  названию первого каменного храма, построенного во имя в Раифе и Синае избиенных. В 1914-1915 гг. в 1 км. восточнее монастыря возникает небольшой поселок инвалидов 1 мировой войны, положивший начало поселку Садовый (Труды Волжско-Камского государственного заповедника - Казань, 1968, т.1, с.112). Летом 1918 г. в Раифском монастыре происходит трагическое событие, в результате бунта гибнут чекисты. После этого жизнь в монастыре начинает замирать.
В 1919 г. здесь начинает работать лесной факультет Казанского университета. В 1929        г. в Йошкар-Оле открывают лесной институт и факультет в Раифе закрывают, передают его вновь открытому институту, а комплекс монастырских зданий отдают НКВД под колонию малолетних преступников. Население Раифы и Садового начинает прибывать. В 1946 г. в Садовом открывается лесхоз. После длительной борьбы, продолжавшейся с 1919 г., территория лесхоза становится базой для открытия в 1960 г. Волжско-Камского Государственного заповедника. В 1968 г. недалеко от Бело-Безводного возникает Раифский зверосовхоз. В 70-80 годы происходит формирование современного облика Раифы, который был задан производством, организованном в зверосовхозе.
Раифа сегодня - это территория, на которой располагаются 3 поселка: Раифа, Садовый, Белое Безводное с включенным в его состав поселком Зверосовхоз, объединенная Раифским местным самоуправлением. Зверосовхоз быстро отстроился как поселок городского типа. Однако в 90-е гг. начался процесс свертывания производства в зверосовхозе и одновременно возрождение Раифского монастыря.
Подведем итоги. Район, прилегающий к Раифскому участку Волжско-Камского государственного биосферного заповедника, а так же к бассейну р. Сумки издавна является территорией, где происходило и происходит взаимопроникновение культур русского, татарского и марийского народов. Лес и речка - малая родина для многих представителей этих народов.   
               

Список литературы

Малов А.Е. Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии - Казань, 1880
Труды Волжско-Камского государственного заповедника. Т.1.  - Казань, 1968
Сборник статей "Волжско - Камский заповедник"- Казань, 1975
Раифский Богородицкий монастырь. Издание Раифского Богородицкого монастыря. Составитель иеромонах Гурий (Маленин)
Евгеньев П. Обелиск в Раифе. - Казань, 1969


Рецензии