Специфика памяти

Человеческий мозг, как говорят ученые, в обычном состоянии работает на какие-то 10 процентов. Вероятно, считают они, это утверждение появилось благодаря книге Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Там, в предисловии к книге, была такая фраза: «профессор Уильям Джемс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей». При этом, те же ученые подчеркивают, что речь шла лишь о нераскрытом потенциале. Сама же цифра 10 процентов никак и никем не была обоснована. Тем не менее, в этот популярный миф верят даже самые образованные представители ученого сообщества. Пока никто не опротестовал приведенные данные, мы все дружно их почему-то поддерживаем, особо не вдаваясь в тонкости работы самого мозга. Одновременно ученые подчеркивают, что повышенная активность мозга может негативно повлиять на здоровье. Попытки заставить мозг работать быстрее и производительнее чреваты опасными последствиями, вплоть до эпилептических приступов. Видимо, природа сама регулирует эти процессы, заставляя человека прерываться на необходимый уму отдых.
О чем это я? Ах, да, о том, что наш мозг, руководит нами, помогает нам ежесекундно, обеспечивая всю нашу жизнедеятельность. Нам без него никак. И никуда. Меня лично всегда удивляла специфика моей собственной памяти. Да, вы не ошиблись, хотя говорить о себе считается нескромно, но только для дела. Пример нужен для рассмотрения. Постараюсь объяснить на собственном опыте. Частенько ловлю себя на мысли, что у каждого из нас память абсолютно по-разному работает. У кого-то зрительная, у кого-то на лица, у кого-то музыкальная и т.д. У меня на документы. Думаю, это связано со спецификой работы и жизни каждого из нас. Частенько встречаю кого-либо на улице, и человек со мной здоровается. Я, естественно, ему отвечаю тем же. Причем, с улыбкой, как старому доброму знакомому. А после этого хожу целый день и думаю, а кто это был?  И ведь стыдно было переспросить: «А вы кто?». Можно же человека и обидеть. Тем более, если со мной поздоровалась молодая симпатичная женщина. Тут я уже обижаю самого себя, не помня, кто она и откуда мы знакомы. А вдруг знакомы и даже близко? Зато почему–то память цепко держит эпизоды, например, сорокалетней давности, которые сегодня для меня никакого значения не имеют.
Приведу один случай. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия в мою бытность начальником отдела кадров военного училища, у меня в кабинете на стене над стационарным телефоном висел набранный типографским способом плакат размером примерно метр на метр с должностями, фамилиями, именами, отчествами и их телефонными номерами всех офицеров, прапорщиков и гражданских лиц училища. Эдакий Сизифов труд. Общим числом примерно в три-четыре сотни. Особенность моей работы была в необходимости знать обо всех все. По крайней мере, как можно больше. Иначе, зачем тогда нужен отдел кадров?  Специально я, естественно, всю приведенную на плакате информацию не запоминал. Но, как ни странно, она сама «залипла» в памяти. Примерно процентов на 90. Как, впрочем, и данные из личных дел персонала училища. Ведь каждый день приходилось с ними работать, составлять проекты приказов, представления, аттестационные материалы и другие повседневные документы, необходимые в службе.
Так вот. Однажды набрал я как-то номер общего телефона кафедры Марксизма-Ленинизма. Была в то время одна из важнейших дисциплин в обучении курсантов. Хотел задать вопрос кому-то из преподавателей кафедры, по-моему, об отпуске. Тогда ведь не было еще и в проекте сотовых мобильных телефонов личного пользования.  Долго на том конце трубку никто не поднимал. Затем в трубке послышалось неуставное «Алле?» (хотя в армии по уставу положено представляться). Алле было тихим и скромным, «по-замполитски», так как все преподаватели данной кафедры в свое время служили политработниками в войсках и в отличие от командиров подразделений и частей командный голос не разрабатывали. Однако, мне удалось все-таки расслышать сей слабый звук в телефонной трубке и я, к великому удивлению ответившего мне, да и своему тоже, назвал его по имени и отчеству: Муртазали Дибиргаджиевич! После чего я назвался сам. Каков же был восторг у этого майора, которого на его родной кафедре далеко не все знали по имени и отчеству! Во-первых, состав кафедры состоял в основном из полковников и подполковников, и им не всем казалось необходимым обращаться по имени и отчеству к младшему по званию. Во-вторых, майор был выходцем из солнечного Дагестана и его редкое сочетание имени и отчества далеко не все могли выговорить. Да просто, на худой конец, что называется - выучить наизусть. В-третьих, я ведь узнал майора по голосу, что тоже вызвало у него изумление, так как до сих пор мы практически сталкивались крайне редко, раз-два от силы.
А вот теперь, внимание вопрос! Их по сути два. Первый – как моей памяти это удалось? Запомнить человека, практически малознакомого, по имени, отчеству и, самое главное – по голосу? Что это за избирательность такая у памяти? И вопрос второй, более важный – как, а главное зачем моя память держит эту абсолютно мне не нужную информацию уже на протяжении практически сорока лет по настоящее время?! Что сегодня дает мне это воспоминание о малознакомом для меня майоре, когда я не могу запомнить все события, произошедшие со мной на прошлой неделе? Почему для моего мозга этот эпизод оказался настолько значимым, что спустя столько лет я не только помню о самом эпизоде, но и как звали этого майора? Я ведь даже очень смутно помню, как он выглядел!
Зачем это моей памяти? И сколько она еще будет хранить в закоулках моего мозга эту ненужную информацию? 
Да, чуден ты, Человек - создание высшего разума!
 Для чего так тщательно поработала над тобой Природа?
Над твоим мозгом? Над твоей памятью?
А главное, кому это все нужно? С такими-то мелочными либо малозначительными подробностями? Да навечно?
 Ох, недаром…
Похоже все-таки кому-то нужно.
Видимо, очередная ее загадка…
 


Рецензии
Добрый день, Георг, если не ошибаюсь, это называется контрастная память, запоминающая необычные явления. Знал такого человека в школе - он все экзамены сдавал за счёт сложных слов, будь то химические вещества, греко-латинские названия, сложные в произношении английские слова. При этом, не мог запомнить самые простые.

Михаил Быстров -Павлов   16.11.2025 12:36     Заявить о нарушении
Добрый, Михаил! Приятно получить от вас рецензию. Она у меня вторая в моей творческой деятельности.Спасибо за внимание к моим рассказам!

Георг Майский   16.11.2025 15:21   Заявить о нарушении