Гобелен Апокалипсиса Анжера
Этот потрясающий шедевр, заказанный в 1373 году Людовиком I Анжуйским, является самым длинным настенным украшением, когда-либо сотканным в Европе: его длина составляет 140 м (около 460 футов), а площадь — 850 квадратных метров (более 9000 квадратных футов). Работа была завершена всего за семь лет.
Идея Апокалипсиса была широко распространена в Европе в Средние века и практически неизбежна, учитывая недавнюю эпидемию чумы, унесшую жизни многих людей. В эпоху, когда здоровье людей находилось под угрозой, смерть и умирание стали ещё более привычными явлениями повседневной жизни. Религиозные мотивы, основанные на борьбе между Раем и Адом, приобрели ещё большую популярность и вселяли надежду тем, кто пережидал период непрекращающихся смертей и страданий.
Изначально гобелен состоял из 90 панелей (сохранилось 71 из них), и каждая из них рассказывает свою часть истории Апокалипсиса (из Откровения Иоанна Богослова). Сюжет разделён на шесть частей, начиная с возрождения Христа и его последующей победы над Апокалипсисом. В целом, произведение представляет собой впечатляющее свидетельство влияния религии, войны и смерти в Средние века: семиглавые драконы встречают копья святых, а фигура Смерти шествует верхом на коне. Одна запоминающаяся сцена показывает толпу демонов, которых почти беззаботно атакуют небесные силы голубей и ангелов.
Эскиз гобелена «Апокалипсис» был создан фламандским художником Брюггской школы Эннекеном де Брюгге. Де Брюгге был постоянным гостем королевского двора Франции и был нанят королём для создания произведений искусства, демонстрирующих мощное влияние Франции в средневековом мире. Спустя столетия эти панели по-прежнему сохраняют богатство образов и колорита. Сила Добра и Небес торжествует в этих изображениях, но на заднем плане всё ещё таятся сцены Смерти и Утраты.
Во время Французской революции гобелен «Апокалипсис» был разграблен и разрезан на куски. Кусочки гобелена использовались в различных целях: в качестве ковриков, для защиты местных апельсиновых деревьев от мороза, для укрепления проломов в зданиях и для утепления конюшен.
Во время Революции многие средневековые гобелены были уничтожены как из-за небрежного отношения, так и в результате переплавки золота и серебра, использованных в их оформлении. В данном случае это не имело значения, поскольку гобелены были сделаны исключительно из шерсти.
Сохранившиеся фрагменты были вновь обнаружены в 1848 году и законсервированы, сначала в Анжерском соборе, а затем перенесены в соседний Анжерский замок.
P.S. Всегда меня интересовал вопрос почему во время революций грабят и разрушают произведения искусства и культурный уровень страны резко снижается?
Свидетельство о публикации №225110101250
Меня волновал такой же вопрос, что и Вас, Анатолий. Однажды на уроке истории в школе я спросил учительницу: "Зачем крестьяне грабили и сжигали помещичьи усадьбы, вместо того, чтобы устроить там детский сад или клуб?"
Не помню, что она мне ответила, но маму вызывали в школу, после чего она мне сказала, чтобы такие вопросы я задавал дома.
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 01.11.2025 16:27 Заявить о нарушении
Доброго здоровья.
Анатолий
Анатолий Клепов 01.11.2025 17:51 Заявить о нарушении