На кураже

Скажу о «Хрониках русской революции».
Образ главной героини сериала Ариадны - эмансипе начала двадцатого века – выражен Юлией Высоцкой ярчайше и с животной силой – сексуальной – воинственной – революционной. Её переживание любви проистекает в полосе вибраций (эмоций) от супермена – Джеймса Бонда 1917 года (англичанина Локкарта) на одном полюсе, до невинного юного русского гения-пианиста на другом. Мы видим, чувствуем эту любовь как силу духа. Любовь как нежность и животную страсть. Любовь на грани чахотки и нищеты. И в условиях буржуазного комфорта. Любовь в периоде увядания. В преодолении кастовых различий – к полковнику Прохорову , поднявшемуся в чинах из солдат.
С телеэкрана на нас нисходит любовь как вольтова дуга с запахом озона или серы.
Трио режиссёра, оператора и актрисы, подобно инструментальному трио, творят в кадре энергию красоты и безумия.
Предтечей Ариадны Андрея Кончаловского является безусловно Ариадна Антона Чехова – тёзки и близнеца по страсти и судьбе.
Искрой пробивает из сериала к чеховскому рассказу.
В памяти давно читанного литературного шедевра Ариадна-1 является ещё не созревшей девушкой (90-е годы золотого века), там в ней ещё слишком много барышни и рабыни общественного мнения.
Ариадна Кончаловского – тигрица революционного подполья. Демон любви.
+++
Чувствуется, что Андрей Кончаловский согласился утвердить актёра Евгения Ткачука на роль Ленина с сомнениями. Сомневался, но всё-таки решился, увидав в нём то, что ещё народу никогда не было показано.
Были, в крайностях своих, резкие карикатуры и сусальные портреты. Имелось тысячи Лениных с кепкой в руке и на голове. Но этого мальчишки, подростка ещё не видели. Детскую задорную суть его никто ещё не обнаруживал ни в литературе, ни в кино. Такого всепроникающего живчика, оснащённого политической лексикой тех лет, ввели в кадр впервые. Это тот самый Володя-гимназист, который в отцовском доме над Волгой в пылу гнева кидался галошами.
В любом гиганте мысли есть маленький жалкий человечек: жалко Володеньку, потому что он жизнь свою истратил на возмущение миллионов, на кровь и раздор. И тем самым погубил себя в Боге, во Христе и в здравом смысле.
Не потому ли смачная резкость образа на грани гротеска даже приятна?
Вздохнув с сожалением, смотришь дальше, наслаждаясь новизной и свежестью подачи.
Такой Ленин пугает (сейчас по его приказу отрежут палец у Парвуса), а мне не страшно.
Автор всегда прав..
Да и категории возможного и необходимого в искусстве ещё ни кем не отменены.
Потому Ленин, как бешеный политический темперамент, ВОЗМОЖЕН и такой. Он умиляет. Но и из категории НЕОБХОДИМОГО тоже присутствует в его образе полный набор: кепка, бородка, плешь.
А так же и натуральный рост – 160 сантиметров (см. измерения мумии в мавзолее).
+++
Цитата из фильма: «Санкт-Петербург – это всего лишь несчастный город, по которому бегают несчастные люди за несчастным императором, чтобы его взорвать».
+++
Этот сериал скорее всего последнее капитальное высказывание о Русской революции.
Как Лев Толстой на вопрос, что он думает о женщинах, ответил: «Вот лягу в гроб, приоткрою крышку, скажу и – сразу захлопну».
И шквал негодующих женских голосов до сих пор вьётся над его могилой.
Так и Кончаловский выслушивает нечто подобное сейчас при жизни от сонмища блогеров по поводу Революции.
Он сам заявил на презентации, что люди его поколения последние, кто сможет сказать что-то серьёзное о русской революции.
И захлопнуть "крышку".
А я скажу ещё, что беллетристичность «Красного колеса» Солженицына продолжилась и завершилась именно этими вестернизированными «Хрониками…» Кончаловского.
И если в Толстом луч истории отразился как в зеркале, то в волшебной призме кино Кончаловского этот луч преломился и расщепился тоже в полном соответствии с законами физики.
***
Полковник Прохоров – сквозной герой сериала, напомнил мне артиста Соломина в фильме «Адъютант его Превосходительства». Но без лоска. Приятно смотреть на актёра Юру Борисова в этом образе, «глаз не оторвёшь». Внутренний слом после отречения царя кажется пережит актёром взаправду. «Вы это серьёзно, Юра?»
+++
Великолепны все евреи в фильме, - смачные, настоящие, натуральные, вовсе не комплексующие по поводу принадлежности к славному иудейскому племени.
+++
Восемь серий подряд я посмотрел за семь часов.
Наутро искал девятую, но, как оказалось, ещё не запустили.
Всё впереди.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Александр! Огромное вам спасибо за публикацию!
Делаю для себя вывод: мне не стоит смотреть этот очередной "шедевр" на историческую тему, от слова совсем, дабы не тратить попусту время.
--------------
С уважением.

Александра Вежливая   01.11.2025 21:55     Заявить о нарушении