Три стадии внутреннего жертвоприношения
11.01.2025
Три стадии внутреннего жертвоприношения
Путь превращения человеческого в божественное не совершается одномоментно. Это восхождение по трём внутренним ступеням, которые Веды называли тапас — духовным жаром, очищающим и преображающим. Эти стадии — самопознание, очищение и слияние — образуют внутреннюю тройственность жертвы.
1. Самопознание (;tma-j;;na)
Первое жертвоприношение — это обращение сознания внутрь, к источнику самого «я». Человек начинает видеть, что его мысли, чувства и желания не составляют его сущности. Они подобны волнам на поверхности бездонного океана.
Истинное «я» — не мысль, не тело и не эмоция. Оно есть свидетель — чистое, неподвижное осознание, в котором проявляется весь поток жизни. Когда человек впервые различает наблюдателя и наблюдаемое, он открывает дверь в своё подлинное бытие. Это и есть начало внутренней свободы.
В этот момент жертва заключается в отказе от ложного самоотождествления. Человек отдаёт Божественному своё неведение, своё «я», которое считает себя центром. Он признаёт, что истинный центр находится выше, в вечном Свете, и что его задача — открыть себя этому Свету.
2. Очищение (;uddhi)
Когда знание пробудилось, начинается труднейшая работа очищения. Старые привычки, страсти, страхи, желания, — всё, что удерживало сознание в узах материи, поднимается на поверхность, требуя преображения.
Это — время внутреннего жара, тапаса. Силы тьмы сопротивляются, ибо не желают стать светом. Но именно в этом противостоянии рождается зрелость души.
Очищение — это не уничтожение человеческого, а его просветление. То, что было жадностью, превращается в силу притяжения к Истине; то, что было гневом, становится пламенем справедливости; то, что было страхом, обращается в смиренную веру.
Так человек постепенно восстанавливает в себе изначальный порядок — ;ta, где каждая сила занимает своё место и служит целому.
3. Слияние (Yoga, Samarpana)
Когда сознание очищено и прозрачно, наступает третья стадия — слияние. Здесь человек перестаёт ощущать себя отдельным существом, но не исчезает в безличности. Он становится проводником Единого, действующим через него.
Это состояние нельзя выразить словами. Оно не есть экстаз или восторг, хотя в нём присутствует неизречённое блаженство. Это естественность бытия в истине, когда каждое движение, мысль и дыхание происходят из глубины, где живёт Божественное.
Теперь жертвоприношение завершено, потому что исчезло различие между приносящим и принимающим. Человек сам стал огнём, в который прежде возносил свои дары.
Это и есть подлинное бессмертие — не продолжение жизни, а пребывание в вечной полноте.
Свидетельство о публикации №225110101605