Одна дама

4 ноября 1836 года Соллогуб на вопрос к Пушкину кто, по его мнению, мог сочинить полученный им пасквиль, услышал ответ: «ОДНА ДАМА».
По одному из вариантов о "дипломе рогоносца", в 1836 году, когда Пушкину исполнилось 37 лет, настало время вспомнить о предсказаниях Гадалки Кирхгоф. Известно, что он, будучи в молодости атеистом и всегда сомневающимся в отношении суеверий и тому подобном, к тридцати годам оказался вполне убеждённым в противоположных взглядах, имея на то выводы из рассказов друзей и своих личных наблюдений. К тому же, он, вероятно, читал что-то из трудов Сведенборга* как мистика и естествоиспытателя. То есть, его мировоззрение не было лишено тех характерных черт, какими обладали даже просвещённые люди двести лет тому назад, в 19 веке. А Пушкин не был далёк и от конца 18 века.

Однако, суть да дело, его личные карточные долги подрастали. Деньги, заработанные литературным трудом, уходили сквозь пальцы, семейство росло, светская жизнь требовала расходов. Ну, и так далее: простые семейственные хлопоты и обязательства. Однако, надежда на успех его не покидала как на литературном поприще, так и в счастливом карточном выигрыше, если поставить на тройку, семёрку, туза. А может быть как снег на голову – наследство? От какого-нибудь забытого всеми дядюшки.

О многом в истории с пасквилем от 4 ноября 1836 года может рассказать повесть Пушкина «Пиковая дама». Да, эта вещь написана в Болдинскую осень 1833 года. Казалось бы, ничто не предвещало ни «белого человека», ни «белой лошади», да и время ещё не пришло: 37 лет ему исполнится лишь 26 мая 1836 года, и продлиться этот год должен бы до 26 мая 1837. Рано волноваться. Но Пушкин очень хорошо запомнил предсказание Кирхгоф: дуэль с белым человеком из-за жены! Теперь уже и жена его, Натали, приглянулась светловолосому Дантесу.

В «Пиковой даме», волею Пушкина, мы находим (не вдруг) эпиграф от Emanuel Swedberg*:
«В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!» - Шведенборг».

*Эммануил Сведенборг (Emanuel Swedenborg, при рождении Эммануил Сведберг, Emanuel Swedberg; 29 января 1688, Стокгольм — 29 марта 1772, Лондон) — шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Занимался космологией, физиологией, политикой, экономикой. Автор трудов даже по физиологии мозга. Но, главное: он был духовидец, имел последователей. Причём изложил свои исследования о любви и браке**. Как христианский мистик, Сведенборг «переживал тайны Божественной Троицы в рамках особой духовной практики», исследуя три аспекта представляемого им бытия: небеса; ад; мир духов (мир умерших людей, мир между добром и злом).

**Брак https://ru.wikipedia.org/wiki/Сведенборг  Эммануил: - «Один из аспектов исследований Сведенборга, который часто дискутируется, — его представления о браке. Сам Сведенборг всю свою жизнь оставался холостяком, однако это не послужило препятствием для него к обширному освещению предмета в своих трудах. Его работа Marriage Love (Любовь в браке, или Супружеская любовь) (1768 г.) была посвящена этому предмету. Отношения между супругами возобновляются в духовном мире в том качестве, в котором они находились в момент их смерти в материальном мире. Следовательно, супруги, испытывающие истинную «супружескую» любовь, остаются вместе на небесах в том же состоянии навечно. Однако, если в супружеской паре такая истинная «супружеская» любовь отсутствует у одного из партнёров, такая пара будет разделена, и каждый из супругов, по своему желанию, получит более «совместимого» партнёра. Партнёра получит и тот, кто был влюблён в «идеал» брака, но так и не смог найти настоящего партнёра в этом мире. Исключение в обоих случаях (супружеские пары или холостяки) — те, кто отвергают и нарушают целомудрие брака, вследствие чего они не могут получить партнёра в духовном мире».

Ясно, что настроения Пушкина в период рокового для него 1836 года ни с чем иным так плотно не связаны, как с философией христианского мистика Сведенборга о супружеской любви на земле и в посмертном воплощении, если таковое принять на веру так же, как предсказания гадалки Кирхгоф.
Что же Александра Филипповна Кирхгоф нагадала Пушкину?

Обратимся к фактам.
«1819. Октябрь … Ноябрь. Знакомство и начало общения с гр. Фёдором Ивановичем Толстым* («Американцем»). К этому времени относится конфликт между ними: Пушкин во время карточной игры замечает Толстому, что он «передёрнул» ** карту. «Да я сам это знаю, - отвечает Толстой, - но не люблю, чтобы мне это замечали».
* Ф.И. Толстой-Американец - личность знаменитая и неординарная: офицер гвардии в отставке, авантюрист, дуэлянт, карточный игрок, послуживший прототипом персонажей в «Горе от ума» Грибоедова и повести «Два гусара» Л.Н. Толстого. Прозвище получил после путешествия с Крузенштерном вокруг света, когда был высажен с корабля на Алеутских островах.
** «Передёрнуть» карту – незаметно подложить, подтасовать, переменить карту в игре с мошеннической целью.

Ноябрь. 11 - 19. Пушкин, братья Всеволожские, П.Б. Мансуров и И.И. Сосницкий посещают гадалку. Гадалка говорит Пушкину: «О, это голова важная! Вы человек не простой!», - и сообщает ему, что он скоро получит деньги, и с ним в ближайшие дни будут беседовать о перемене судьбы, «предсказывает» в будущем два изгнания и долгую жизнь, если в возрасте 37 лет он не погибнет от руки белокурого человека».
Н.А. Тархова. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина. Книга для чтения. - М.: Минувшее, 2009. – 784 с., ил. – Стр. 137-138.

Пушкин до такой степени верил в зловещее пророчество ворожеи, что когда впоследствии, готовясь к дуэли с графом Толстым, стрелял в цель, то не раз повторял: "Этот меня не убьет, а убьет белокурый - так колдунья пророчила".

В последние годы жизни Пушкин все чаще вспоминает о предсказании Кирхгоф. И на это есть причины – поэт не только бежит от предсказанного, но иногда бросается, как одержимый, испытывать судьбу.

«Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся и надеюсь,
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. — Кто там идёт?..» *

Примечания: * - Набросок вольного перевода отрывка из поэмы английского поэта Роберта Саути «Родриг, последний из готов».
Набросок предваряет следующий эпизод поэмы: умирающего графа Юлиана исповедует священник, в котором он узнает короля Родрига, соблазнителя своей дочери. Юлиан прощает ему вину и умирает. Отрывок написан в 1833—1835 гг.

Вот что по этому поводу писал А.Н. Муравьев: «Пушкин довольно суеверен, и потому, как только случай сведет его с человеком, имеющим все сии наружные свойства, ему сейчас приходит на мысль испытать: не это ли роковой человек? Он даже старается раздражить его, чтобы скорее искусить свою судьбу».

В 1836 году Пушкин рассылает вызовы на дуэль направо и налево. При этом поводы зачастую ничтожны. Но как знать, какими будут дуэли?

Натянутые нервы, активность рокового года чем была выше, тем больше настраивала поэта на творческую работу, давала ему энергию бороться с судьбоносным вызовом, запавшим в душу. Творческая активность "у бездны мрачной на краю"!

После смерти Пушкина Жуковский обнаружил множество начатых произведений, статей, планов и замыслов – поэт был буквально на вершине своего таланта.

5 февраля. До Пушкина дошли слухи о том, что В.Ф. Боголюбов, человек со скверной репутацией (его называли «уваровским шпионом-переносчиком»), распространяет повсюду порочащие его мнения об оде «На выздоровление Лукулла» и при этом ссылаются на князя Н.Г. Репнина. Но 11 февраля, остыв от вызова Репнину после его ответа на картель, Пушкин согласился с резким отзывом князя относительно произведений, оскорбительных для частного лица: «Трудно их (стихи) извинить даже когда они написаны в минуту огорчения и слепой досады. Как забава суетного или развращённого ума, они были бы непростительны».

Весной текущего года «бедный Пушкин печально озабочен тяжкою и едва ли не смертельною болезнью матушки своей», как писал Вяземский 15 марта. Вскоре, 29 марта 1836 года Надежда Осиповна умерла. В заботах о похоронах и наследстве, 8 апреля Пушкин выехал в Михайловское, сопровождая гроб с телом матери.

13 апреля, понедельник. Похороны Н.О. Пушкиной в Святогорском монастыре. … Рядом с могилой матери Пушкин купил место и для себя ... - Тархова Н.А. «Жизнь Александра Сергеевича Пушкина». Книга для чтения. – М.: «Минувшее», 2009.–784 с.

О месте своего последнего успокоения поэт думал давно. Ему было тридцать лет, когда он писал:
«День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать…».
«И хоть бесчувственному телу.
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу.
Мне все б хотелось почивать…».

Такими были тайные думы поэта. Возникает навязчивый вопрос: не стала ли его болезнь, «аневризм», которой он серьёзно был озабочен лишь как поводом к избавлению от затянувшейся ссылки в Михайловском, главной помехой в его семейной жизни? Лацис в книжке "Верните лошадь" давно уже оповестил нас о подобной версии, но связанной с какой-то нервной болезнью. Конечно же такие "мотивы" нам вряд ли будут понятны.

Но реальная жизнь требовала завершения одних дел и начала других. Семейные дела вплотную шли с творческими и хозяйственными.
29 апреля Пушкин выехал в Москву.
«18 мая датировано последнее письмо поэта из Москвы. Через два дня он собирался выехать домой. Но накануне отъезда на Пушкина снова нахлынула тоска. Представляя себе, что ждет его в Петербурге, он писал жене: «У меня <…> душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист. <…> Именно это письмо заканчивается самым горьким признанием из всех, какие поэт когда-либо делал: «Чёрт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!..». – С.Л. Абрамович*.

23 мая в семье появилась дочка, Наталья. Живи и радуйся, трудись во благо! 26 мая 1836 года Пушкину исполнилось 37 лет. И всё-таки, нас более всего настораживает тот факт, что «рядом с могилой матери Пушкин купил место и для себя». Он понимал, что конфликт не за горами. Пушкин предчувствует и противодействует.

Роковую цифру 37 поэт ждал с тревогой. Об этом красноречиво говорит цикл стихотворений, выделенный литературоведами из общего контекста сочинений Пушкина под названием «Каменноостровский цикл», включающий также и ранние стихи поэта.

Он знал доподлинно, что ко времени его 37-летия уже имелось против него в светском обществе Петербурга множество «врагов непримиримых», уже сам Министр народного просвещения и главный цензор страны С.С. Уваров стал его первым врагом, до поры спрятавшим свою месть после сочинённого Пушкиным памфлета «На выздоровление Лукулла».

Стелла Абрамович* писала: «Публикация "Лукулла" повлекла за собой неприятности, всей серьезности которых Пушкин, вероятно, не предвидел. Его выступление против министра просвещения и главы цензурного ведомства было, конечно, ходом очень рискованным. Но поэт был так раздражен цензурными преследованиями, которым он подвергся, что пошел на этот риск. В своей неравной борьбе с министром Пушкин сделал СТАВКУ НА ГЛАСНОСТЬ».

Разбудить общественное мнение, направить его в нужное русло, разоблачить личность и придать сомнению деятельность С.С. Уварова, утверждавшего Самодержавие основой развития России.Но оказалось, что Уваров также настроен был на общественное порицание Пушкину: «… Уваров, публично ошельмованный, обратился с жалобой к царю, и царь поручил Бенкендорфу сделать Пушкину строгое внушение.

Пушкину пришлось выдержать тягостное объяснение с Бенкендорфом. <…> Поэту было предложено объясниться лично с Уваровым, но, судя по всему, ему удалось уклониться от этого. Неприятности посыпались затем как из рога изобилия. Уваров начал сводить свои счеты с Пушкиным».
*АБРАМОВИЧ Стелла Лазаревна (р. 1927), российский литературовед, пушкинист, историк русской литературы 19 века. Наиболее известна книга «Пушкин в 1836 году (Предыстория последней дуэли)» (1984 г.)

Лето в тот год выдалось на редкость ненастное. Дожди шли беспрестанно. Было ветрено, сыро и холодно, как в октябре. За весь июнь и июль едва ли выпало два-три солнечных дня. А Пушкин втайне радовался ненастью. Он стал писать, и работа пошла успешно. Явилось вдохновение, которого он тщетно ожидал прошлой осенью.
Наталья Николаевна поправлялась после трудных родов. Дети были здоровы. И его Муза снова была с ним. «Дай бог не сглазить, все идет хорошо!».

Летние месяцы, кроме работы над выпусками журнала «Современник», богаты новыми литературными шедеврами Пушкина: «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с древа сорвался предатель-ученик», «Мирская власть», «Не дорого ценю я громкие права», «Когда за городом, задумчив, я брожу», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Натали, жена, она всё-таки увлеклась Дантесом?
«Пушкина чувствовала к Геккерену (Дантесу) род признательности за то, что он постоянно занимал ее и старался быть ей приятным». - П.И. БАРТЕНЕВ со слов княгини В.Ф. ВЯЗЕМСКОЙ. Рус. Арх., 1888, II, 311.

Уваров строит козни, натравливает против Пушкина цензуру.
Разве стихи не рассказывают о личных переживаниях поэта? Разве статья «Александр Радищев» http://proza.ru/2019/06/09/1027 не волнует современников? Запретили Радищева: «… не воскрешать…».


14 октября – 16 октября: Встреча Натали и Дантеса у Полетики, домогательства Дантеса и отказы Натали.
17 октября – Пушкин получает диплом рогоносца на типографском бланке. http://proza.ru/2012/11/23/2018.

Пушкин в сильной тревоге после событий  19-22 октября 1836 года. Он готовится наступать на своих врагов решительно. У него много неотложных проблем: … Уваров-Радищев-Геккерн-Дантес-Чаадаев; долги, история Петра, светские сплетни, Натали.


Рецензии