Оттенки грусти. Опять Душа
Это «что-то» радовалось при виде солнца, тосковало в разлуке, замирало от страха и сжималось от обиды. Оно было источником жизни, чувств и мыслей. И ему дали имя — Душа.
Душа не имела веса и формы, но занимала всего человека. Она была подобна дыханию или тихому звону внутри грудной клетки. И поскольку она была всем, что не-тело, все сильные переживания происходили именно с ней.
Почему душа страдает и плачет?
Представьте, что душа — это чистое, прозрачное озеро, находящееся внутри вас. Когда случается радость, по нему пробегают солнечные зайчики, оно светится. Но когда приходит горе, обида, злость — в озеро падают камни. Большой камень предательства создает огромные волны, которые бьются изнутри о ваши ребра. Мелкие камешки ежедневных ссор и обид кружатся на дне, поднимая ил и делая воду мутной. Это и есть душевная боль. А если камень был очень тяжелым и упал с большой высоты, он может расколоть дно озера — это душевная травма.
А когда кто-то «вытрясает из вас душу», он словно берет вас за плечи и трясет так сильно, что ваше внутреннее озеро вздымается огромными волнами, вода выплескивается через край, и вы чувствуете, что от вас ничего не осталось — только пустота и усталость. Вытрясти почки или печень невозможно — они прочно сидят на своих местах. А душа — свободна, ее легко «растревожить» или даже «вытрясти» из ее привычного состояния.
Почему душа мятется и ей неспокойно?
Потому что душа — это птица в клетке из плоти. Когда наше «Я» не может принять решение, когда нас разрывают противоречия, птица мечется из угла в угол, бьется о прутья. Ей «неймется» — нет ей места, нет покоя. Она устает от этой борьбы, от этой тюрьмы сомнений и терзаний.
А при чем здесь сердце?
Сердце — это земной, физический дом души. Душа невидима, но мы должны были где-то ее поселить. Мы чувствуем, как от страха или радости учащенно бьется сердце. Оно замирает в ожидании и сжимается от жалости. Оно стало удобным и понятным символом самого чувствительного, самого отзывчивого органа.
Поэтому стрела — острая, внезапная и пронзительная — попадает именно в сердце. Слово «радость» слишком воздушно, чтобы описать чувство, а «радость на сердце» — это теплое, тяжелое, ощутимое чувство, которое греет изнутри, слово чаша с теплым вином, стоящая на сердце. «Светло на душе» — это когда внутреннее озеро спокойно, прозрачно и отражает чистое небо.
Почему же никогда не бывает «тревожно в селезенке» или «темно на почках»?
Потому что почки, селезенка и печень — это верные и трудолюбивые слуги. Они делают свою тихую, важную работу. Они не участвуют в диалоге с миром. Они не любят, не ненавидят, не тоскуют. Они — часть механизма, а не часть «Я».
Душа и сердце — это мост. Мост между нашим внутренним, невидимым миром и миром внешним. Все, что с нами происходит, — любовь, предательство, красота заката, горечь потери, — проходит по этому мосту и оставляет след. Самый яркий и болезненный след.
Так и получилось, что все, что составляет суть человеческого опыта, все, что делает нас людьми — способность любить, страдать, сострадать и надеяться, — мы поселили в душе, а ее отголоски чувствуем сердцем. Это язык нашей человечности, который мы понимаем без слов.
Свидетельство о публикации №225110102096
