Письма Учителю. Дьявол тщеславия
Ван Ли-чжун, плотник при дворе Фу Си
***
Анализируя, граф, Ваши дневниковые записи 30 апреля 1890, задался одним вопросом.
Есть ли у людей врожденный иммунитет против нравственности? Судя по упомянутому дню, у Вас он отсутствует. Любите поковыряться в собственных "язвах". Харе Кришна, переводите нравственные муки в творческие терзания. В конечном счете выдаете на суд зрителя приукрашенный продукт. Так сказать, капитализация собственных эмоций.
Думаю, это намного продуктивнее исповеди в церкви. Там все формальнее. Да и опасно. Не побежит ли после неё батюшка куда следует?
У Вас же весьма добротно. С постоянной доработкой, дальнейшей детализацией уже пережитого. Если "Крейцерова соната" не так привязана к эпизодам личной жизни, то следующие произведения прямо с незаживающей пуповиной.
В этот день Вы в который раз терзаете себя "Дьяволом". Но не произнося имя лукавого.
"Думал за это время: 1) к Повести Фридрихса. Перед самоубийством — раздвоение: хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас, и вдруг она в красной паневе, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет? Где я? Страда[ние] в раздвоении, и от этого отчаяние и самоубийство"
Как и в "Воскресенье" изначальный вариант названия по фамилии. Но здесь не предложившего сюжет, а главного вовлеченного в трагедию. Вас поражает самоубийство знакомого, тульского судебного следователя Н.Н. Фридрихса. С ужасом находите много сходного, со своим, в предшествующих эпизодах жизни Николая Николаевича.
До женитьбы на юной Софушке имели связь с крестьянкой Аксиньей Бузыкиной. Потом у тетушки соблазнили невинную Гашу. Ергольская выгоняет забеременевшую девушку и Гаша погибает.
Реально, Лев Николаевич, ад с сатаной плотских вожделений. Вот был бы тогда ВТБ, пардон, Ваш батюшка, нашел бы Вам объект личной сексуальной революции.
Но и вы не промах. К старости находите надежный громоотвод, самоистязания творчеством. Корите себя:
"Определение любви, стремление к любви — нельзя выражать тем, чтобы любить самому — этого нельзя себя заставить делать, а в том, чтобы устанавливать любовь, согласие между людьми; так что своя любовь, согласие само собой подразумевается — включено в это"
Ну да, ну да. Согласие между дворянами и крестьянками, приводящее к пламенному, но быстро прогорающему союзу. По сей причине большинство из Вашего сословия имеют отличный иммунитет против совести. Думаю,до сих пор он передается нынешним поколениям. Наймет такой "граф" себе молоденькую секретаршу, быстренько поматросит и бросит. Та же или приспособится, или, что хуже, трансформируется в Вашу Екатерину Маслову.
Вы же в этот день опять морализуете:
" Если же пал или пала, то знать, что искупления этого греха нет иного, как 1) освободиться вместе от соблазна похоти и 2) воспитать детей слуг Богу"
Вместе, Лев Николаевич, а не назначая свидания молоденькой Берс. Увы, неизбежна дилемма в жизни дворянского сословия. Поэтому и важен в этой среде хороший иммунитет от нравственных болезней. Плюс официальный дом, куда заботливый папаша регулярно водит своего "митрофанушку". Вы же, в силу причин, не имея ни того, ни другого, капитализируете муки совести в великие творения.
Но не всегда эта медикаментозность помогает:
"Тщеславие есть первое, самое грубое орудие совершенствования — орудие против животной похоти. Но потом надо лечиться от лекарства. И это трудно. — Боголюбие больше не знаю"
Похоже, Лев Николаевич, в последнем предложении Вы забыли поставить запятую.Но отрадно, что признаетесь в грехе тщеславия, превращая его, с помощью творчества, в орудие против дьявола. Реально, круто.
Ваш ученик ЕС.
A propos!
Но само творчество на этом этапе похоже на обоюдный меч. И читатель пока не видит его"
Свидетельство о публикации №225110100225
