Думать - думать, не передумать

                ДУМАТЬ – ДУМАТЬ, НЕ  ПЕРЕДУМАТЬ

               «Человек, обычно, слишком поздно осознаёт,
               какие минуты в его жизни были самыми счастливыми».
                Агата Кристи

     Любой вопрос может возникнуть в любом возрасте, но ответ на него следует искать в раннем детстве, в семье. На что обращали внимание в родительском доме, что считали красивым и от чего отворачивались, ту стезю продолжают и дети. Чаще всего это происходит неосознанно. Ведь, что мы для себя считаем счастьем?
     Счастье, когда при скудном достатке вдруг появляется обновка, долгожданная встреча, завершение какой-то важной для тебя работы. Но, ведь, счастливых минут в нашей жизни – как падающих снежинок за окном, как бегущих лучей при рождении солнышка. Мы не то, чтобы эту радость, как в рамочки вкладываем слова, мы даже не осознаём, что в этот момент мы счастливы. Эта радость вроде ветерка в жаркий полдень. Подаренный леденец ребёнку, и всё, ему уже расхотелось плакать…
     Моя мама всю жизнь сетовала на то, что в её судьбе «не было счастья и на ломаный грош». По-крупному может быть и так, но, я тому свидетель, как светились радостью её глаза, когда она смотрела на цветущие вишни, на ровные рядки  кукурузы после прополки, на вышитые ею рушники… Этих счастливых минуток считать – не пересчитать. Их гораздо больше, чем грустных минут. И, если вдуматься, то и жизни не было бы на Земле, если бы она не была засеяна счастьем.
     Да, что там люди? Помню, пригрело весеннее солнце. Старую козу выпустили из хлева и она, глядя на взбрыкивающих козлят и сама по двору стала выкидывать такие коленца, что даже вымя раскачивалось из стороны в сторону. Старые и малые хохотали, глядя на неё.
     Мы нюхаем цветы – для радости, но и кошку я видела, как она нюхала цветок. Если мы это приятное состояние Души не можем облечь в словесную оболочку, нам некогда об этом думать, мы находимся в объятьях чувств и запахов, то как сможет объяснить кошка?  Но то, что она счастлива в эту минуту – отрицать не приходится.
     Видела я девочку, лет пяти, которая стояла на коленках на табуретке перед подоконником, а на подоконнике был расстелен, вдвое сложенный беленький в мелкий цветочек платок. А на нём стоит овальное зеркало с раздвижной подставкой. Перед ним такой же величины овальной формы новенький металлический поднос. На нём несколько сорванных с куста розовых роз. Только эти цветы даже без единого листочка. Зеркало умножило количество цветов на два. И ещё девочка со спутанными волосиками. Но она этого не замечает. Маленькая красотка пытается уложить эти розочки себе на головку, за ушки… Они падают, она опять и опять пытается осуществить свою задумку. Даже нижнюю губку прикусила.
     Я в это время была немногим старше её. Ни такого красивого зеркала, ни подноса у меня не было. Меня мучила одна мысль: « Какая же она счастливая… У неё есть место, где она может спокойно играть и ей позволены такие вольности…»
     А вот другой сюжет маленького человеческого счастья, скорее кошачьего счастья. Дело было в старой черте города. Наконец-то дождались: включили отопление в городских квартирах. Громоздкие чугунные батареи ожили, чуточку стали теплее. Первыми, кто обрадовался теплу, были котята. Их пятеро. Шубки у них разные по цвету, но, сколько радости, озорства в глазах. Малыши влезли между рёбер чугунного радиатора и лапками щупают белые толстые столбы, на которые ещё час назад они и внимания не обращали. Обиженная кошка лежала в своём уютно устроенном гнёздышке, призывно мыркала, а её неслухи ласкаются внутри батареи. Да, котята счастливы, но и мы счастливы, глядя на них. Счастливы, но спроси любого из нас, задай вопрос о счастье. Удивятся, мол, какое же это счастье? Это, так, обычный, будничный момент… А почему мы не ценим эти искорки счастья? Потому что нас в детстве этому не научили. Взрослые не посчитали нужным потратить минутку и обратить внимание ребёнка на красоту природы, животных, человеческого тела, неба, струящейся воды, заходящегося солнца. В мире тысячи моментов, достойных называться красивыми. Тогда бы и словосочетания такого, как «серые будни» не было. И тех, кто по природе своей замечал красоту Богом созданного мира, «чудиками», «белыми воронами» не называли… Как жаль, маленькие ошибки родителей, воспитательниц, учителей, вырастают в большую проблему. Выросшие дети видят мир «в пол глаза». Кому-то удаётся самостоятельно расширить свой кругозор… а кто-то и в лесу красоту не видит…

                *
     «Старость человека не бесконечна. В ней тоже есть свои периоды…»
                Олег Устинов «От старости лекарства нет»

     Что тут скажешь? В разные годы мы по-разному относились к старости. Кто-то считает, что ему полста лет, а кто-то – всего лишь пятьдесят. А есть женщины, которым уже за семьдесят, а попробуй, скажи, что она «бабушка», обидится так, что и здороваться перестанет.
     Помню, ещё на старом хлебозаводе дело было. Я уже тогда была редактором заводской газеты. И, поскольку хлебозавод был запущен одним из первых предприятий города, то, к тому времени у некоторых работников завода уже был солидный стаж работы. Как-то надо было их поощрять. Вот и решила редколлегия заводской газеты отмечать юбиляров праздничным выпуском газеты. Подошла очередь поздравлять зав. Экспедицией, Пусан Антонину Николаевну, с пятидесятилетием. А надо сказать, что «наша Тоня» молодо выглядела, всегда модно одетая, улыбчивая, во всех отношениях приятная женщина.
     В День её рождения, в кабинете нач. производства завода, собрались все, кто в это время мог быть более-менее свободным от основного процесса выпечки хлеба и хлебобулочных изделий. Жуйкова Л.И. зачитала то, что я в том номере газеты написала, и посыпались поздравления юбилярше от коллег по работе. Наша Тоня, ( как мы её называли – Лялечка), так расчувствовалась, и поблагодарив людей за тёплые поздравления, в частности сказала: «Не дай вам Бог дожить до такого праздника…» Тут мы все и притихли. В числе присутствующих стояли женщины, которые уже перешагнули этот рубеж. И что теперь? Люди переглядывались, но вслух никто ничего не сказал. Все, кто раньше, кто позже понял, что этой красивой женщине уж очень не хотелось стареть. А тут, не спросясь, прилюдно озвучили её возраст… Тогда и мне, ещё очень молодой женщине, впервые пришлось задуматься о быстротечности жизни, и как это больно и неприятно осознавать, что лучшие твои годы уже позади… И не всегда поздравления могут быть приятными.
                *
               


Рецензии