Забытые престолы

(публикуется частично, в книге много фото)
30 июня 2012 года, приближаясь к месту нового назначения, на удалении около 150 км от Санкт-Петербурга, Отец Павел (Гринько) всё время думал об одном, почему на трассе совершенно нет машин, за исключением пары встречных легковых, встретившихся за три часа следования.

Лужский район Ленинградской области встретил его красивейшими полями, густыми таинственными лесами и оврагами, возвышенностями, красующимися осыпающимися боками красного песка, Девонского периода.

До сих пор остаётся загадкой для учёных, почему именно в этом регионе девонские пески, отложения древнего морского дна, находятся так близко к поверхности земли.

С точки зрения человека, девонский период был решающим моментом для эволюции жизни позвоночных: это время, когда первые четвероногие вышли из морей и начали колонизировать сушу.

Девон занимал середину палеозойской эры (542—252 млн лет назад).

Возможно, это остатки древнего Литоринового моря, существовавшего здесь 8500—4000 лет назад. Теперь на его месте частично находится Балтийское море и озёра, болота. В этот период уже берега моря населяли люди.



Солёной свежестью пахнуло от земли и он невольно вспомнил о родной Одессе, детских годах и о том, как уехал с родителями в Сибирь, как возвращался в Одессу и опять уезжал, становление проходило по спирали.

В семинарии он много дружил с братьями и у каждого была причина пойти по этому пути, а он, с самого детства, испытывал чудеса и чувствовал защиту свыше.

Нужды в служении не было, грехов пока не накопил, но окончив кулинарный техникум вдруг понял, что место его там, да и невидимая сила сама привела его в храм, убрав преграды и сомнения внутри.

Тут он улыбнулся, вспомнив как мальчишками они вдруг обратились к богу о разрешении школьной проблемы и она неожиданно разрешилась так, как надо.

На руках посапывала дочь, жена завороженно смотрела на мелькавшие пейзажи.

Глядя на неё, он вновь начинал думать, как он их устроит, будут ли друзья у детей и больше всего волновало, как он станет это поднимать — руины сельских храмов и часовен.

Отсутствие машин на трассе говорило о том, что народу тут мало. При въезде в Осьмино, показались коляски и мамочки, гуляющие с детьми, это вселило надежду.

И вот он, храм Георгия Победоносца, деревянный, абсолютно пустой внутри, без утвари, с вырезанными из журналов картинками икон.

Тут и остановились, идти пока было некуда, первая служба прошла уже на следующий день, 31 июня, но пора было навестить пол сотни окружных деревень, осмотреть эти исторически значимые места и то, что осталось от периода безбожного разрушения.

Глава 2

Храм Георгия Победоносца

Первое упоминание о храме относится к 1498 году — на Осьминой горе, на левом берегу реки Саба, была построена первая церковь. Где-то на полках архивов можно встретить уточнение, что храм возведён на кургане.

При реставрации, после очередного пожара, был найден древний Нахлебный Причастный Крест, который и сейчас стоит посреди храма. По виду он из Иерусалимского известняка, такие ставили на могилах апостолов в I веке, позднее Новгородские земли модернизировали его и очень долго употребляли «эталон в производстве церковной утвари.

Изучения требует не только этот крест, но и вся история мест, существовавших при Иване Грозном, Царь посещал эти места и даже стоял с войском на ИвАновом ручье, чудодейственном роднике с «живою» и « мертвой» водой, ныне родник Любви, близ озера Кушельского, там воины омывали раны. Чудом исцелялись тяжелобольные люди, в настоящее время там возведен поклонный крест.

525 -летие первого упоминания Осьминской Церкви празднуем в этом году. Но не факт, что ее не было в 1240 году, и события « Ледового побоища» прошли стороной, как и не факт то, что заложенные в 980 году кресты Княгиней Ольгой обошли эту местность стороной, есть свидетельства старожилов о том, что кресты были заложены на многих курганах и не далеко, в деревне Каменный Конец, можно его еще увидеть и поклониться, аналогичные кресты есть во Гдове, на территории «Русской Голгофы», так называют Гдовскую крепость, в годы Великой Отечественной войны город был стерт на 96 процентов, население района сегодня составляет 12 тысяч человек, против 300 тысяч в былые времена. Некогда Осьмино относилось к Гдовскому уезду. Гдов происходит от вдовьего статуса княгини Ольги, владевшей этими землями. Гдов — город вдов, поэтому шлейф некоторой обреченности тянется за поселением всё время. На территории крепости находится храм «Державной Божьей Матери» и древние Ольгинские кресты, «Русская Голгофа», могилы царских членов семьи, а русские монархи посещали эти места регулярно, Петры, Екатерины, Александры и иже с ними.

Следующее упоминание о храме Георгия Победоносца, в Осьмино, встречается уже только в 1676 году. Эта церковь тоже сгорела при пожаре в 1700 году, потом была снова возведена и освящена в 1709 году.

Построили её тогда без единого гвоздя, пилами и топорами, из отбитого у шведов леса. Нужно отметить, что в округе уже существовали корабельные рощи и кедровые леса, кирпичные производства, но церковь упорно восстанавливали в исконном стиле.

В храме был пятиярусный иконостас, имелась древняя, XV века, икона Святой Велико-мученицы Параскевы (Пятницы).

Железное пани-кадило храму подарил Пётр I. Один из колоколов был отлит западным мастером Антонием Виленсом в 1651 году. В 1747 году у церкви были пристроены два придела — Пресвятой Троицы и Святителя Николая. В конце XVIII века была возведена высокая и мощная, подобная военной башне, колокольня, соединявшаяся с храмом галереей.

Схожий с творениями крепостного зодчества, облик храма обладал суровым величием. Сын Петра I-го, царевич Алексей, чьей вотчиной было Осьмино, подарил храму серебряную Святую Чашу с государственным гербом, старинные богослужебные сосуды, Даро-хранительницу и Евангелие.

Храм был основательно подновлён в 1896 году: под него подвели кирпичный фундамент и покрыли новой кровлей, а колокольню украсили резьбой.

В 1936 году храм закрыли, коммунистический строй боролся с Богом всеми силами, так же были репрессированы все, кто имел отношение к религии и владению этими землями, не обошла данная акция и мой род, Карабановы исчезали десятками, по надуманным обвинениям, род, берущий корень от Карабанова Ивана (Булгака) — воеводы Великолукского, при Иване Грозном получившем дворянство, княжеский род был просто уничтожен.

А ведь именно Булгак способствовал строительству церквей, организации образования и торговли, защите Российских рубежей, среди членов семьи было много историков, военных, филологов, а ветвь Булгаковых дала нам прекрасного писателя, автора «Мастера и Маргариты».

Книги, иконы и церковная утварь были разграблены. Было разрушено пять куполов храма и главы на пределах. Священнослужителей репрессировали. Уничтожали не только живых, но и мёртвых.

Было варварски разрушено кладбище вокруг храма, стоит чуть копнуть землю — находишь человеческие кости. (Известен случай, как одна «активистка» организовала вскрытие и осквернение могилы священника, с целью сдать его наперсный крест государству).

В 1954 году на святом месте устроили клуб, при этом разломав до основания колокольню. Одно время использовали храм Божий как склад райпо, затем он был приписан к печально известному «дому культуры», который до сей поры своим присутствием оскверняет другой храм села — «Тихвинской Иконы Божией Матери».

Когда 25 апреля 1995 года, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) был вновь образован православный приход, перед верующими села предстал храм, находящийся, по оценке специалистов, в остро-аварийном состоянии.

К западному фасаду храма пристроили новое церковное здание из бруса, и с 1999 года церковная служба совершается не в историческом храме, а в новом.

В мае 2002 года центральный четверик, с которого «красные фашисты» некогда срубили купола, рухнул внутрь церковного сруба, и теперь в Осьмино есть фактически новый храм, на месте древней обрушившейся церкви.

В Осьмино есть и другой храм, каменная церковь «Тихвинской Божией Матери», построенная купцом Гавриилом Карповичем Поршняковым, в 1828 г.

Наружный вид церкви напоминает собою Петербургскую Покровскую. Церковь и строена по её плану. Строитель храма, местный уроженец, проживавший в Петербурге, в должности частного нотариуса, на построение храма продал всё своё имение, а на окончание его даже занял из казны.

Построение храма обошлось в 100 тыс. рублей ассигнациями. Говорят он, при освящении храма, горько плакал, ибо вид церкви не соответствовал затратам и долг, займ от государства, платить было нечем, долг выплатило церковное руководство.

Глава 3

Военный капеллан

«Если солдат погиб — значит, его миссия была такая».



Павел Гринько — настоятель храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в поселке Осьмино Лужского района Ленобласти.

С начала спецоперации Гринько ездит «за ленточку с гуманитарной миссией.

Я хочу рассказать о нашей незапланированной, неожиданной встрече на просторах интернет чатов и дальнейшей дружбе с семьей этого настоящего священника.

Мы тоже собирали кое-что для мирного населения и детей, но с отправкой грузов всегда была проблема. Кроме того, вокруг гуманитарных грузов, это не секрет, столько воронья, что ни деньги, ни товары не доходят по назначению, максимум их, грузы, продадут этому населению.

И вот в поиске надежного канала я познакомилась с отцом Павлом.

Будучи лужским военным капелланом, он стал надёжным звеном для желающих помочь фронту и мирному населению. Доверие многих, очень многих людей не было нарушено ни разу.

Огромные суммы, миллионные, собирались и осваивались лужскими ребятами и отцом Павлом, до 40 тонн грузов за одну поездку отправлялось «за ленту», но сердце всегда желало одного, чтоб этот конфликт был окончен.

Свою позицию по отношению к конфликту на своей исторической родине отец Павел выразил так:

«Когда произойдет преображение нашего сознания, тогда и наступит мир».

И это не лозунг, это кропотливая работа в служении, поездки по госпиталям, на передовую, работа с прихожанами, службы, требы, планы, восстановление храмов и объединение прихожан, круглосуточная работа в духе и личный пример.

Удивляет та глубина милосердного служения, когда в ледяном храме священник, по просьбе прихожан, молится о спасении России на коленях, о воинах, о стариках и детях, раздавая бесплатные свечи, не требуя ничего, кроме искренней коллективной молитвы.

Все эти годы отец Павел изучает исторические документы, мечтает о издании реестра престолов, забытых и разграбленных, стертых с лица земли.

В каждой деревне этой местности было по одному, а иногда и по четыре храма на деревню, теперь это лишь камни поросшие мхом, а население насчитывает «пять приезжих» на лето человек, разве может восстановить церковную жизнь в регионе?

Но «НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК», по молитвам и даётся, в этом году, наконец, после нашей совместной молитвы, стал оживать и храм в деревне Самро, по красоте своей не уступающий ни одному собору Петербурга, спустя почти 70 лет вновь отзвучало Пасхальное богослужение, о котором мы молились задолго до этого на руинах «Троицы Животворящей», под луною, среди зарослей, у древнего кладбища 9 века, где лежат те, кто это строил, свидетели тысячелетнего периода России, ждущие возрождения духовного величия, наша молитва была услышана, храмы оживают.

В завершении моего маленького рассказа о сельской глубинке России хочу отметить, что именно на таких подвижниках, как отец Павел и держится Православие и земля наша Псковская (она же Ленинградская и Новгородская, Шведская, Эстонская, Ингерманландия и пр….) является меккой духа, я не рассказала тут ни о Крыпецком мужском монастыре, построенном в 1455, ни о вновь выстроенном храме в г. Сланцы (Преподобного Серафима Саровского), о сотнях подвижников нашей земли, встреченных мною за свою жизнь, но всех их объединяет одна боль, вернуть величие Российской Духовности и Державного суверенитета.



Глава 4

орден Дмитрия Донского

Орден Святого благоверного Великого Князя Димитрия Донского — орден Русской Православной Церкви. Орден учреждён определением святейшего патриарха Алексия II и Священного синода от 1 октября 2004 года.

.



Когда я только начала писать об Отце Павле, я, уже тогда, чётко увидела его в высоком сане, после публикации «ЗАБЫТЫХ ПРЕСТОЛОВ» события ускорились, сегодня я поздравляю Отца Павла с награждением медалью-орденом Святого Благоверного Дмитрия Донского, трижды произношу «АКСИОС!!!», достойнейший из достойных!



За эти пару лет, с начала СВО, уже около пятидесяти конвоев ушло за ленту с гуманитарным грузом. Окормляя воинов, Отец Павел успевал служить в деревенских храмах, пройти учёбу в Главном Воинском Храме, в Москве, строить и восстанавливать, собирать грузы, поддерживать каждого, кто шёл к нему за помощью. Будто жил он с десятикратной скоростью жизни…























Глава 5

К истокам

Россия, я тебя не знаю,
Не знаю я тебя иной,
Смотрю, пишу или читаю —
Века наполнены войной.
Там ты теснишь Кавказ, адыгов,
Тут туркам кажешь домострой,
Врагам, уж много тысяч лет, ты раздаёшь вериги,
И отправляешь на покой, домой.
Нещадно морозИшь француза,
И фрицу приказала «долго жить»,
В тебе бурлят разнонародные союзы,
И снова в бой, и вновь крушить.
И нет, на козни ты найдёшь управу,
Твой Грозный Царь немного кидарит,
Но русский дух всех меж собой ровняет,
Все русские, среди элит.
Нет, я не знаю зноя пашни,
Не знаю многого чего,
Когда же ты откроешься вчерашней,
Иной, златоголовой и с орлом?
Имперский дух не выбить «Капиталом»,
И крестный ход времён
Не победить,
И вновь тебе суют отраву,
И вновь Иуда льстит и льстит.
Так жернова, вращаясь, судьбы рушат,
Опять в дыму рассвет и пушек гром,
А человек, по-прежнему, лишь хочет кушать,
А райский сад, как прежде, не сажён.
И внуки вновь читают сказки,
Про волшебство и чародейство Вед,
А подрастая надевают каски,
Чтоб удержать потомкам хлеб.
Круговорот незнания всё круче,
Всё дальше истин голоса,
А если станет на России лучше,
Весь мир поверит в чудеса!
Не знаю я тебя, не знаю,
Но в кровь ты проросла огнём,
Берёзами и топями, и мхами,
Ветрами, снегом и дождём.
Застывшими озёрами и небом,
Молочным,
Звёздами в ночи,
Я в той, иной, России не был,
А эту невозможно разлюбить!

Планы по написанию о забытых и разрушенных престолах отошли на второй план. Непрерывное ознакомление с материалом, по нашему краю, ставило меня в тупик и я решила обратиться к истокам, понимая, что пересчитать храмы и курганы, жальники и погосты мне не под силу, а реестр действующих это не моя прерогатива, политизированные данные краеведов скучны и противоречивы порой, я поставила себе задачу выяснить некоторые вопросы, которые интересны многим, но так и не найден ответ на них, так кто же мы такие, русские?

Примерно около 12 тысяч лет тому назад, северо-запад Восточно — европейской равнины, окончательно освободился от древнего оледенения, доподлинно не известно, но постепенно, среди болот и мерзлоты, среди мегалитических валунов и непроходимой чащи, стали появляться первые охотники и собиратели, рыбаки и осёдлые племена, след их стоянок прослеживается в период около десяти тысяч лет назад, краеведы называют его «лесным неолитом».

Данных об этом периоде очень мало, крохи информации, в основном, черпались из раскопок и наблюдений по берегам Чудского озера, Наровы, Плюссы и других водных бассейнов, где можно было жить охотой и рыбалкой.

«Следы» людей каменного века известны и в восточном Причудье и Принаровье.

Стоянки древнего человека найдены на Городищенской горе, южнее Гдова, возле деревни Скамья и Усть-Черно. Отдельные предметы находили во Гдове и севернее Сланцев, возле деревни Вязовое.

В III тысячелетии до нашей эры на территории Эстонии обитали племена финно-угорского происхождения — предки ряда современных народов. У берегов Балтийского моря финские племена встречались с другой большой племенной группой — балтами.

По встреченной мною информации, река Плюсса названа в честь осоки, травы покрывавшей берега, с доисторических времен, так её звали на одном из балтийских наречий.

Эти племена поселялись на голой земле, выгоняя единичные семьи, иногда сохраняя топонимику мест на языках аборигенов, а кто они были я так и не выяснила, но не африканцы точно.

Водь, Чудь, Вепсы, самым многочисленным племенем, из живших к востоку от Чудского озера и по Плюссе, была Водь.

«Плюсса — река в Псковской и Ленинградской обл. России, правый приток Нарвы, длина реки — 281 км, ранее использовалась для судоходства на протяжении 83 км. Истекает в верховьях на запад (на этом участке русло извилисто), в среднем и нижнем течении преимущественно на север, с незначительными поворотами и изгибами русла, много прямых и длинных колен.

В истории известны Плюсские перемирия 1583 и 1585 гг.,между Россией и Швецией, завершившие Ливонскую войну 1558—1583 г., которые были заключены на р. Плюсе (мыза в устье реки). По условиям, за Швецией остались захваченные у России города: Ивангород, Ям, Копорье и Корела с их уездами; Россия сохранила лишь узкий выход к морю в устье Невы. По окончанию в 1590 срока перемирия русское государство возобновило войну против Швеции за возвращение Нарвы и др. земель на Балтике, захваченных шведами.

Топоним известен с XV века, в писцовых книгах Матвея Ивановича Валуева 1497/8 г. описано две деревни Плюса: одна в Хмерском погосте в поместье Нащокиных (на левом берегу р. Плюсы), другая в Которском погосте в общем владении помещиков Заболоцких и своеземцев (на правом берегу р. Плюсы).

«Рассмотрим состояние землевладения в конце XV в. Новгородские монастыри: Юрьев, Антонов, Щилов Благовещенский — имели в Плюсском крае крупные вотчины. …Крупнейшим церковным землевладельцем в Поплюсье был новгородский Антониев монастырь, возникший ещё в веке XII. Антониеву монастырю принадлежали 42 обжи земли в Которском погосте, на востоке нынешнего Плюсского района. … Приведём текст ввозной грамоты В. Нащокиной 1572 г.: «От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси в Шелонскую пятину, в Залесскую половину, в Хмерской погост: в сельцо в Плюсо, в нём храм Воскресенья Христово. …
В XVI — XVII вв. Плюсский край стал по преимуществу территорией служилого землевладения, хотя здесь были и монастырские земли. В XVI в. в Поплюсье появился первый местный монастырь — Посолотин Новые Печеры. … В результате этой войны (Северная война) побережье Балтийского моря отходит к России, и Плюсса перестаёт быть пограничной рекой. В 1708 г. Приплюсские земли были отнесены в состав Ингерманландской губернии, с 1710 г. именовавшейся С.-Петербургской».

«Это самая крупная река на севере области, правый приток реки Нарвы, впадающей в Финский залив Балтийского моря. Название река получила от озера Плюса, где берёт свое начало (сейчас это озеро Заплюсское). Слово „плюса“ в древнерусском языке означало „озеро“».

* ивр. ПИЛЕС выровнять, выравнивать (стезю, дорогу), прокладывать дорогу. Выражение — ЛЕФАЛЕС ДЕРЕХ прокладывать дорогу (от ПИЛЕС).
* ивр. ПИЛУС (от ПИЛЕС) выравнивать площадь, выравнивание, выпрямление. Выражение ПИЛУС ДЕРЕХ прокладка пути.

Гидроним — ориентир; в труднопроходимом озерно-речном и лесисто-болотистом краю, река Плюса служила путевым ориентиром (долина реки) между старинными русскими городами, указывала на прямой путь из Гдова (1322) в Иван Город (1492).

Плюсса, река и поселение — этимология/Сергей Колибаба

Я тоже заметила ивритские и арамейские корни в словах, шумерскую топонимику в Лужском районе, израильские дубли в топонимике и САБА река, (ШЕБА, ЦАБА), «звезда» например, подтверждает многое, сабеизм был не только в Месопотамии, бежали они от Иудаизма и Ислама, на зов Полярной звезды. Туда, где солнце и луна одновременно светят. К нам, в Ингерманландию. Но когда я думаю о Плюссе, вспоминаю Минусинск, а что если все прозаично, плюс и минус, границы чего- то очень значимого. Но тут же встречаю «ЯМ» и «ЯММ», иврит повсюду.

в V — VI веках в эти места начали подходить племена Кривичей, покидая Днепр и Западную Двину. Наиболее густо они заселили нижнее течение реки Великой, и далее стали продвигаться на север, как по восточному берегу озера, так и по западному.

От озера Ильмень двигался ещё один поток переселенцев — ильменские Словене, облюбовав пустые Лужские земли с девонскими песками, постепенно расширяя ореол до Наровы и Балтийских берегов.

К 12 веку дружинники отбирали земли у Чуди и Води, тогда уже существовало земледелие и скотоводство, но охота и рыбалка были основными, добыча мяса и пушнины были необходимы в этом суровом климате. Но всё чаще собирались общиной и жгли делянку под засев, зерно бросалось в еще тёплую зольную пашню, про соху или другое приспособление, не скажу точно когда они появились, возможно каменные мотыги им предшествовали, в этих краях кремнесодержащих камней предостаточно, а арканзас, алмазное точило, и я встречала на Ивановом ручье, точит металл, как надо.

Переселение народов из Европы происходило в разных направлениях, в разное время, на Донские земли уже пришли Готы со своими князьями и величайшей самоорганизованной милитаристской культурой, вытеснив Половцев и Печенегов, другие мелкие племена на Запад, кои оттесняли Ижор и Финские племена, возможно призвание варягов было единственной гарантированной мерой противодействия западным и восточным захватчикам.

Глава 6

Выжить

Каша да лапти, землянки и первые избы, когда-же вы появились? Если учесть, что вот-вот крещение Руси произойдёт, то пару тройку веков до этого, уж не только избы были, но и рубленые крепости, ааа..это у русских по миру всё было, мы-то не про них, или про них? Да нет же, Чудь и Водь, Кривичи и Словени, точно русских не услышала в именах, финно-угры, балты, Словени… старые краеведы пишут через «О», мир давно назвал их «СЛАВЯНЕ», а разница огромная, Словени владели Словом, Славяне славили Бога, Православие на пороге, а мы всё Сл*вян в суперпозиции имеем, без квантовой паузы не провангую кто и как Чеширского кота в болоте утопил.

Итак, вроде южные кидариты, эфталиты, сарматы считаются корнем русских? Потомки сына НОЯ Иафета, возможно это те Кривичи с Днепра? Или Сл*вени {в квантовой суперпозиции}, тогда почему так всё плачевно, эти племена дворцы ваяли на югах, ну уж точно не с острогой каменной по болотам хаживали…

А тут курганы, сопки, жальники этих мест строились из камня и лишь потом засыпались, но не дома, ни замки, ни дворцы…



Но мозг продолжал бастовать, среди кого в первом веке ходил Андрей Первозванный, если до Княгини матушки Ольги население было единичным и «ети» -подобным, тут я вспомнила, что до создания Адама, было около тысячи родов других народов, возможно они и прятались в лесах будущей Ингерманландии, в ожидании викингов с медным топором или крестоносцев с волшебной золотой палочкой, кстати они уже имели ассортимент культурных растений: озимую рожь, ячмень, репу, лук, чеснок, лен, коноплю, Кривичи пришли не с пустыми руками, у Чуди грибов и ягод хватало впрок.

По количеству курганов и насыпей, народ жил к десятому веку плотненько, есть разные способы захоронений, положением тел и положением костей вне сожженных на кострах, полусферические и прямоугольные насыпи, жальники каменные и прочие виды захоронений, объединяет их всех одно, бедность и невычурность, золота и прочих царских подношений тут нет, а потому и исследованы они частично, да и до сих пор множество холмов стоит нетронутыми, им повезло больше, чем фараонам.

Чтобы выжить в этих местах, нужно было выжить чужих, с насиженных мест, родовые междоусобицы начинаются за посаженное поле и грядку лука. Что не редкость и сегодня в этой местности.

Итак, в VIII — IX столетиях население северо-западных земель Руси представляло из себя непрочное многоплеменное объединение словен, кривичей, чуди и води. Лошадь приобретает значение главного тяглового животного. Начинают, всё чаще, строить городища — тесные огороженные селения. Возникают и открытые разносемейные поселения — «селища».

Это результат распада родовой общины на мелкие семейные соседские хозяйства, в которых коллективный труд не играет главенствующей роли.

Объединение сложилось как средство защиты от скандинавских викингов (варягов). Варяги не только по-разбойничьи вторгались в Прилужье, Принаровье и в Эстонию, но и брали относительно регулярную дань, иногда жестоко расправляясь и оставляя голод по пути сбора дани.

Голод это смерть, влажность и морозы, до 45 градусов, требуют питания и одежд.

Глава 7

Точка отсчёта…

В 859 году объединенные племена «изгнаша варяга за море и не дата им дани. И почаша сами в себе володети».

В течении трёх лет произошло самое непонятное для истории Руси, не став платить дань варягам, вдруг приглашают варяга Рюрика в правление, «володеть ими», Новгородскими и Ладожскими землями, до самого Изборска.

Бесспорным остается тот факт, что за тридцать лет правления
Рюриковичей, была объединена северная Русь с Приднепровскими племенами и создано централизованное Древнерусское государство.

Объединение племён шло туго, иногда кроваво, авторитарно, «традиционно- навязанно».

В литературе не принято рассказывать о внутренних сопротивлениях, о тоталитарном искоренении язычества и рандомной культуры, стирании памяти о корнях, спустя тысячелетие мы видим общество распятое на беспамятстве, «Иваны, родства не помнящие», прогрессируем и по ныне в своём разобщении.



В X — XI веках Кривичи и Словене окончательно заполонили бассейн Плюссы и одомашнили берег реки НарОвы, где и расселились рядом с Водью и мелкими Принаровскими языческими племенами.

К началу XI века все земли вокруг Чудского озера и Нарвский перешеек были колонизированы Кривичами и стали фактической колонией Пскова, не знаю, случайно или нет, есть старинное поселение Кривицы и Криуши, возможно это отголоски древних племён, здесь многое напоминает тот период, а окончание «цы» в топонимике всегда печать новгородцев.

Уже при правлении легендарного князя Трувора (IX в.) Изборск, например, был согласно летописи «большим и славным городом». Нет сомнения в том, что в том же веке существовал древний Псков, хотя он и датируется по первому упоминанию 903 годом.

Уже даже окраина Киевской Руси, Псковские и Новгородские земли управлялись дружинниками и были обложены данью, но уже Псковское княжество обособило себя от земли Новгородской, вплоть до XIV века шла междоусобица между отдельными областями и землями.

X век отмечен укреплением границ, отмечен укреплением внутренней «ЭКОНОМИКИ», централизованный сбор дани позволял развивать строительство, содержать армии и назначенных дружинников и воевод. В одном таком путешествии князь Олег и увидел свою Ольгу, обычную псковичанку, девушку-лодочницу, перевозившую его на другой берег.

Взявшая под своё государственное управление Киевское государство, после гибели мужа, княгиня Ольга совершила большую поездку в Прилужье и Псковские земли, в Принаровье.

Княгиня Ольга непрестанно укрепляла западные рубежи, создавала погосты — места сбора дани и оставляла в них дружинников для управления и охраны. Названное в честь Ольги село Ольгин Крест, в XI веке стало организационном центром хозяйственной жизни правого берега реки Наровы, по легенде тут был установлен первый крест, каменный массивный, сохранившийся до наших дней.

Погосты обрастали каменными крестами, со временем рядом вырастали храмы, деревянные или каменные, они горели и восстанавливались, несмотря на революции и войны многое дошло и до наших дней.

Погост Чёрный считается одним из самых ранних, ныне это деревни Черно, Черновское и Монастырёк, остатки каменных фундаментов церквей ещё в моём детстве торчали среди зарослей и мхов, а самые древние поселения поглощены Нарвским водохранилищем, искусственно созданным во времена СССР.

В наших краях погостом теперь называют кладбища, до крещения Руси был обычай кремирования и частичной кремации, в д. Черно, Ленинградской области, курганы соседствовали с первым кладбищем на этой территории, кладбище существует не менее десяти веков, за последние пять десятилетий курганы разграблены, раскатаны под поля, но каменная кладка ограды кладбища пока жива, десятивековую кладку вдруг стали растаскивать переселенцы из современной Киевской сторонки, пребывающие сюда, чтобы укрыться от военного времени, ищущие покой на самой западной границе России.

Копают, даже кладбище разграблено, делая деньги на памяти, хладнокровно выкорчевывая металл и на современных могилах.

Погосты это центральные территории, где не только дань собиралась, но и развивалось духовное, культурное и гигиеническое, прорыв в будущее, а между тем, в Европе уже вовсю строились замки, а эти болотные места только осваивались.

Четыре каменных престола были заложены в этой маленькой деревне Черно, ныне 5 домов, XVIII века, из красного кирпича? напоминают о цивилизации, забыты и монастырь, и корабельные рощи Петра I, всё, что стало ресурсом для строительства Петербурга.

А ветер перемен опять двинул народы мира в разных направлениях, Азия заполоняет Россию до самых западных границ, русские сорвались миллионным числом, переехали в Европу и на Ближний Восток, арабы рвутся к Москве, Лондону и Парижу, в Берлине им сдано всё без боя, с каждым днём микс народов всё ярче, кем вы назовёте себя, потомки сегодняшнего дня? Будет ли идентификация наций через тысячу лет, или все станут просто «землянами»?

Глава 8

Рубежи



Каковы были отношения между Псковичами и Новгородцами с соседней Чудью? Далеко не мирными, сложными.

В период между 1014 и 1036 годами Псковским Князем стал Судислав, брат Ярослава Мудрого,

Судисла;в Влади;мирович (в монашестве Савва, ум. 1063) — князь Псковский (1014—1036), сын Владимира I Святославича. Местно чтится как святой преподобный (затворник) в Соборе всех преподобных и в Соборе Псковских святых.

Носил уникальное в роду Рюриковичей имя (известное также вне княжеской династии). В списках сыновей Владимира называется последним; возможно, был самым младшим. По данным Никоновской летописи, в 1014 году, когда началась борьба Ярослава с отцом, Владимир выделил из Новгородского княжества (имеется в виду политический институт, территориальное название — Новгородская земля) — Псков и отдал его Судиславу, что кажется вполне вероятным, учитывая, что, по данным Повести временных лет, его брат Ярослав Мудрый заточил его именно в этом городе. Ничего не известно об участии Судислава в усобице Владимировичей 1015—1019 годов, однако во время нового тура борьбы за власть (между Ярославом, Мстиславом Тмутараканским и Брячиславом Полоцким) он, очевидно, оказался опасным для Ярослава, который предпочёл его изолировать. В 1036 году по смерти Мстислава он внезапно захватил Судислава и ликвидировал Псковское княжество.

Судислав просидел в тюрьме 23 года, пережив Ярослава Мудрого и оказавшись последним остававшимся в живых сыном Владимира Святого. Его племянники-«триумвиры» Изяслав, Святослав, Всеволод в 1059 году «высадили» дядю из «поруба» (тюрьмы), привели его к присяге (будучи старше их на поколение, он, по русским династическим понятиям, мог претендовать на престол), потребовав от него отказа от права на Киевский престол. Судислав стал монахом в Киевском Георгиевском монастыре, где и умер в 1063 году.

после 1024 года, когда Ярослав потерпел сильное поражение от своего брата Мстислава, вынужден был бежать из Киева, находился в основном в Новгороде, хотя и считался одно время как Киевским, так и Новгородским князем. В 1030 году князья занялись укреплением княжеской власти около Чудского озера и охраны Псковских земель, обложили данью подвластную Чудь. Недалеко от будущего города Юрьева жила «немирная чудь» в городище Оденпе (по-русски Медвежья Голова).

Меры Ярослава по укреплению положения на Новгородских и Псковских землях: он построил город Юрьев для защиты Псковских земель за озером (Юрий — православное имя Ярослава, по другим источникам Георгий, что считается одним и тем же именем), во Пскове посадил княжить брата Судислава, а в Новгороде сына Владимира.

Дань — естественный налог феодальных времен. Но русские князья иногда этой данью не довольствовались, проникали вглубь Эстонии и там требовали дани. Чудь иногда её платила, но чаще сопротивлялась.

Эстонские племена были воинственными и иногда в одиночку, а то и в союзе с ливами, сами нападали на Псковские земли и грабили их. Нападали и на город Псков. Отношения были враждебные, что мы видим и сейчас, в 2024 году.

Ливы — (древн.-русск. либь, ливь) — финно-угорское племя, в древности населявшее территорию современной Латвии до пришествия балтийских племён. При непосредственном участии ливов сформировались современные латыши.
Леттландия, Леттланд, Латгалия — страна леттов, они же латгалы, летгалы, летгола и лотыгола. Населяли восток современной Латвии. Долгое время исповедовали язычество, упорно сопротивляясь христианизации. Современное латышское название края Латгале.
Венеды — древний народ, обитавший в Восточной Европе на рубеже н.э., считается одним из народов — предков славян. В старинных летописях венеды часто отождествляются со славянами. Венеды, венеты, венды, винды, -древнейшее зафиксированное в исторических источниках название славян. Геродот (5 в. до н. э.), перечисляя племена прибалтийских земель, назвал «энетов». Возможно, это является первым упоминанием о венедах. В первые века н. э. упоминание о венедах встречается в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и других.
Историк Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» (De origine actibusque Getarum) пишет:" Между реками Дунаем, Тисой и Олтом лежит Дакия,..к северу.. на необозримых пространствах расположился многолюдный народ венедов. Несмотря на то, что теперь их название меняется соответственно различиям родов, но все же преимущественно они называются склавенами и антами». В средние века немцы называли славян венедами. (Wenden, Winden). Правописание в те времена было вольным, не устоявшимся, а потому венедов путали с финнами Winland — страна венедов, но написание Vinland вело к путанице, так как буква V в немецком языке и по сей день читается как Ф (Vater — отец; Vaterland — отчизна, родина). Vinland = Финланд, Финляндия, страна финнов. Такова одна из гипотез происхождения названия Финляндия, в то время как сами финны называют свою страну СУОМИ.
Память о венедах ясно просматривается в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию: финское «ven;l;inen» (русский), «Ven;j;» (Русь, Россия); эстонское «venelane» (русский), «Vene» (Русь); карельское «Vene;» (Россия)
при реке Трейдере (совр. латышск. Га;уя, историч. русск. Лифляндская Аа)
Финнингия — название Финляндии на латинском языке. Считается заимствованием из «Натуральной истории» Плиния Старшего. Тот употреблял название Энингия (Aeningia), позже преобразованное в Финнингия. Впервые появляется в сочинении Олауса Магнуса (брата Йоханнеса Магнуса) «Финнингия — королевство давних времен» (Finningia olim regnum) в 1539 году. Употреблялись также названия Фенния, и Финния. Попытка вывести название Ливония от конкретной персоны. из Легенды об итальянском герое — прародителе племени ливов, скорее связана с Великим переселением народов.

википедия

В год смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) посадник Остромир совершил поход на территории нынешней Эстонии.

Поход был неудачным, посадник погиб. Князь киевский и новгородский Изяслав Ярославович совершил против Чуди два похода: в 1054 и 1060 годах. Во время второго похода взял Медвежью Голову и наложил на племя «сысолу», в 2000 гривен дань. Но весной Чудь отказалась платить еЁ, подожгла Юрьев и пошла на Псков. Новгородцы выстояли, но потеряли около тысячи человек.

В 1111 году Мстислав Владимирович напал на Чудь очелу, жившую в земле Виру, северо-западнее озера, оттеснив чудской народ до моря. В 1117 ходу чудь захватывает Юрьев. Возвращен (отбит) он был только в 1139 году. Но после русского похода 1171 года Чудь снова перешла в наступление, снова взяла Юрьев и захватила все русские городки в Псковских колониях. Владела Юрьевым до 1191 года. А в 1176 году совершила сильное нападение на Псков. В таких «забавах» обе стороны не заметили критического наступления Немецкого Ордена Меченосцев. Завоевание Прибалтики была организована монахом Мейнардом, будущим епископом Ливонии. Неся католическое христианство язычникам, Православным и всем прибалтийским народам, да-да, Православие было приравнено к язычеству! Так что не обессудьте, Черный погост стал сухопутной дорогой для рыцарей «правильного» Христианства.

С удивлением прочла, что Новгородцы не придали этому значения, кое где есть упоминание, что они делали набеги на эстляндские земли, а ответка приходила Псковичам.



В первые годы XIII века, когда Новгородцы были заняты борьбой с Суздальскими князьями, Чудь нападает на Псковские земли, а в 1211 году и на сам Псков.

Это уже встревожило Новгород, и Новгородский князь Мстислав Удалой совершает против Чуди три похода, из них два через Нарову: в 1212 и 1214 годах. В 1212 г. он разорил Чудь-торму, а в 1214 г., с войском в 15 тысяч воинов, прошёл далеко вглубь к Варболе. Взял её и ушёл. Чудь сразу ответила набегом на Псков.

Немцы подобрались к Юрьеву и Оденпе, спровоцировав объединение прибалтийских племён и русских князей, появился общий враг.

К концу XII века восточные берега Балтийского моря оставались последним уголком Европы, куда не успело проникнуть христианство западного образца. Местные племена ливов и часть латгалов в то время являлись данниками Полоцкого княжества, а эсты и латгальские княжества Талава и Адзель (в русских летописях называвшиеся «Очела») — Новгородской Руси. В условиях зависимости от Пскова правители Талавы — Таливалдис и его сыновья — приняли православие, от которого отказались с переходом под власть рижского епископа. В Герсике, по свидетельству летописца, до её завоевания крестоносцами имелась православная церковь.
В 1193 году папа Целестин III объявил крестовый поход против прибалтийских язычников с целью обратить их в католичество и вывести из-под влияния православия.]

Ливонский крестовый поход — один из северных крестовых походов, который привёл к завоеванию немцами и датчанами территорий современных Эстонии и Латвии в конце XII — начале XIII веков. 2 февраля 1207 года на завоёванных территориях было образовано теократическое княжество Terra Mariana, входящее в состав Священной Римской империи, но в 1215 году папа Иннокентий III провозгласил эти земли владением Святого престола.
В 1226 году Вильгельм Моденский разделил захваченные немцами и датчанами земли на шесть феодальных владений, что послужило основанием лифляндского государственного организма последующего времени, которое было закреплено Договором в Стенсби 7 июня 1238 года.

После покорения все местные язычники были обращены в христианство, хотя до Реформации в XVI веке у них не было религиозной литературы на национальных языках. Папский легат Вильгельм Моденский разделил всю землю Прибалтики на шесть феодальных владений: Рижское епископство, Курляндское епископство, Дерптское епископство, Эзель-Викское епископство, территорию под управлением Ливонского ордена, и Dominum directum датского короля — Эстонское герцогство. В 1227 году меченосцы завоевали все датские владения в Северной Эстонии. После битвы при Сауле оставшиеся в живых члены Ордена меченосцев вошли в состав обосновавшегося в Пруссии Тевтонского ордена, и стали известны как Ливонский орден. 7 июня 1238 года, в соответствии с договором в Стенсби, тевтонские рыцари вернули Эстонское герцогство Вальдемару II. В 1346 году эта территория была продана обратно Ордену, и стала частью Орденского государства.

википедия

До Ледового побоища оставалось пару-тройку лет.

Битва на Чудском озере у Вороньего камня, в которой русская дружина под предводительством князя Александра Невского сражалась с рыцарями Тевтонского ордена.

Битва состоялась 5 (12) апреля 1242 года.

(Как же затянулись распри за Балтийские земли, Королевства Дании и Швеции преуспели аж до самого Плюсского Мира! А и до фашистской интервенции, до немой пропаганды свидетелей Иеговы и прочих сект, до сегодняшнего дня идёт тихое вползание из вне скрытых вирусных корон, а не взять…)

Соглашение между Московией и Швецией, заключённое в 1583 году. Оно завершило Ливонскую войну 1558–1583 годов.

Перемирие было заключено на реке Плюссе на 3 года (продлено в 1585–1586).

По условиям перемирия под властью Швеции остались захваченные у Московии города: Ивангород, Ям, Копорье и Корела с их уездами. Московия сохранила лишь узкий выход к морю в устье Невы (от реки Стрелки до реки Сестры).

По истечении в 1590 году срока перемирия Московское правительство возобновило войну против Швеции за возвращение Нарвы и других земель на Балтике, захваченных шведами.

ПЛЮ;ССКОЕ ПЕРЕМИ;РИЕ, условное название перемирия между Рус. гос-вом и Швецией, завершившего воен. действия между ними в ходе Ливонской войны 1558–83.
После заключения Ям-Запольского мира 1582 с Речью Посполитой рус. правительству необходимо было завершить воен. действия со Швецией, войска которой в 1581–82 заняли Нарву, Везенберг (ныне Раквере), Толчбор и ряд др. крепостей в Сев. Эстляндии, а на рус. территории захватили Ивангород, Ям (ныне Курессааре), Копорье, Корелу (ныне Приозерск). Первые переговоры прошли в мае 1583 и завершились заключением перемирия на 2 мес. В авг. 1583 на мызе, расположенной на правом (русском) берегу р. Плюсса при её впадении в р. Нарова (Нарва), состоялись новые переговоры. Швед. делегацию возглавляли наместник Лифляндии и Ингерманландии барон П. Делагарди (Де ла Гарди) и наместник Финляндии К. О. Тотт, в российскую входили кн. И. С. Лобанов-Ростовский, думный дворянин И. П. Татищев, дьяк Д. Петелин. 10 (20).8.1583 было заключено 1-е П. п. по принципу «кто чем владеет на момент переговоров» (захваченные рус. города оставались за Швецией) на 3 года, начиная с 29.6 (9.7).1583. Никаких др. условий оно не содержало, не удалось договориться даже об обмене пленными.
Швед. делегация в том же составе подписала с рус. делегацией (боярин кн. Ф. Д. Шестунов, думный дворянин И. П. Татищев) 28.12.1585 (7.1.1586) второе П. п., вступавшее в силу 6 (16).1.1586. Оно было заключено на 4 года на тех же условиях («кто чем владеет» на момент подписания). Тогда же была назначена дата следующей встречи для продолжения переговоров [20 (30).7.1586], но она не состоялась.
В сложившихся условиях ни Рус. гос-во, ни Швеция не хотели заключать мир и фиксировать его условия, т. к. были не согласны с существующим положением дел. Швеция хотела закрепить за собой захваченные территории, а Рус. гос-во не могло признать эти захваты и рассчитывало на реванш. Показательно, что в текстах П. п. никак не зафиксированы территориальные разделы и захваты, т. к. стороны не хотели их оформления на бумаге, чтобы иметь возможность продолжать их. Кроме того, Швеция настаивала на изменении позорной для неё практики заключения рус.-швед. договоров только с новгородскими наместниками и хотела вести диалог напрямую с Москвой. Рус. сторона была готова пойти на это, но только при условии территориальных возвратов. Монархи обоих государств претендовали на титул «Лифляндский» и не желали его признавать за противной стороной.
И 1-е, и 2-е П. п. фактически не соблюдались пограничным населением (документы содержат многочисл. описания мелких стычек, взаимных нападений и грабежей). Следствием этого стала новая рус.-швед. война 1590–93 (см. в ст. Русско-шведские войны), результаты которой закреплены Тявзинским миром 1595.

Большая Российская Энциклопедия 2004—2017 г.,автор: А. И. Филюшкин

Как же мы гордились в русской школе своим величием, своей мощью и преданностью Православию, читая о данном периоде, а куда же делось Славянское язычество и вера, никто не расскажет, неужели так просто сдали веру с историей в 600 млн. лет? Или кровью залито было поминовение костров, рощ и папоротников? Сказка ли память об острове Рюген или это чья-то политика мутить головы, провоцировать на распри? А понимали-ли славяне, что «раб божий» это на иврите не раб, а соработник, местами даже Господин. Что за тысячу лет так и не обуздан грех рабами Божьими, но рабами народ стал, рабами желаний и удовольствий, а мог стать несущим свет. Впрочем, каганаты тоже не вывезли работу.

Глава 9

Гдов

О Гдове можно писать бесконечно.



Гдов — город в России, административный центр Гдовского района, Псковской области.

Основан в 1431–1434 годах как город-крепость и административный центр — пригород Земли Псковской. Участвовал в борьбе с немецкими, польскими, шведскими захватчиками.

В 1617 году по Столбовому миру Гдов был возвращён России.

В 1708 г. приписан к Ингерманладской губернии (с 1710 г. Санкт-Петербургской), с 1719 г. — в Псковской провинции. С 1727 г. — в Псковской провинции Новгородской губернии.

19 июля 1941 года город был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Освобождён 4 февраля 1944 года войсками Ленинградского фронта в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

В 1992 году Гдовский район стал пограничным районом, тем самым приобрел новое геополитическое и геоэкономическое положение: по акватории Чудского озера проходит государственная граница с Эстонией. В городе имеются рыбозавод, овощеконсервный и молочный заводы, краеведческий музей.

Гдов находится в пределах Гдовского благочиния Псковской епархии Расположен на р. Гдовка, в 2 км от её впадения в Чудское озеро, в 125 км к северу от Пскова, в 233 км от Санкт-Петербурга, население — 3743 чел. (2015)

«А берег весь и городок Гдову …взяша», пишет летописец о войне с ливонскими рыцарями, упоминая Гдов.



Город Гдов посещал Петр I.С целью пожалования герба с однодневным визитом Гдов посетила Екатерина II.

С 1778 года — уездный город Санкт-Петербургской губернии, крупный торговый центр. С 1780 года Гдов становится уездным центром Петербургской губернии, получает статус города и свой герб.

В 1856 году в уездном городе Гдов Санкт-Петербургской губернии насчитывалось 4 церкви, 251 дом, 22 лавки. Имеются и списки святых и списки престолов на административном сайте:

Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, управлял Гдовским викариатством в 1904 — 1909
Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский и Гдовский, управлял Гдовским викариатством в 1910 — 1917
Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский, сидел в заключении с декабря 1922 — нач. 1923 г.



Храмы:

Державной иконы Божией Матери, собор

Утраченные:

Афанасия Александрийского
Димитрия Солунского
Марии Магдалины
Николая Чудотворца
Параскевы Пятницы
Успения Пресвятой Богородицы

Много-ли передано истории в этих сухих строках? Как передать дух этого народа, закаленного набегами, бедностью и суровым климатом? Еще в середине, до самого конца XX столетия, не было нормальных дорог, да и сейчас мостовую из валунов встретишь чаще, чем асфальт в окрестностях Гдова.

При советском строе была железная дорога до Питера, ныне и её нет. Судьба города печальна, как и его история, особенно если вспомнить княгиню Ольгу и ещё более печальна история «русской голгофы», памятный крест имеется на территории Собора Державной иконы Божией Матери, Там каждый сантиметр пропитан историей и скорбью.



«Это был недостаточно обжитый край Киевской Руси. Отсюда и озабоченность киевских князей об этом крае, и поездка княгини Ольги с целью организа¬ции управления и сбора дани в осваиваемых местах. Если проследить колонизацию вдоль озера и реки Нарвы по времени, легко заметить четкую закономерность: к югу от Гдова и, в частности, в Залахтовье возраст поселений и могильников нисходит к X веку и даже ниже его, а в среднем течении Нарвы поселений старше XI — XII веков не обнаружено. Средневековые поселения Принаровья датируются XI — XIV веками. К ним относятся: поселения у Криушей, Степановщины, Скорятиной Горы, два поселения около Омута (Отрадное) и два около Загривья. Предполагаются поселения возле деревень Мокреди и Кондуши.

Около Скамьи было обнаружено поселение XIV столетия. К указанному столетию Принаровье было заселено уже довольно густо. Почти все сведения о жизни людей в этом крае получены с помощью археологических раскопок. О чем же они говорят?
Наш край в этот период был краем натурального крестьянского хозяйства находившегося в феодальной подчиненности. Здесь жили данники: и русь, и водь. Преобладала русь. Объектами раскопок в Принаровье были селища, могильники типа курганов и грунтовые могилы. Новгородские жальники, характерные для грунтовых могил в центральной и восточной частях нашего района, здесь не распространены. Это еще одно доказательство направления колонизации с юга — на кривичей.

В начале нашего века селища не были обнаружены. Раскопки производились только на курганах. Уже тогда их было найдено несколько десятков. Большую работу в 1900—1901 годах провела экспедиция В. Н. Глазова в Ольгином Кресте, Криушах и Скорятиной Горе, где было раскопано более 30 курганов. Он же обнаружил в Больших Полях кладбище с 52 грунтовыми могилами и 10 курганами. 40 курганов и почти столько же жальников были найдены в дер. Кушела на склоне берега озера. Курганы-полушария от 70 см до 2 м высоты, почти все с каменными ограждениями. Глазов раскопал 8 курганов. В Малых Полях, в указанное время были зарегистрированы 11 курганов и 5 жальников обложенных камнями. Между сухим оврагом и Плюссой находились могилы, обставленные плитами из известняка, были и каменные кресты. Раскопки производились и в других местах: Борках, Куклиной Горе, Гусевой Горе, Гостицах, Засторонье. Важную и очень тщательную работу выполнила ленинградская экспедиция под руководством Н. М. Гуриной в 1951—1953 годах. В частности, она зафиксировала местоположение селищ. Однако, раскопкам селищ большое внимание не уделялось, так как, с одной стороны, большинство из них подвергалось распашке, а с другой — материал, который здесь находили, оказался очень однообразным. В основном — это обломки керамических сосудов из желтой глины, грубо перемешанной с непросеянным песком, отчего в них встречаются крупные зерна кварца. Сосуды имели прямые края и плоские днища, что свидетельствует об их примитивном изготовлении способом лепки. Более многочисленный и интересный материал дали раскопки курганных могильников. Что такое курганный могилььшк? Это — средневековое кладбище, где курганы расположены близко друг к другу. Курганы были различных размеров — прежде всего по ширине — могли быть индивидуальными, а чаще — групповыми захоронениями. В груп¬повом кургане новые покойники укладывались на том же уровне рядом со старыми и насыпь удлинялась. Экспедиция Л. М. Гуриной среди большого количества курганных групп южнее и восточнее Криушей и на обширном могильнике на краю леса возле Ольгиного Креста обнаружила много курганов, не тронутых ни более ранними исследованиями, ни грабителями. Были раскопаны 4 кургана у Криушей, грунтовой могильник в Загривье и большая группа курганов в Ольгином Кресте. Материалы раскопок были отправлены в Эрмитаж и Москву. В Эрмитаже есть макет раскопа с лежащим посередине скелетом. 615 предметов из этих раскопок Эрмитаж передал Сланцевскому краеведческому музею. Остановимся подробнее на раскопках в Ольгином Кресте. В 1951 году экспедиция вскрыла там 8 курганов, в 1952 году — 18, в 1953 — 12. Каким был обряд захоронения и что в курганах нашли?
Обратим прежде всего внимание на главные особенности захоронений. Ни при каких из них в те времена глубоких ям не рыли. Даже грунтовые могилы имели глубину не более 80 сантиметров. При курганном захоронении покойника клали в небольшое углубление, а затем засыпали большим количеством песка или земли, которую приносили со стороны. Высота курганов у Ольгина Креста не выше 1,2 м, но диаметр большой — до 6 метров. Форма кургана чаще всего — полушарие. Мертвецов укладывали головой к западу, руки сгибали на груди. Курганы обкладывали камнями: в XI веке редко расставленными, в XII — XIII веках — сплошным ограждением. Позже курганы и сверху покрывались камнями, а в головах ставился большой валун — памятник. Что же в них было?
Наибольший интерес с точки зрения количества и ценности представляли женские курганы. В них найдено большое количество украшений, в том числе и по тому времени — драгоценностей, сделанных из серебра. В мужских захоронениях в основном только проржавевшие железные ножи, остатки кожи от ножен, элементы тканей. Интересен тот факт, что нигде не были найдены предметы христианского культа, не встречаются кресты и в орнаментах украшений. Видимо, наши предки, живя среди финских племён-язычников, не очень крепко верили в Христа. Находки показывают интернациональные связи местных жителей, так как металлов для изготовления бронзы и тем более серебра на Руси в то время не добывали. Серебро могли завезти варяги или арабы. Ну, а обработка может быть была и местная. Все загадки прошлого раскопки не раскрывают,
СПРАВКА
ПОСЕЛЕНИЯ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ К КОНЦУ ХIII ВЕКА
I. ГОРОДИЩА (укрепленные поселения)
1. Сторожинец (к югу от Гдова посредине восточного берега Чудского озера. 2. На острове Городецком напротив устья р. Желчи. II. СЕЛИЩА, ИЗВЕСТНЫЕ ПО ИХ ОСТАТКАМ
1. Омут. 2. Криуши, 3. Скарятина Гора. 4. Ольгин Крест. 5. Щепец. 6. Раскопель и Залахтовье. 7. Островцы. 8. В устье Желчи. III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СЕЛИЩА ПОБЛИЗОСТИ ОТ КУРГАННЫХ ГРУПП (некоторые)
1. Борки. 2. Патреева Гора. 3. Гусева Гора. 4. Хотило. 5. Куклина Гора. 6. Засторонье. IV, НЕКОТОРЫЕ СЕЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ В XIV ВЕКЕ УЖЕ СУЩЕСТВОВАЛИ (возможно, с другими названиями)
1. Гдов. 2. Верхоляне., 3. Скамья. 4. Загривье. 5. Зажупанье. 6. Филево. 7. Доложск. 8. Савиновщина. 9. Засторонье. 10. Кушела.», повествует нам местный краевед Петров Е. Н.

И нигде об Ольге, княгине-вдове, мужская солидарность не хочет признать, что женщина способна превзойти мужской интеллект.


Рецензии