Говорящий экспонат

          Молодые супруги-реставраторы, Артём и Лиза, после блестящего окончания «художки» считали, что их ждёт путь в большое искусство, и будут у них лавры Сурикова и Врубеля. Судьба, однако, распорядилась иначе, направив их кисти и души не на создание художественных шедевров, а на возвращение к жизни штукатурки в подмосковной усадьбе «Горки». Работа была тихой, медитативной и немного… птичьей.
          Усадьбу населяла особая порода существ - почтенные, видавшие виды во;роны. Они восседали на вековых дубах, словно чёрные неприкасаемые аристократы, и с глубочайшим скепсисом наблюдали за человеческой суетой. Но один из них, самый крупный и с пронзительным умным взглядом, проникся к семейной паре симпатией. Возможно, его тронули их бесконечные споры о полутонах или регулярные приношения в виде хлебных горбушек.
          - Смотри, хлебушек твой принёс, птичка, - ласково говорила Лиза, бросая ломоть хлеба с горбушкой на дорожку, усыпанную гравием.
          - Да это не птичка, это настоящий орёл! - подхватывал Артём. - Смотри, какая осанка, какой взгляд! Ах ты, наш Орёл!
          Во;рон, которого они вскоре и стали звать Орлом, оказался способным учеником. Известно, что эти птицы неплохо подражают человеческой речи. Вскоре в его лексиконе, помимо карканья, прочно обосновались вполне человеческие три слова: «хлебушек», «птичка» и величественное - «Орёл»! Идиллию их дружбы нарушали лишь туристы. Особенно школьные экскурсии, которые водила строгая женщина с лицом непрошибаемого музейного смотрителя - МарьИванна. Она не столько рассказывала, сколько отбивала атаки детского любопытства фразами вроде: «Это неинтересно» или «Отстаньте с глупостями».
          И вот в один из таких дней случилось невероятное. Орёл, совершая свой утренний променад по главной аллее подмосковной усадьбы, с достоинством что-то клевал на дорожке с гравием. И тут как раз на его пути возникла группа школьников, ведомая музейным смотрителем, МарьИванной.
          - …архитектор возжелал совместить ампир с поздним классицизмом… - вещала экскурсовод.
          - МарьИванна, а что это за птичка? - пропищал один из смельчаков, указывая на во;рона.
          Наступила тишина. МарьИванна своим строгим взглядом изучала птицу: «Не ворона - та мельче. Не грач - у того клюв…, в общем - не грач». Внезапное озарение осенило её. Она воздела узловатый палец, и аллея, вместе с экскурсантами, замерла в ожидании пришедшего откровения.
          - Это, дети, - с торжественной паузой изрекла она, - в;рон. Птица мудрая, герой русских сказок и мифов.
          Орёл, услышав обращённую к нему человеческую речь, приостановил клёв. Он повернул свою мудрую голову, блеснул каким-то почти философским взглядом и, чувствуя себя обязанным поддержать беседу, абсолютно невозмутимо, чётко и громко произнёс:
          - Орёл!
          Эффект был сродни разорвавшейся бомбы. МарьИванна, не издав ни звука, как подкошенная, медленно и плавно осела на дорогу, уставившись на птицу пустыми глазами. Её папка с методичками мягко шлёпнулась рядом.
          Дети же, вместо того чтобы помочь, застыли на секунду в ступоре, а затем взорвались таким искренним, раскатистым хохотом, от которого, казалось, задрожали листья на вековых дубах. Они в жизни не видели ничего смешнее: говорящая птица, поставившая на место самого всезнающего взрослого - музейного смотрителя!
          А Орёл, довольный произведённым фурором и исполненный собственного достоинства, важно кивнул, повернулся и пошёл прочь, бормоча себе под нос, вернее сказать, под клюв, человеческим голосом, уже полный набор слов:
          - Хлебушек… птичка… орёл… - словно подводя итог блестяще проведённой дискуссии.

30.10.2025 г.


Рецензии