Образы Петербурга
Мы ходим по жизни дорогами, протоптанными нашими предками.
Михаил вошёл в переднюю дверь 440 автобуса, осмотрелся. Заметил, слева у окна сидит женщина смотрит на него и улыбается? Подошёл, сам улыбнулся: « Вера Ивановна! Голубушка! Здравствуйте!» Девушка с соседнего кресла встала, прошла к выходу. Михаил сел рядом со знакомой.
- Куда путь держим? Вера, посмотрела на него серьёзным видом.
- Как куда! С дома еду на свою бывшую работу, улыбнулась. Михаил удивлённо спросил:
- Ты же на пенсии?
- Да, на пенсии, гуляю по чудным местам, это мне придаёт силы дальше жить.
- Когда строй поменялся, я как преподаватель по «обществоведению» стала не нужна! Да и рассказывать не знала что? Она покачала головой.
- По совету подруги, пошла в экскурсоводы, по городу на автобусе, пришлось подучиться. У нас было несколько маршрутов. Под названием « Душа Петербурга». « Образы Петербурга», ведь каждый город имеет свою судьбу. Гёте говорил, в своём произведении, из цикла «Римские элегии». 1790 год - « О Рим, ты целый мир!» А наш город не меньше!
- Мои любимые маршруты « Петербург Достоевского». Ну и конечно «Петербург Пушкина». Она вздохнула, посмотрела в окно, где мелькали высотки. Автобус бежал к центру. Вера тихо сказала: « Весь город мой непостижимый…!» Александр Блок. Повернулась к Михаилу.
- Хочешь, проведу экскурсию для тебя одного! Поехали со мной, тебе будет интересно.
Михаил подумал: «Я сам еду в центр, хочу прогуляться по улице Куйбышева. В доме №5, в маленькой комнате, коммунальной квартиры жила моя бабушка Катя. Шесть комнат, утром очередь в туалет, в ванну, там стоял старинный титан, водогрейка, мылись. Поэтому в гости к бабули, старался забегать днём. Она угощала варёной вермишелью с тёртым твёрдым, зеленым сыром. Зайду в Петропавловскую крепость, - он даже вздохнул, - хожу, воспоминаю детство, это для меня как лекарство от старости!»
- Куйбышева 5! - Вера задумалась, - это у него во дворе стоит домик Петра 1, в 1703 году, построенный солдатами - плотниками Семёновского полка, даже без каменного фундамента.
- Да, - сказал Михаил, - это Петровская набережной д. 4. В нём, я много раз бывал. Единственная постройка первых лет Петербурга. 26 мая, через два дня после постройки Пётр торжественно, под пушечные залпы въехал в новое жилище. В доме не было печей и дымохода. Царь жил в нём только летом. Ещё при жизни Петра 1, дом был признан памятником истории, взят под охрану. В 1723 году сделали первый каменный футляр. В 1844 году был создан настоящий футляр над домом.
- А заметил ты, - Вера решила уточнить, - что стены, обтёсанные сосновые брёвна, раскрашенные под кирпичную кладку, что в доме разные по размерам окна, мелко остекленные, свинцовые переплёты, обращённые к реке. Три двери тоже разные, входная дверь ниже роста Петра 1. Дом покрыт дощечками в виде черепицы.
- Крышу, видел, Пётр дом называл « красными хоромами». Помню, на конце конька - «бомбы с горящим пламенем, раскрашенные ядра». Михаил рассказывал о доме, так, кок - будто там жил его знакомой сосед. Наступила пауза. Спокойно добавил.
- А ещё был повод, бывать часто там. От бабули я ходил на свидание к Аннушке, она училась в Первом медицинском институте. Жила в общежитие, бывшие Гренадерские палаты. Гуляли от крейсера Аврора, по набережной Невы. До домика Петра 1. Нагулявшись, я приглашал Аннушку в молочную столовую. Это рядом с бабушкиным домом. Какие там были вкусные молочные сосиски! Помолчал, засмеялся.
- Помню, первый раз зашёл к Аннушки в комнату, общежития. Она подошла, посмотрела на меня и строго спросила: « Ты чего накурился, запах ух?» Так я бросил курить.
- Эх! Строгая женщина была, - вздохнула Вера, - как врач замечательная! Повернулась к окну, с каким - то восторгом сказала:
- Ликуйте вы, Петровы стены,/ Играйте Невские берега! Это слова поэта Сумарокова. Ну что выходим, спускаемся в метро едем до станции Московский вокзал. Там и решим с чего начать. Вышли, заскочили в троллейбус.
- Мы еде по Невскому проспекту в центр Города!
Пока ехали, Вера как то странно смотрела на вывески на домах. Серьёзно сказала.
- А ты знаешь, что в 1710 году в России был введён гражданский шрифт, который, заменил кириллицу. Михаил пожал плечами.
- Надо знать! Пётр получил приготовленный экземпляр азбуки с «изображением древних и новых письмен славянских, печатных и рукописных». Просмотрел, перечеркнул все как заглавные, так и прописные церковнославянские буквы. Оставив только буквы гражданского шрифта. На обороте переплёта азбуки собственноручно написал: « сими литеры (буквами) печатать исторические и мануфактурные книги, а которые почернены (вычеркнуты), тех в вышеописанных книгах не употреблять». Новые буквы стали удобные для набора при печати.
Вышли с троллейбуса. Пошли медленно: « Ну, вот и пришли, я тебя подвела к зданию Главного адмиралтейство, правильно Дворцовый проезд № 1; Адмиралтейская наб. 2. На этом месте начали в 1704 году строить объект , совмещающий функции оборонительного сооружения и верфи. В 1706 году была возведена башня, со шпилем. Тогда же и появились одноэтажные мастерские. Все здания были деревянные. Они быстро обветшали и уже в 1717 году заменили их каменными.
- Почему я начала с этого здания, а потому что это трёх осевая композиция фасада , обращена к Невскому проспекту, образована башней и двумя крыльями с двенадцатью колонными портиками .
- Адмиралтейство главное звено в системе городских ансамблей. Именно Адмиралтейство завершает перспективы трёх главных улиц в историческом центре Петербурга ( Невский и Вознесенский проспекты , Гороховая улица), - улыбнулась и добавила, - Адмиралтейский шпиль - один из главных в городе , он знаком даже тем, кто не разу не был на берегах Невы! Всё пошли дальше.
Вера не молчала: « А теперь посетим Летний дворец Петра 1 - это небольшое двухэтажное здание в Летнем саду, одно из первых каменных дворцов Петербурга. Он возведён с отделкой в 1710 – 14 годах. Первым зодчим столицы Д. Трезини. Подойдем к зданию, обрати внимание на примечательный барельеф над входом - богиня мудрости, покровительница наук и ремесел Минерва в окружении знамен и трофеев».
- Конечно, всё это я уже видел, знаю - все барельефы выполнены на античные сюжеты, служат прославлению военных успехов России в Северной войне. Мне хочется ещё раз погулять по Летнему саду. Любоваться в золото окрашенные деревья, античные скульптуры.
Пошли в саду, гуляя, говорили о личной жизни. Что работа многие годы, медленно съедала лучшие годы жизни. В праздники объедались, отсыпались. Конечно, дети вытаскивали на улицу. Ходили в музеи, цирк, театр, ездили в Пушкин … . Отвлеклась!
Вернулись, пошли по набережной. Вера неожиданно сменила тему: « Зимний дворец, знаю, ты там бывал, но сказать о нем надо! Это отдельная большая история. Их было шесть. У каждого своя история. Первый построен в 1711 году, недалеко от Адмиралтейства. Не сохранился. Второй в 1721 году у зимней канавки. В нём Пётр 1 прожил свои последние годы. Потом третий, … .
- Четвёртый Зимний дворец построен в 1733 - 35 годах, для Анны Иоанновны.
- Растрелли пришлось строить и пятый Зимний дворец для Елизаветы Петровны. Это было огромное деревянное одноэтажное здание, занимало два квартала, от Мойки до Малой Морской, - Вера посмотрела на Михаила, - от него не осталось и следа. Его разобрали, - задумалась, - разрушая исторические дома , люди лишают нас воспоминаний.
- Нынешний дворец шестой. А если учесть, что в 1837 году, в новом, шестом дворце был грандиозный пожар! И была уничтожена вся внутренняя отделка. Рассказывать нечего.
- После восстановления интерьеров, дворец дошёл до нашего времени. Говорить?
- Я там бывал много раз. Так как за один раз все не осмотреть. Они остановились.
- Ты прав, - лицо у Веры сияло, ей нравилось рассказывать, - тогда посмотрим на Меншиковский дворец! Ну, это Университетская набережная дом 15. Подъедим!
Вышли с троллейбуса, Вера остановилась у гранитного ограждения, посмотрела на часы. - Скоро обед, сегодня кратко расскажу об этом дворце - показала рукой на дворец, мы на левом берегу Невы, он на правом.
- Это единственный крупный жилой дом того времени, дошедший до наших дней. Начало строительства 1710 год. Строился до 1720 года, это конечно с переделками.
- Так как Меншиков А. Д. был генерал - губернатором. Одновременно дом был и административным центром города. Видишь это необычный дом с высокой кровлей. Он поражал всех своими размерами и великолепием убранства. Они постояли, помолчали. - Здесь, а не у Петра 1 проводились торжественные приёмы, свадьбы, пиры! К сведению во дворце было более 150 комнат,- Вера засмеялась, - пойдём на троллейбус, самое весёлое расскажу на ходу.
- В 1718 году были учреждены ассамблеи. Пётр их рассматривал как свободную форму делового общения и светского развлечения. Первая ассамблея состоялась 27 ноября 1718 года, в доме П. И. Батурина на Большой Дворцовой улице. Хозяин был обязан выделить для гостей четыре комнаты: для общих игр, для дамских игр, а также для танцев и курительную. Приготовить свечи, игры и «питьё». Ассамблеи проводились зимой. Начинались в 4 - 5 вечера. До 10 вечера. Все пользовались одинаковыми правами. Все должны приходить в праздничных нарядах. Как писал историк Н. И. Павленко, спиртного на ассамблеях не употребляли. Улыбнулась.
- Смешно рассказывать, очевидец, камер - юнкер Берхгольц, в своём дневнике оставил запись : (1718 г.) Дамы сидят отдельно от мужчин, так что с ними нельзя разговаривать, все сидят как немые и только смотрят друг на друга». Постепенно затворничеству был положен конец. Через несколько лет русские дамы были приняты на равных в европейских домах. Заезжий иностранец отмечал, что « нигде не танцуют менуэты так пристойно, как в Санкт - Петербурге».
Время пролетело незаметно. Вошли в автобус. Молодые люди встали, уступили место. Сели. Вера вздохнула, смотрит в окно и говорит: « Римляне говорили, что человек , проживший в городе три дня, считает, что узнал его хорошо, три месяца, понимает что ему удалось кое - что узнать и увидеть, за три года, он убеждается, что почти ничего о городе не знает». Я тебе еще многого не рассказала, - задумалась, - о том, что рядом, Университетская набережная д. 3. Музей антропологии и этнографии им Петра Великого.
- Это же бывшая Кунсткамера, построена в 1718 году при Петре 1. Бывал там. Там и музей М. В. Ломоносова! - Михаил, улыбнулся, и сказал, - ты так много знаешь!
Вера посмотрела на него: « Знания много места не занимают!»
Свидетельство о публикации №225110201109
Замечания:
так, кАк-будто там жил его - не тире, а дефисы. Они пишутся без пробелов.
с каким - то восторгом - то же самое, надо "с каким-то"
кто нИ разу не был на.. ни разу - в смысле никогда, а не раз - в смысле много раз. Это надо запомнить.
правильно:камер-юнкер - через дефис.
кое-что узнать - то же самое
Всего наилучшего,
Людмила Каштанова 03.11.2025 06:21 Заявить о нарушении
Алексей Решетняк 03.11.2025 09:47 Заявить о нарушении
